Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие теорий мировой торговли




 

Экономическая теория всегда рассматривала внешнюю торговлю как фактор, противодействующий общемировой тенденции снижения общей нормы прибыли. Используя более дешевую рабочую силу, сырье, рынки за границей, корпорации снижают издержки производства, добиваются повышения прибыльности операций. Фирмы ориентируют производство товаров уже не только на национальные и местные, но и на мировые рынки. Для повышения эффективности производства внешняя торговля удешевляет постоянный капитал и необходимые жизненные средства, превращающиеся в переменный капитал. Таким образом, внешняя торговля позволяет расширить масштабы производства. В результате производители-экспортеры из развитых стран получают добавочную прибыль за счет реализации своих товаров на рынках менее развитых стран.

Однако в настоящее время, как и раньше в торговле остаются нерешенные вопросы – как должна вестись торговля, кто получает выгоды и какой должна быть внешнеторговая политика.

Внешняя торговля отличается тем, что странам приходится сталкиваться при заключении внешнеторговых сделок с разной мобильностью ресурсов, разными валютными курсами и их регулированием, а также с влиянием политики.

Практически все факторы производства обладают международной мобильностью, т. е. могут перемещаться из страны в страну. Факторы делятся на:

- основные – достались стране от природы или являются результатом длительного исторического развития (географическое положение, исторические памятники, долги, неквалифицированная рабочая сила). Они характеризуются низкой мобильностью.

- развитые – приобретенные страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений (современная технология, квалифицированные кадры, современная инфраструктура). Они обладают высокой мобильностью.

По степени специализации факторы делятся на:

- общие – которые можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции. Они обладают высокой степенью мобильности.

- специальные – которые можно применять либо в одной отрасли, либо для создания одной, очень узкой группы продукта. Они обладают низкой мобильностью.

В настоящее время обеспеченность страны основными и общими факторами создает незначительное и нестойкое преимущество. Напротив, хорошая обеспеченность страны развитыми и специальными факторами гарантирует ей лидирующее положение в мировом хозяйстве. Поэтому внешняя торговля должна обеспечить перемещение продукции в первую очередь развитых и специальных факторов производства.

В течение уже, по меньшей мере, трех столетий исследования в области торговли стимулируются спорами по поводу того, какая торговля является допустимой. Систематические исследования в этой области стали появляться в эпоху меркантилизма (приблизительно XVI – XVIII в.в.) в Европе и представляли собой общие рассуждения на тему о том, как должна быть устроена внешняя торговля нации. Полагалось, что в интересах нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и ограничивать импорт оттуда.

К концу XVIII в. меркантилистский подход уступил место фритредерству, утверждающему, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран вместе допустить полную свободу торговли. Но даже если допустить любую торговлю лишь бы она была прибыльной, то остается вопрос, кто в конечном итоге получает прибыль. Для того, чтобы в этом разобраться необходимо выявить причины, порождающие международную торговлю.

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами А. Смитом и Д. Риккардо. А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее, не зависимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.

Теория абсолютного преимущества. В каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Предположим, что в США таким товаром является пшеница, а в остальных странах – сукно.

Допущения для анализа: берутся две страны, два товара, два фактора производства (труд и капитал), издержки постоянны, транспортные расходы равны нулю, нет торговых ограничений, издержки замещения остаются постоянными.

Допустим, в СЩА производится 50 т пшеницы и 25 т сахара, а в остальном мире за то же время производится 40 т пшеницы и 100 т сахара. Кривые производственных возможностей стран показаны жирной линией на рис. 1.1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.