КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Boorse C. Health as a theoretical concept // Philosophy of science. – 1977. – 44. – P. 542-573
[311] Morgan M., Calnan M., Manning N. Sociological approach to health and medicine. − N.-Y.:Routledge, 1985. − 297 P. [312] Illich I. Medical Nemesis: the expropriation of health. – New–York: Panteon, 1976. [313] От англ. сonsumer – потребитель. Под консумеризацией мы понимаем превращение граждан в «идеальных потребителей» всевозможных продуктов, товаров, технологий и превращение этого идеала в элемент мировоззрения, в доминантную жизненную установку. [314] www.who.int/gb/bd/PDF/bd46/r-bd46_2.pdf. [315] wellness (англ.) – хорошее здоровье. [316] Nordenfelt L. On the nature of Health. An action–theoretic approach. – Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1987. [317] Первая шкала силы болезни была разработана еще в Древней Греции: 1) болезненность (proclivitas); 2) недомогание, расстройство здоровья (pathos); 3) недуг (nosema, morbus); 4) немочь (arrhostema, aegrotatio); 5) болезнь, порок, не поддающийся излечению (kakia, aegrotatio invetera). [318] The goals of medicine. Setting new priorities // Special supplement. Hastings Center Report. – November–December. – 1996 – 27 p. [319] Апанасенко Г.Л. Валеология и фундаментальная наука // Валеология. – 2008. – № 3. – С. 4-15. [320] Помойницький В.Г. Введення в екологічну стоматологію // Медичні перспективи. – 2002. – VII, 4. – С. 12 – 15. [321] Менегетти А. Психосоматика. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 360 с. [322] Там же. [323] Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика как основание валеологической этики // М-лы ІІ-ой Межд. науч. конф. «Вопросы валеологии и эниовалеологии», Севастополь: Центр Лаукар, 1999. – С. 39-44. [324] В книге «Забота о себе» М. Фуко так описывает концепцию заботы о себе древних римлян: «Забота о себе – вовсе не синекура. Здесь и уход за телом, и режим, помогающий поддерживать здоровье, и постоянные упражнения… Здесь и размышления, и чтение… Сюда же относятся беседы с друзьями, с учителем …». См.: Фуко М. Забота о себе. − К.: Дух и Литера, 1998. − C. 61-62. [325] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001.– 352 с. [326] «Корпус» Гиппократа – собрание 62 сочинений, предположительно составленное между 430 и 330 гг. до н.э., которое приписывают Гиппократу и его ученикам. [327] Многие положения этики Персиваля, возникшей в XIX веке, были позаимствованы из учения Гиппократа. [328] (лат.) в отсутствии больного, не при больном. [329] Veatch R.M. The basics of bioethics. – New Jersey: Prentice Hall, 2000. –180p. [330] Гиппократ. Этика и общая медицина.– СПб.: Азбука, 2001. – С. 72. [331] Известно, что параллельно с рациональной медициной в Греции существовало храмовое врачевание безнадежных больных с центрами в асклепийонах – святилищах бога Асклепия. [332] От лат. padre – отец. [333] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 45. [334] Там же. – С. 75. [335] Parsons T. The sick role and the role of the physician reconsidered / Millbank Memorial Fund Quarterly: Health and Society, 1975. – № 53. – P. 257-278. [336] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 45. [337] (англ.) mercy killing – одна из разновидностей эвтаназии, эвтаназия при помощи врача. [338] Цит по: Иванюшкин А.Я. История медицинской этики и медико–биологических экспериментов на человеке и животных // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина, В.Н. Игнатьева. – М.: Эдиториал, 1998. – С. 73-92. [339] Там же. [340] Суррогатная мать – физиологическая мать ребенка, беременность которой была вызвана при помощи искусственной имплантации оплодотворенной яйцеклетки другой женщины (генетической матери). [341] Термин деонтология (греч.деон – долг, логос – учение)был введен в европейский научный контекст в первой половине ХІХ века выдающимся английским философом-утилитаристом, основателем Лондонского университета И. Бентамом. Он использовал этот термин для обозначения теории нравственности. В дальнейшем этот термин стал широко применяться в философии и юриспруденции как раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного, а также для обозначения этики И. Канта. [342] Книга вышла в г. Свердловске в 1938 году. [343] Цит по: Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний // Этюды критической медицины. – Т. 4. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. – 560 с.
[344] Васильченко О., Васильченко А. Філософська медична етика: спроба окреслення предмету // Філос. і соціол. думка. – 1996. – № 1-2. – С. 225-243. [345] Ссылка на то, что врачи «следуют клятве Гиппократа», до сих пор присутствует во многих этических кодексах врача, например, в «Этическом кодексе украинского врача», принятом Всеукраинским врачебным обществом в 2006 году. Cм.: Етичний кодекс лікаря України // Матеріали Всеукраїнської конференції, «Сучасний стан та перспективи розвитку галузі охорони здоров’я в нових політико-економічних умовах. Соціальний захист медичних працівників», присвяченої Ювілейному VІІІ з’їзду Всеукраїнського лікарського товариства, 21-22 квітня 2005 р., м. Івано-Франківськ. – Українські медичні вісті. – 2005. – С. 621-624. [346] Деонтология в педиатрии (этические аспекты практической деятельности педиатра) / Под ред. С.Д. Носова. – Л.: Медицина, 1977. – 168 с. [347] Фуко М. Забота о себе. − К.: Дух и Литера, 1998. − С. 74. [348] Апанасенко Г.Л. Валеология и фундаментальная наука // Валеология. – 2008. – № 3. – С. 14. [349] Владзимирский А.В., Дорохова Е.Т. Деонтология телемедицины.– Донецк: ISFTEH, 2005. – 35 с. [350] От англ. grid – решетка. Информационные технологии – разновидность электронных технологий, которые позволяют: создавать виртуальную среду для совместной работы специалистов, разделенных географически; осуществлять контроль и управление оборудованием в удаленном режиме; агрегировать большое число индивидуальных компьютеров и их ресурсов для решения сложных задач; распределять среди населения и специалистов огромные объемы данных и др. [351] second opinion internet–medicine. [352] Ходжибаев А.М., Адылова Ф.Т. Новейшие информационные ГРИД-технологии в электронной медицине // Український журнал телемедицини та медичної телематики. – Т. 3, № 1. – 2005. – С. 23-34. [353] Необходимо также отметить и «встречное движение» со стороны частных страховых компаний, предпочитающих малозатратные лечебные тактики, и незаинтересованных в том, чтобы их клиенты получали дорогостоящее лечение, отвечающее последним международным стандартам и требованиям доказательной медицины. См.: Nunes R. Evidence–based medicine: a new tool for resource allocation? // Medicine, health care and philosophy. –2003. – N 6. – P. 297-301. [354] Даже сегодня многие известные американские ученые, принимающие активное участие в международном боэтическом движении, часто не знакомы с работами В.Р. Поттера, в чем автор книги неоднократно убеждалась на собственном опыте, будучи участником международных семинаров и конференций в 2005-2008 годах. [355] Кизима В.В. Тоталлогический взгляд на идею интервальности // Totallogy XXI. Постнекласичні дослідження. – 2002. – Вип. 8. – С. 82-101. [356] Аннас Джордж – профессор, заведующий кафедрой права, биоэтики и прав человека в Бостонской университетской школе общественного здоровья. Его книга «Права пациента», изданная в 1975 году, переиздавалась трижды и была названа в Америке «Библией прав пациента». [357] Основанный на принципах, которые могут «работать», быть эффективными на практике. [358] Annas G.J. American bioethics: crossing human rights and health law boundaries. – New-York: Oxford University Press, 2005. [359] В советской традиции: эпидемиология – это наука, изучающая объективные закономерности, лежащие в основе проявления, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом обществе (Громашевский Л.В.); в западной традиции: эпидемиология – наука о факторах популяционного здоровья и средствах его достижения. [360] St. - Pierre М., Reinharz D., J. - B. Gauthier. Organizing the public health–clinical health interface: theoretical bases // Medicine, health care and philosophy. – 2006. – N 9. – P. 97-106.
[361] Хруцкий К.С. Биокосмология – универсальная наука индивидуального здоровья человека. – Великий Новгород: НОГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 259 с. [362] Екологічне громадське здоров’я: від теорії до практики / Під ред. К. Чу, Р. Симпсона. – Кам’янець-Подільський: Абетка-НОВА, 2002. – 290 с. [363] Veatch R.M. Abandoning informed consent // Bioethics anthology. – 1999. – P. 523-532. [364] Синонимы – гармонизированная, сбалансированная. [365] Callahan D. False hopes: overcoming the obstacles to a sustainable, affordable medicine. – New Brunswick, New Jersey and London: Rutgers University Press, 1998. – 330 p. [366] Там же. – С. 35. [367] Етичний кодекс українського лекаря // Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика: начала и основания. Философско-методологический анализ. − Киев: Сфера, 2002. − С. 134-149. [368] Мы рассматриваем экологическую этику как закономерный этап инвайронментальной этики. [369] Inoue К. How to consider the balance between environmentalism and liberalism in the klass // Eubios j. of asian and international bioethics. – 2000. – Vol. 10. – N 15. [370] Kato H. What is bioethics? / Eubios J. of Asian and international bioethics, 1986. [371] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p. [372] Кисельов М.М., Гардащук Т.В., Зарубицький К.Є. Екологічні виміри глобалізації. – К.: Вид. ПАРАПАН, 2006, 260 с.; Гардашук Т. Екологічна політика та екологічний рух: сучасний контекст. – К.: ТОВ «ВПЦ «Тех.принт», 2000. – 126 с.; Гардащук Т.В. Концептуальні параметри екологізму. – К.: Парапан, 2005. – 196 с. [373] В последнее время в постсоветских странах наблюдается повышение исследовательского интереса и внимания к инвайронментальной этике. [374] Callicott B. Animal Liberation: a triangular affair // People, penguins, and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmond, California: Wodsword Publishing Company, 1984. – pp. 184-203. [375] Nash R.F. The rights of nature. A history of environmental ethics. – Madison: University of Wisconsin Press, 1989. – 290 p. [376] wildness [377] Там же.– Р. 16-17. [378] Заметки Дж. Мюира о правах природы были обнаружены неопубликованными уже после выхода его основных произведений. [379] Аналогичные демократические завоевания имели место и в Европе в конце ХIХ – начале XX вв. [380] Там же. [381] Джефферсон Томас (1743-1826) – выдающийся американский мыслитель, политик, демократ. [382] Vogel S. Nature as origin and difference: on environmental philosophy and continental thought // Environmental philosophy: from animal rights to radical ecology. – New Jersey: Upper Saddle River, 2005. – P. 296-310. [383] Цит по: Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику // Серия: Охрана дикой природы. – 1999. – Вып. 11. – С. 85. [384] Например, такое символическое значение для белорусов имеют болота, как историческое место борьбы белорусских партизан с немецкими оккупантами в годы Второй мировой войны, или кустарник калина для украинцев, издавна служащий символом женской красоты, чистоты и верности. [385] Успенский Петр Демьянович (1878–1947) – русский философ-эзотерик. Одна из его основных работ «Tertium organum» (1912) была переведена в США в 1920 году. [386] Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, путешественник. [387] Sylvan (Routley) R. Is there a need foe a new, an environmental, ethics? //Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 16-24; Callicott J.B. In defense of the land ethics. – N.–Y.: State University of New York press, 1989. – 325 c.; Klaver I.J. Continental environmental philosophy // Environmental philosophy: from animal rights to radical ecology. – New Jersey: Upper Saddle River, 2005. – P. 281-295. [388] От англ. рreserve – 1) сохранять, охранять, оберегать; 2) охранять от браконьеров. [389] От англ. conserve – сохранять, сберегать. [390] Общественная организация, основанная Дж. Мюиром в 1892 году для защиты «Йосемитского национального парка». [391] Общественное движение, соединяющее в себе идеи феминизма и необходимости защиты окружающей среды. [392] Callicot J.B. Animal rights and environmental ethics: back together again // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 130-138.
[393] Леопольд Олдо (1887–1948) – известный американский природоохранник, писатель и общественный деятель. [394] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 с. [395] Важно подчеркнуть, что Дж. Миюр, О. Леопольд и В.Р. Поттер в разное время работали и были профессорами одного и того же Висконсинского университета (!) в городе Мадисон, что, по-видимому, сыграло большую роль в преемственности их мировоззрения и научных взглядов. [396] Известные американские ученые, экофилософы, общественные деятели, работы которых внесли существенный вклад в развитие инвайронментальной и экологической этики. [397] Леопольд О. Календарь песчаного графства. – М.: Мир, 1980 – 216 с. [398] Там же. – С. 178. [399] Леопольд О. Календарь песчаного графства. – М.: Мир, 1980 – С. 178. [400] Там же. – С. 194. [401] Там же. [402] Там же. – С. 146. [403] Там же. – С. 178. [404] Там же. – С. 193. [405] Там же. – С. 194. [406] Борейко В., Поминова Е. Зарубежные философы дикой природы. – К.: КЭКЦ, 2000. – С. 92-93. [407] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p. [408] Callicot J.B. Animal rights and environmental ethics: back together again // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 130-138. [409] Там же. [410] Rolston III H. Challenges in environmental ethics//Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 82-101. [411] Борейко В.Е. Билль о правах животных, растений и дикой природы // Гуманитарный экологический журнал. – 2002. – Т 4, спецвыпуск. – С. 27-39. [412] Rolston III H. Challenges in environmental ethics // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 82-101. [413] От англ. consumer – потребитель. [414] Hens L., Susanne C. Environmental ethics // Global bioethics. – 1998. – N 1-4. – P. 102. [415] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy.– Michigan: Michigan State University Press, 1988.– Р. 75.
[416] being alive [417] См.: Барбур И. Этика в век технологий. – М.: ББИ, 2001. − 382 c. [418] Тейлор Ч. Джерела себе. – К.: Дух та літера, 2005. – 696 с.
[419] Evanoff R. Extending the concept of informed consent to global environmental decision–making // Eubios J. of Asian and International Bioethics. – 2002. – N 12. – P. 88–90. [420] Клонирование человека. Вопросы этики. – Париж: ЮНЕСКО, 2004. – 20 с. [421] Devall B., Sessions G. Deep ecology. – Salt lake city: Gibbs, Smith publisher, 1985. – 267 p. [422] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – Р. ХIV. [423] Devall B., Sessions G. Deep ecology. – Salt lake city: Gibbs, Smith publisher, 1985. – Р. 66. [424] Там же. – С. 66-69. [425] Там же. – С. 70.
[426] Veatch R.M. Abandoning informed consent // Bioethics anthology. – 1999. – P. 523-532. [427] Впервые этот термин был использован в 1980 году в докладе Всемирного союза охраны природы (World conservation union) «Всемирная стратегия охраны природы: сохранение существующих ресурсов для устойчивого развития» («World conservation strategy: living resource conservation for sustainable development»). Дальнейшее развитие концепция получила в Докладе 1987 года Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (World commission on environment and development), сделанном Гро Харлем Брутланд – «Наше общее будущее: от одной земли к одному миру» («Our common future: from one earth to one world»). [428] Estes R. J. Toward sustainable development: from theory to praxis // Social development issues. 1993. – Vol 15, N 3. – 1-29. [429] Бельмонтский отчет был разработан и принят в качестве регуляторного документа Национальной комиссией по защите лиц, субъектов биомедицинских и поведенческих исследований в 1979 (США). Он содержит перечень нормативных требований к проведению биомедицинских и поведенческих исследований на людях и основывается на трех базовых этических принципах: автономии субъекта исследования, максимизации блага (минимизации вреда) и справедливости. [430] Potter V.R. Bioethics, science of survival // Persp. biol. med. – 1970. – N 14. – P. 127-153. [431] Potter V.R. Bioethics: bridge to the future. – New Jersey: Prentice-Hall, 1971; Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – 215 с. [432] Там же. – C. 9. [433] Там же. – С. 5. [434] В то время, когда западные ученые обнаружили тератогенный эффект талидомида, в СССР талидомид еще не был зарегистрирован в качестве лекарственного средства, допущенного к применению и продаже. [435] Там же. [436] Там же. – C. 5. [437] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – C. 112. [438] Там же. – С. 88. [439] Там же. – C. 36. [440] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – С. 207-208. [441] См.: Dobzhansky Т. Evolution, Genetics, & Man. – New York: Wiley & Sons, 1955; Dobzhansky Т. Mankind Evolving. – Connecticut: Yale University Press, New Haven, 1962; Dobzhansky Т. The Biology of Ultimate Concern. – New York: New American Library, 1967 и др. работы. [442] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – C.45. [443] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p. [444] Кулініченко В.Л. Філософсько-світоглядні засади біоетики // Практична філософія. – 2001. – № 3 – С. 37-43. [445] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – P. 74.
[446] Там же. – С. 2. [447] Там же. – С. 48. [448] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. – М.: Айрис-пресс, 2004.– С. 58. [449] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – С. 89. [450] Там же. – С. 198. [451] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – С. 90. [452] См.: Gilligan C. A differentvoice in moral decisions // Speaking of faith / Ed. by D. Eck and D. Jain, Philadelphia: New Society Publishers, 1987. [453] narrative (англ.) – повествование, повесть. [454] Р. Витч пришел к интересному выводу о том, что в биомедицинских исследованиях и здравоохранении апеллирование к этическим принципам и правилам становится особенно важным и необходимым, когда во взаимодействие вступают мужчина и женщина. См.: Veatch R.M. Moral justification and moral theories // Medical ethics / Ed. by R.M. Veatch. – Boston. – London: Jones and Bartlett Publishers, 1989. – P. 46. [455] Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. − М.: Прогресс-Традиция, 2000 − 384 с. [456] Там же. − С. 24. [457] Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания. [458] См.: Callicot J. B. Animal liberation: a triangular affair // Environmental ethics. – 1980. – N 2 (4). – С. 311-338. [459] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – Р. 121. [460] Devall B., Sessions G. Deep ecology. – Salt lake city: Gibbs, Smith publisher, 1985. – 267 p. [461] Potter V.R., Whitehouse P.J. Deep and global bioethics for a livable third Millennium // Scientist. – 1998. – January 5. – P. 9. [462] Там же. [463] Там же. [464] Potter V.R. Bridging the gap between medical ethics and environmental ethics // Global bioethics. – 1993. – N 3. – P. 161-164. [465] Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» – «партикуляризм» // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 13-27. [466] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – Р. 152. [467] Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с. [468] Лойер Дж. Расширяющаяся глобальная биоэтика // Практична філософія. – 2004. – № 1 (11). – С. 25-25. [469] Деизм – диалектический синтез теизма и атеизма. [470] Поттер В.Р. Глобальная биоэтика: движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания // Практична філософія. – 2004. – № 1. – С. 4-11. [471] Там же. – С. 6. [472] Создатели Декларации о независимости США, видные политические и общественные деятели США: Томас Пейн, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джон Адамс. [473] Поттер В.Р. Глобальная биоэтика: движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания // Практична філософія. – 2004. – № 1. – С. 6. [474] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – Р. 121.
[475] Поттер В.Р. Глобальная биоэтика: движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания // Практична філософія. – 2004. – № 1. – С. 4-11. [476] От англ. environment – окружающая среда. [477] Этос – это типичный способ, при помощи которого люди интерпретируют свою историю, социальное окружение, физический мир и прочее с целью выработки и обоснования моральных убеждений и норм. [478] От лат. мelior – лучше. Принцип в этике, предписывающий индивиду постепенный путь приближения к добру.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |