Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационных систем




Концептуальные основы формирования региональных

Понятие региональной инновационной системы

Экономика развитых стран все больше опирается на знания. Экономический рост обеспечивается инвестициями в исследования и разработки, повышением инновационной активности, качества образования и квалификации кадров. Но простыми вложениями в перечисленные компоненты невозможно обеспечить новое качество экономического роста. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей между участниками с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями, управляют их потоками, распределяют и применяют эти знания, чтобы производить новые продукты и технологические процессы. Сегодня компании должны сочетать способность производить необходимое количество качественных товаров вовремя и с разумными затратами и умение быстро и постоянно вводить новшества. Чтобы удерживать первенство в производстве и применении знаний, компании необходимо фокусироваться на своих основных компетенциях. Это делает ее более зависимой от дополнительных знаний, которые производятся другими организациями. Компании не могут осуществлять инновации, находясь в изоляции. Напротив, производство новых знаний и их применение происходит в инновационных сетях. Для успеха инновационной деятельности все более важной становится связь с глобальными потоками знаний.

Эффективность инновационного процесса во многом зависит от того, каким образом основные его участники взаимодействуют друг с другом, как используются новые технологии, и какова эффективность вложенных инвестиций. Данное рассмотрение инновационного процесса приводит к понятию инновационной системы.

В последнее время инновационные системы рассматриваются как системы трансформации знаний. Внутри системы знания, полученные из окружающей среды, трансформируются в новые знания. Этот процесс предполагает приобретение и производство знаний, их распространение, упорядочение и стандартизацию, применение знаний и управление ими. Перечисленные функции выполняются различными организациями, включая университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансферта технологий, институты стандартизации, патентные агентства и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику.

Так как ни один из участников не изолирован в своей инновационной деятельности, решающим фактором становятся связи и процессы обмена знаниями. Инновации - это продукт не только отдельных организаций и институтов, но и сложных моделей их взаимодействия. Независимость участников - одна из наиболее важных характеристик системного подхода. Чтобы объяснить экономический успех тех или иных инновационных систем, недостаточно просто перечислить участников и поддерживающие институты, описать их ресурсы. Нужно учитывать взаимосвязи между ними. Когда участники инновационной системы связаны должным образом, это может стать мощной машиной экономического роста. Неспособность к взаимодействию, напротив, серьезно тормозит процесс инноваций. Успех инновационной системы в большой степени зависит от формы управления.

Инновационными процессами все сложнее управлять на национальном уровне. Национальные границы в инновационных процессах стираются, транснациональные корпорации разбивают цепочки создания добавленной стоимости и размещают отдельные ее элементы там, где находят локальные преимущества. Роль государства сегодня - быть катализатором инновационных процессов, поддерживать исследования и инновационную деятельность в новой технико-организационной парадигме, быть арбитром расходящихся интересов и перспектив, организатором диалога между различными участниками будущих разработок, инициатором новых программ. С изменением роли государства происходит переход инновационной политики с национального уровня к региональному. В условиях глобализации естественной экономической областью становится регион. В связи с этим региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают регион привлекательным для иностранных инвестиций, удерживать глобальные корпорации на своей территории. Конкурентные преимущества регионов можно создавать целенаправленно.

В настоящее время в мире во многих странах, в основном, заканчивается формирование национальных инновационных систем, ориентированных на построение постиндустриального общества. Решающая роль в управлении этим процессом принадлежит государству, которое, с одной стороны, устанавливает правила функционирования инновационной системы, с другой - обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование. Дальнейшее развитие национальных инновационных систем будет направлено на их объединение в глобальные системы, а в перспективе - на создание всемирной инновационной системы. Таким образом, совершенно верно отметили В.В. Иванов, Н.Т. Колдаева [Иванов В.В., Колдаева Н.Т. Российская инновационная система: территориальный подход. / Инновации, 2000, № 9-10.], формирующиеся региональные инновационные системы России со своим инновационным потенциалом должны не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе.

Роль государства в формировании региональных инновационных систем

Для развития инновационной среды в регионах с высоким научным потенциалом необходима государственная поддержка с учетом зарубежного опыта. [Ермакова Е.А. Инновационная составляющая интеграционных процессов: региональный аспект // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2006. № 3 (06). - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru] Так, правительства различных стран поддерживает инновационную деятельность на законодательном уровне.

В России финансовые аспекты различных механизмов финансирования, финансового стимулирования и поощрения инновационной деятельности закрепляются законами, прежде всего законом о государственном бюджете. Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на целевой ориентации и множественности источников финансирования (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Финансирование научно-исследовательской деятельности осуществляется государством путем сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Реализация государственной научно-технической политики заключается, в том числе, в создании и финансировании за счет средств федерального бюджета федеральных государственных учреждений (научных организаций), основной целью и задачей которых является комплексное исследование и развитии науки в той или иной отрасли.

Целевое финансирование программ, проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями, осуществляется на основании тематического плана работ, утвержденного заинтересованным министерством (ведомством) и согласованного с органом государственной власти, осуществляющим государственную политику в сфере науки и технологий в соответствии с уставными целями, задачами и основными направлениями деятельности организации.

Результаты исследований и разработок, полученные при выполнении работ за счет бюджетных ассигнований, являются федеральной собственностью (п. 10 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации").

Одной из форм государственного стимулирования развития науки и техники является присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации, который не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки (Указ Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации").

Целевое финансирование научных исследований, выполняемых государственными научными центрами Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке, начиная со II квартала 1993.

Порядок финансирования государственных научных центров Российской Федерации закреплен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации".

Национальные интересы России с учетом мировых тенденций развития науки и технологий, которые нацелены на решение комплексных научно-исследовательских и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, находят свое отражение в федеральных, федеральных целевых, отраслевых программах.

Реализация интересов государства по приоритетным направлениям развития науки и технологий в рамках федеральных, федеральных целевых, отраслевых программ, происходит путем размещения государственного заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В целях обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов заказы на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах) (Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд").

Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" определяет порядок проведения конкурсных процедур и утверждения исполнителя проекта в рамках государственного заказа. С 01.01.2006 вступил в силу (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Для обеспечения экономичности использования выделяемых на научные исследования средств, стимулирования спроса и предложений на эффективные научно-технические проекты и их реализацию на выгодных для государства условиях, при организации размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд было разработано Типовое положение о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденное приказом Миннауки России, Минэкономики России и Минфина России от 17.10.1997 N 94/130/74Н.

В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством Российской Федерации, создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности (далее фонды) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Государственные фонды организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели. Порядок выделения средств на финансирование научных и научно-технических программ и проектов определяется уставами государственных фондов.

В федеральных органах исполнительной власти и коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п.8. ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций определяется Правительством Российской Федерации (см. Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156).

П. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 на Министерство науки и технологий Российской Федерации возложена обязанность по регистрации и учету внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. В связи с упразднением Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314), которому были переданы функции упраздненного Министерства науки и технологий Российской Федерации, функции по ведению реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возложены на Федеральное агентство по науке и инновациям (п. 5.5.2. Положения о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденного постановлением Правительств Российской Федерации от 16.06.2004 N 281).

В соответствии с п.1 Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды):

1) Министерство науки и технологий Российской Федерации - российский фонд технологического развития;

2) федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

3) коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций создаются по согласованию с Федеральным агентством по науке и инновациям.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти формируются за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении, а также отчислений коммерческих организаций.

Внебюджетные фонды коммерческих организаций формируются за счет собственных отчислений, а также отчислений, осуществляемых на договорной основе другими коммерческими организациями.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из федерального бюджета или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов (п. 9 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности").

Еще одной из форм государственной поддержки фундаментальных научных исследований является финансирование последних за счет грантов (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Гранты предоставляются научным работникам (Указ Президента РФ от 03.03.2005 N 120 "О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей"), научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.

Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно-исследовательских работ (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2005 N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации", Положение об организации конкурсов на соискание грантов и научно-исследовательских работ по грантам Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 01.11.1999 N 735, Положение о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 18.12.2000 N 3705).

Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

В целях реализации государственной политики в области создания и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета в хозяйственном и гражданском обороте ведется государственный учет указанных результатов (Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2005 N 284).

Обеспечение порядка государственного учета результатов научно-технической деятельности является обязательным для федеральных органов исполнительной власти, российских академий наук, имеющих государственный статус, иных организаций, осуществляющих финансирование научно-технической деятельности по государственным контрактам, по смете доходов и расходов и за счет средств, выделяемых в виде субвенций (далее - заказчики), а также для организаций-исполнителей, осуществляющих научно-техническую деятельность, и их соисполнителей.

В соответствии с п. 8 указанного Положения Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет ведение единого реестра результатов научно-технической деятельности. [Демидова Е. А. Национальный Центр по мониторингу инновационной инфраструктуры, научно-технической деятельности и региональных инновационных систем//www.miiris.ru]

Развитие инновационных процессов за рубежом происходило в условиях устойчивой политической ситуации и при стабильно функционирующей экономике. Например, стимулирование развития инновационного потенциала в Корее, как показал Джунгхае Сах [Suh, Joonghae, “Technology Acquisition and Modernization of SMEs: Lessons from a Korean Experience”, paper presented at Technology Transfer Seminar at Bandung, Indonesia, 18-21 Dec 1995.], предусматривало разнообразные методы в зависимости от вида внедрения инноваций в развитие региона (табл. 1).

Таблица 1
Хронология схем стимулирования технологического развития промышленности

Источник: Suh, Joonghae, “Technology Acquisition and Modernization of SMEs: Lessons from a Korean Experience”, paper presented at Technology Transfer Seminar at Bandung, Indonesia, 18-21 Dec 1995.

Финансирование развития региональных инновационных систем

Ограниченное использование различных форм финансирования инноваций в регионах является одной из основных проблем развития региональных инновационных систем.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть и использовать опыт зарубежных стран, имеющих высокий инновационный потенциал и развитую национальную инновационную систему. К числу таких стран относится Великобретания. Финансирование технопарков как основной формы существования региональной инновационной системы в Англии осуществляется из различных источников.

Формы финансирования технопарков в Великобретании

[ Васильева Т. Н. "Технопарки, технополисы, наукограды"; М.: РГИИС, 2005; Д. Берр "Технопарки: организация и управление" (пер. с англ.); под научной редакцией проф. В. Е. Шукшунова; М.: изд-во МЭИ, 1997; Авдулов А. Н., Кулькин А. М. "Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки"; М.: ИНИОН РАН, 1998; Крылов И. "Англия готовит команды для технопарков России". // Деловой мир, №9, 2000;]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.