КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы инновационного менеджмента
Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает: 1) научные исследования и разработки; 2) научно-техническое образование и подготовку кадров; 3) научно-технические услуги. Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений. В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников (см. рис.), классифицируя их по первоочередности: 1) новаторы; 2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры); 3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на: a) ранее большинство; b) отстающие. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией. Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) - это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за «пионерами» внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие - это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки. Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру: • биржи, банки; • инвестиционные и финансовые компании; • средства массовой информации; • информационные технологии и средства деловой коммуникации; • патентные организации; • органы сертификации; • библиотеки; • ярмарки, аукционы, семинары; • система страхования; • рекламные агенства; • система образования; • консалтинговые компании. Специальные организационные структуры в инновационной деятельности Интрапренерство как вид инновационной деятельности Интрапренерство - это организация внутрифирменных рискованных предприятий. Этот неологизм образован из двух слов – «антрепренерство» - предпринимательство и «интра» - внутренний. Интрапренерство является разновидностью венчурного предпринимательства. Цель интрапренерства - стимулирование творческой инновационно- предпринимательской деятельности на внутрифирменном уровне. В случае успеха интрапренерства инновация переносится на всю фирму в целом. Характерные черты интрапренерства: • свобода в распоряжении финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами; • самостоятельный выход на рынок; • принятие на себя части риска; • распоряжение частью прибыли от удачной реализации проекта. Ключевое лицо - интрапренер, то есть предприниматель, действующий внутри корпорации как владелец собственной малой фирмы. В случае успеха инновационной деятельности и распространения инновации на всю корпорацию интрапренер получает возможность должностного роста. Это является для него дополнительным стимулом. Некоторые корпорации разрешают выпускать интрапренерам собственные акции и распространять их внутри корпорации. Купившие эти акции работники, таким образом, берут на себя часть риска и имеют право на часть дохода проекта в случае его удачи. Внутрифирменные инновационные предприятия (на Западе такое предприятие носит название start-up) являются привлекательными и для инвесторов, так как, во-первых, им гарантируется то, что их инвестиции будут использованы целенаправленно, во-вторых, они ожидают получение большей прибыли. Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы. В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации. В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства. Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей: · выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации; · оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования. Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия. Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия. Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет: · активизации и использования творческого потенциала сотрудников; · повышения эффективности использования ресурсов предприятия; · быстрой реакции на изменения потребностей рынка; · быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.); · создание основы для дальнейшего развития производства. Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия. Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.
Рис. 1. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность. На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста. С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей. Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей. Таблица 1. Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства
Венчурные фирмы Малые фирмы, работающие в основном в наукоемких отраслях: производство программного обеспечения, электронное и точное машиностроение, биотехнологии, химия, лекарственные препараты, относятся к фирмам - новаторам и фирмам - пионерам, используют в своей деятельности венчурный капитал. Результатом деятельности венчурных фирм стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, кинескоп, турбореактивный двигатель и многое другое. Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой целевой активностью, высокой компетентностью и профессионализмом. В некоторых случаях венчурные фирмы создаются как временные проектные структуры.
Фирмы «спин-офф» Фирмы «спин-офф» это малые инновационные фирмы, которые организуются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов - военных, космических. В отличие от венчурных фирм здесь большую роль играет государственный сектор, который служит не только отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь. Следует отметить, что по оценке организации экономического сотрудничества и развития в настоящее время на долю малых фирм в промышленно развитых странах приходится 10-20 % всех новшеств, хотя доля их в расходах на инновации составляет 4- 5 %. В целом более 50 % из инновационных малых предприятий занимаются проектированием новой техники, 40 % - разработкой программных средств. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научно- технической деятельности.
Инжиниринговые фирмы Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками с одной стороны, и между разработками и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана: • с экспертизой и оценкой объектов промышленной интеллектуальной собственности - изобретений, промышленных образцов, ноу-хау с точки зрения их практической реализуемости, коммерческой эффективности; • с созданием инновационных проектов, направленных на промышленную реализацию научно-технических новшеств; • с организацией производственных процессов на предприятии, внедряющем новшество. Инжиниринговые фирмы осуществляют, как консалтинг по вышеперечисленным направлениям, так и выполняют практическую работу.
Бизнес- инкубаторы Цель функционирования бизнес-инкубаторов - обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм. Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий: • собеседование; • тестирование; • оценку инновационного замысла или бизнес-проекта; • консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов; • начало работ по бизнес-проекту; • освоение бизнес-проекта; • выход из инкубатора. Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе - от 1 до 2,5 лет. Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе - действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первой предусматривает свободное пользование всеми предоставляемыми инкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно на территории бизнес-инкубатора. Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес- инкубатора в течение 1,5 - 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 - 5 лет после выхода. В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов. Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий. Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг. Третий тип - региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов. Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.
Технопарк Технопарк - инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет "инкубации" - выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи: • организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм; • организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования; • поиск источников финансирования; • создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности; • проведение выставок, семинаров, конференций; • подготовка и переподготовка специалистов; • реализация торговой и посреднической деятельности. Недостатки и опасности такого вида организации инновационной деятельности: • опасность превращения технопарка в инкубатор "отходов" вузовской и отраслевой науки; • опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих; • опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка. В России технопарки образуются с 1990 г. По данным 2000 г. их было более 60. Все образовались без государственного вклада и без налоговых льгот. В состав этих технопарков входило более 780 малых инновационных фирм. Работали 10 тыс. человек. Произведено 710 видов наукоемкой продукции. Реализовано 850 инновационных проектов. Объем инновационной деятельности оценивается в 32 млрд руб., в том числе 6,5 млрд приходится на внешнеэкономические операции.
Японский вариант технопарков - технополисы Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развития технополисов была принята в 1983 г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь. Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии. Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50 % средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц. Научно-финансово промышленные группы (НФПГ) Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материально- технических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом. Участниками НФПГ могут быть: • научные и научно-образовательные учреждения; • финансовые группы, банки; • региональная администрация; • промышленные предприятия. Задачи НФПГ: • конкурсный отбор инновационных проектов; • вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты; • организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ; • создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача; • финансирование НИОКР. Принципы работы НФПГ: • добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе; • программно-целевая деятельность; • многоканальное финансирование проектов; • максимальная экономическая эффективность.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |