Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью




Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.

Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.

Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с ЗПР.

Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Занятие 10

Тема: Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.

Вопросы для обсуждения

1. Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с ЗПР.

3. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.

4. Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.

5. Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства умственно отсталых детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. Несомненно, что ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают и нарушения в общем соматическом состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как правило, научаются хо­дить с большим опозданием.

Необходимо также отметить весьма характерную особенность многих умственно отсталых детей — они длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией.

В этой связи, цель физического воспитания состоит в физическом оздоровлении учащихся, создании условий для коррекции недостатков физического развития и закалки организма.

Задачи:

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышение работоспособности организма.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.

3. Развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и т.д.) на уровне, оптимальном для данного пола и возраста.

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию.

5. Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Основными средствами физического воспитания учащихся вспо­могательной школе являются:

а) специальные занятия по физическому воспитанию учащихся: ритмика в младших классах, уроки физкультуры в старших клас­сах и организация доступных для учащихся внеклассных спор­тивных мероприятий;

б) коррекционно-лечебная гимнастика и индивидуальная трудотерапия для детей с грубыми нарушениями моторики;

в) соответствующая организация детского питания в интернате и в семье;

г) правильная организация и гигиена учебного и физического труда учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных осо­бенностей;

д) общий режим жизни ребенка в семье и интернате, обеспече­ние правильного чередования учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий и т. п.;

е) организация и проведение летних оздоровительных меро­приятий: походы, экскурсии, спортивные мероприятия, участие в сельскохозяйственных работах и т. п.;

ж) собственно лечебные мероприятия: использование лечебных препаратов для стимуляции и коррекции физического развития, физиотерапия и другие специальные лечебные средства.

Из сказанного о средствах физического воспитания следует, что в условиях вспомогательной школы физическое воспитание учащихся может быть обеспечено должным образом только при совместной, взаимосвязанной работе всего коллектива работников школы, и особенно врача, учителей ритмики и физкультуры, а так­же учителей по трудовому обучению.

 

Ведущая роль в подготовке учащихся вспомогательных школ к практической, общественно-полезной деятельности принадлежит работе, связанной с решением задач трудового воспитания.

Цель трудового воспитания: обеспечение готовности учащихся к практической, общественно-полезной деятельности.

Задачи:

1. Коррекция и развитие сенсорных и мыслительных функций.

2. Выработка волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, самоконтроль своих действий).

3. Физическое развитие учащихся.

4. Нравственное развитие учащихся (ответственное отношение к заданиям, умение работать в коллективе, дисциплинированность и т.д.).

5. Формирование прочных профессионально-трудовых навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.

К основным средствам трудового воспитания относятся:

а) система занятий ручным трудом в младших классах;

б) система профессионально-трудового обучения в старших классах;

в) все мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, в интернате) и самообслуживания.

Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы вспомогательной школы, так как успех включения умственно отсталого школьника в общественно полезный труд в конечном счете решается тем, на­сколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравствен­ные качества.

В этой связи, цель нравственного воспитания состоит в формировании нравственных понятий, норм и навыков поведения.

Задачи:

1. Формирование дисциплинированности в поведении, учении, труде.

2. Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.

3. Формирование честности, правдивости.

4. Воспитание у учащихся чувства товарищества и коллективизма.

5. Формирование культурных навыков поведения в различных ситуациях общения со взрослыми.

Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания; методы накопления положительного опыта поведения; методы стимуляции поведения и деятельности.

Периодом школьного обучения не оканчивается воспитание ученика, так как с окончанием школьного обучения отнюдь не завершается развитие и формирование его личности. Успешное решение задач, стоящих перед школой, закладывает только основу для дальнейшего формирования личности. Позднее, особенно с момента включения бывших учеников в общественно полезный производительный труд, происходит закрепление и дальнейшее развитие положительных качеств личности. В этот период под влиянием реальных условий трудовой деятельности у бывших учащихся начинают формироваться и более сложные качества: чувство долга, понимание общественной значимости своей работы; окончательно оформляются навыки культурного поведения, уме­ния соблюдать правила общежития и т. п.

После выхода из школы умственно отсталого подростка воз­растают возможности случайного отрицательного влияния на него, а так как умственно отсталые остаются достаточно внушаемыми и в более старшем возрасте, то возможность срыва положительных качеств, воспитанных у ученика школой, бывает вполне реальной и нередкой. Это выдвигает особую задачу перед семьей, шко­лой и общественностью — задачу создания постоянного охрани­тельного патронирования над бывшим воспитанником вспомога­тельной школы. Гуманное, доброжелательное отношение к ум­ственно отсталому подростку и, наконец, к взрослому позволяет полностью исключить срывы в их общественно полезной работе, закрепляет и развивает положительные качества личности.

Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы, естественно, затруднено в силу их общего умственного недораз­вития и весьма слабых возможностей к самостоятельному худо­жественному творчеству. Поэтому решающая роль в развитии у этих учащихся эстетического воспитания, понимания произве­дений искусства принадлежит учителю, воспитателю и роди­телям.

Цель эстетического воспитания: формирование умения адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать прекрасное.

Задачи:

1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития школьников.

2. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать сенсорную культуру, развивать эстетический вкус.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных художественных навыков.

Воспитание у учащихся восприятия произведений ис­кусства не должно ограничиваться рамками учебной работы. Продолжением и расширением этой работы является правильно организованная система внеклассных занятий в различных круж­ках (хорового пения, танцев, драматические кружки, кукольный театр, кружки рисования и художественного рукоделия и др.). В работе круж­ков в процессе подготовки детей к выступлениям на школьных праздниках заключены огромные возможности должного решения задач эстетического воспитания детей.

Особое значение для эстетического воспитания детей имеют учебные и внеклассные занятия по труду. И в учебном, и в быто­вом труде необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли свою работу чисто, аккуратно и красиво. Будет ли это починка одежды или сервировка стола, будет ли это изготовление игрушек из дерева или производство школьной мебели, пошивка платья для кукол или изготовление белья для интерната — всюду учени­кам необходимо прививать вкус к простому, удобному и краси­вому.

Старших учеников вспомогательной школы следует по возмож­ности ознакомить более широко с богатством русского и мирового искусства. Для этой цели надо использовать музеи, картинные галереи, передвижные выставки, поездки в большие города. Ра­зумеется, что каждый такой выход в музей должен быть предва­рительно тщательно подготовлен (отбор определенного числа экс­понатов, предварительная беседа с учениками, особая подготовка экскурсовода и т. п.).

Наконец, в системе средств эстетического воспитания детей большое место должны занять экскурсии и прогулки в природу (в поле, в лес, к реке, на озеро, в горы и другие места). Непосред­ственное восприятие природы, ее красоты, богатства форм и красок содействует эстетическому воспитанию детей и формиру­ет чувство любви к Родине.

У всех учащихся вспомогательной школы имеется нарушение нормального развития познавательных процессов, поэтому коррекция и формирование умственного развития ребенка является первостепенной воспита­тельной задачей школы.

Цель умственного воспитания: коррекция умственного развития ребенка.

Задачи:

1. Коррекция и развитие восприятия.

2. Коррекция и развитие процессов памяти.

3. Коррекция и развитие мышления.

4. Коррекция и развитие речи

5. Коррекция и развитие личности.

Разумеется, говоря об умственном воспитании учащихся вспо­могательной школы, необходимо иметь в виду, прежде всего, коррекцию, частичное устранение указанных коренных недостатков их умственной деятельности.

В решении этой задачи главную роль играет процесс обучения умственно отсталых детей элементарным общеобразовательным и трудовым знаниям и умениям.

Факторами, определяющими воспитательное значе­ние обучения, являются его содержание, применяемые методы и особенности организации, а также психофизические особенности учащихся. Все перечисленные факторы находятся в определенной зависимости. Так, со­держание обучения должно быть доступным, понятным учащимся. С другой стороны, методы обучения определяются как содержанием учебного предмета, так особенностями учащихся. Следовательно, в практике обучения все указанные факторы действуют в единстве, взаимосвязи. Отсюда как результат обучения, т. е. ха­рактер усвоения знаний детьми, так и воспитательное значение обучения зависят от правильности учета всех указанных факто­ров.

Умственное развитие ребенка, как уже говорилось, не есть чисто автоматический результат обучения. Оно является тем более эффективным, чем более целенаправленным в этом отноше­нии будет обучение. Отсюда следует, что при построении урока требуется учитывать и то, какие умственные операции воспитыва­ются на нем.

 

Задание

1. Охарактеризовать особенности физического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Перечислить задачи физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Раскрыть задачи и содержание трудового воспитания умственно отсталых детей.

4. Перечислить направления трудового воспитания.

5. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.

6. Перечислить особенности эстетического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

7. Раскрыть задачи, содержание и методы эстетического воспитания.

8. Определить специфику умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью?

9. Определить детерминанты содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.

Самостоятельная работа:

1. Заполнить таблицу:

Составляющая воспитательного процесса цели и задачи Методы Эффективность и трудности   Связь с другими видами воспитания, социокультурная значимость
Физическое воспитание
Трудовое воспитание        
Нравственное воспитание        
Эстетическое воспитание        
Умственное воспитание        

Литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.

2. Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.

3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.

5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.

6. Профориентационная работа как один из путей трудовой адаптации учащихся вспомогательной школы. // Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. А.Д. Виноградовой, В.Н. Вовка, СПб. 1994. Стр. 87-91.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.

9. Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.

 

Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.