Зрительный аппарат ребенка формируется еще до рождения и наиболее интенсивно развивается в певые годы жизни маленького человечка. Именно в это время можно добиться лучшего эффекта при коррекции различных офтальмологических патологий; в детской офтальмологии своевременная диагностика и лечение заболеваний имеет огромное значение. От своевременности диагностики и лечения зависит успешность всей жизни. Человеческое ухо состоит из трёх частей: наружного, среднего и внутреннего, строение каждого из которых, в свою очередь, представляет довольно сложную систему. Наружное ухо состоит из наружного слухового прохода и ушной раковины. У новорожденных и маленьких детей слуховой проход короткий и щелевидно сужается по направлению к барабанной перепонке. Границей наружного и среднего уха является барабанная перепонка. У ребенка до двух месяцев она значительно толще и занимает почти горизонтальное положение. Среднее ухо залегает в толще височной кости и состоит из трех сообщающихся частей: барабанной полости, слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой, пещеры с окружающими ее клетками сосцевидного отростка. Барабанная полость содержит цепь слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремя), позволяющих осуществлять передачу звуковых колебаний с барабанной перепонки внутреннему уху. Важнейшим элементом среднего уха является евстахиева (слуховая) труба, соединяющая барабанную полость с внешней средой. Ее устье открывается в носоглотку на боковых стенках, на уровне твердого неба. В покое глоточное устье слуховой трубы закрыто и открывается только при совершении сосательных и глотательных движений. У новорожденных и детей раннего возраста слуховая труба короткая и широкая, что повышает риск попадания инфекции из носоглотки в среднее ухо. Внутреннее ухо (или лабиринт) залегает в глубине височной кости. Лабиринт состоит из улитки и полукружных каналов, содержащих в себе звуковоспринимающий аппарат и нервные клетки-рецепторы вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор контролирует равновесие, положение тела в пространстве и мышечный тонус. В связи с анатомической общностью этих двух систем поражение внутреннего уха может вызывать, помимо снижения слуха, расстройство вестибулярных функций. Основным признаком таких расстройств является головокружение, тошнота, рвота. В коре головного мозга представлены центральные концы всех анализаторов, воспринимающих разнообразные раздражения из внешней среды и от внутренних органов. Это - слуховые, зрительные, запаховые, вкусовые, температурные, болевые, мышечные и другие сигналы, непрерывно поступающие в мозг. Нервные центры коры у новорожденного и грудного ребенка еще недостаточно развиты. Завершение их развития происходит под влиянием раздражений внешней среды. Сложная система восприятия окружающей среды и ощущений внутренних органов, мышц связочного аппарата - это первая сигнальная система действительности. Восприятие раздражителей через периферические приборы - рецепторы, начинается от момента рождения. На резкие зрительные раздражения у новорожденных отмечаются определенные реакции, хотя отсутствует еще тот механизм зрительного восприятия, который сформирован у детей старшего возраста: конвергенция, обусловливающая бинокулярность зрения, и аккомодация, формирующиеся в течение первых недель жизни. Орган слуха человека состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода, височной кости, барабанной полости, евстахиевой трубы и среднего уха. Слуховой аппарат в целом обычно бывает вполне сформирован к моменту рождения, а в возрасте 2 — 2,5 месяцев ребенок уже локализует звук в пространстве. Из анатомо-физиологических особенностей следует обратить особое внимание на те, которые влияют на большую частоту заболеваний уха у детей, особенно первого года жизни. У новорожденных и грудных детей наружный слуховой проход короткий,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление