Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от объекта воздействия тератогенного фактора




Нарушения развития

НАРУШЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ранее мы отмечали, что особенности онтогенеза и возможные нарушения определяются взаимодействием двух основных факторов: наследственной информацией данного организма и особенностью условий среды обитания. И это взаимодействие имеет место на любом этапе индивидуального развития, в том числе и эмбриональном. Нарушения эмбрионального развития приводят к формированию аномалий, пороков развития и уродств.

Аномалия – отклонение от нормального развития органа, не нарушающее его

функцию и не приводящее к снижению жизнеспособности организма. Пороки, в отличие от аномалий, приводят к изменению функции органа, а, следовательно, к снижению жизнеспособности организма. Уродство – пороки развития, приводящие к обезображиванию внешности. Пример аномалии: рождение близнецов (?), седая прядь.

 

____________________________________

↓ ↓

Врожденные Приобретенные

_____________________

↓ ↓

Наследственные Ненаследственные

(фенокопии, экзогенные)

Бластопатии Эмбриопатии Фетопатии Гаметопатии

- сращение близнецов - аплазия - алкогольная - нарушение

- гипоплазия - диабетическая гаметогенеза

- эктопия - тиреотоксическая

 

 

Фенокопирование наследственных нарушений. Фенокопии – изменения фенотипа, сходные с генетическими нарушениями, но вызванные факторами среды. Экзогенные факторы могут нарушать биохимические процессы в клетках, которые в свою очередь могут отразиться на клеточном и органном уровнях. Эти изменения по своим клиническим проявлениям будут сходны с пороками, обусловленными генетическими нарушениями. Фенокопии не изменяют генотипа клеток и не передаются потомкам.

Изучение механизмов возникновения фенокопий, разработка мер по предупреждению или уменьшению клинических проявлений является важной проблемой медицины. По понятным причинам человек не может быть объектом для подобных экспериментов, поэтому исследования по фенокопированию наследственных нарушений проводятся на животных. Эти исследования позволяют выявить экзогенные факторы, обладающие потенциальным тератогенным действием, а также разработать способы лечения и профилактики фенокопий.

Врожденные пороки развития. К врожденным порокам относятся пороки развития внутренних органов, генетические дефекты метаболизма и хромосомные заболевания, внутриутробная задержка роста, нарушения иммунитета, умственная отсталость и дефекты органов чувств, врожденные опухоли.

При обнаружении врожденного порока развития важное значение имеет определение истинной причины возникновения нарушения: генетическая или негенетическая. Для этого необходимо провести тщательно сбор анамнеза, использовать методы лабораторной диагностики (цитогенетический, биохимический, методы ДНК-диагностики). Это позволить правильно ответить на вопросы:

- о вероятности возникновения подобного нарушения у следующего ребенка

- о вероятности передачи нарушения потомкам больного

Эмбриопатии. При недостаточности эмбриональной индукции появляется анофтальмия. Из нервной трубки появляются два пузыря, дающие начало глазам. Если происходят нарушения в этом процессе, тогда глаза отсутствуют. При нарушении закрытия нервной трубки имеет место анэнцефалия. Из эктодермы формируется нервная пластинка, затем перерастающая в нервную трубку. Если края пластинки не сращиваются, то мозг не развивается. Если это происходит у переднего края, то отсутствует головной мозг. При нарушении нормального апоптоза может возникнуть синдактилия (не исчезают перепонки между пальцами) или атрезия заднего прохода (отсутствие). Волчья пасть образуется в результате нарушения слипания клеток.

К нарушениям развития органов относят – отсутствие органа или части тела (агенезия, аплазия), недостаточное развитие (гипоплазия), избыточное развитие (гиперплазия), изменение формы органа (атрезия – заращение, стеноз - сужение), изменение месторасположения (эктопия), сохранение временных органов (персистирование).

Фенокопии – нарушения фенотипа, сходные с генетическими нарушениями, вызванными факторами среды.

Лекция: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Постнатальное развитие начинается с момента выхода организма из плодных оболочек и заканчивается биологической смертью. И его можно разделить на следующие этапы:

- новорожденный (от рождения до 28 дней)

- грудной (28 дней – 1год)

- раннее детство (1-3 года)

- дошкольный (3-6 лет)

- ранний школьный (7-12 лет)

- подростковый (12-16 лет)

- юношеский (16-21 год)

- зрелый возраст (22 – 55/ 60 лет)

- пожилой возраст (60 – 74 года)

- старческий (75-90 лет)

- долгожители (90 и старше)

Каждый из этих этапов характеризуется определенными морфологическими и функциональными особенностями. Нормальное протекание этих этапов или их возможное нарушение зависит от взаимодействия генетических и средовых факторов. Каждый организм обладает своим уникальным генотипом, который определяет индивидуальный облик каждого из нас и особенности реакции организма на средовые факторы. В организме существуют различные механизмы, которые контролируют генетическую стабильность клеток: ферментативный контроль за редупликацией ДНК, ферменты репарации ДНК, апоптоз. Но не смотря на это в организме могут появляться и размножаться мутировавшие клетки, и они могут быть причиной различных патологических состояний (аутоиммунные заболевания, опухоли).

Нарушение генетических механизмов контроля за образованием гормонов может привести к изменениям процессов роста и развития организма: гигантизм и карликовость – при нарушениях образования гормона роста, ожирение при сахарном диабете, критинизм – при гипофункции щитовидной железы.

Основными закономерностями постнатального периода являются:

  1. Генетическая зависимость процессов роста и развития.
  2. Необратимость
  3. Цикличность. Существуют периода активации и торможения роста (в первые месяцы жизни, 6-7 лет и 11-14 лет происходит активный рост организма). Неравномерность процессов роста характеризуется сезонными изменениями. Увеличение длины тела происходит в основном в летнее время, а увеличение массы – в осенне-зимний период.
  4. Постепенность.
  5. Синхронность. Нарушение синхронности наблюдается при акселерации (ускорении) соматического развития.

Биологический возраст – совокупность показателей состояния индивида, по сравнению с такими же показателями здоровых людей этого же возраста данной эпохи, этноса, географических условий существования.

Критерии оценки биологического возраста для взрослых:

- сердечно-сосудистая система

- органы чувств

- состояние нервной системы

- двигательный аппарат

- состояние зубов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.