Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обследования уровня актуального речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ижевск, 2012

Изучение речевого развития ребенка дает разнообразные сведения о целостностном психическом развитии ребенка, особенно умственном. Речевые способности – основной и неотъемлемый компонент умственных, коммуникативных, художественных и других способностей. Особенно значимо исследование речевых способностей в дошкольном возрасте, который характеризуется как сензетивный период для оптимального развития речи ребенка.

Но определить уровень речевого развития ребенка очень сложно, так как на речевую деятельность влияют разнообразные факторы. Прежде, че приступать к диагностике речи ребенка, необходимо изучить специфику обследования разных сторон речи и разнообразные диагностические методики.

Методика обследования уровня актуального речевого развития может быть использована, как в начале года – для выяснения зоны ближайшего развития, так и в конце года – для выяснения результатов обучения.

Для того чтобы получить объективные и достоверные сведения о речевом развитии ребенка воспитателю необходимо соблюдать несколько определенных требований:

1. Методика используется в процессе индивидуального обследования

2. Воспитатель устанавливает тесный положительный эмоциональный контакт, создание доверительной, комфортной, знакомой обстановки.

3. Отсутствие отвлекающих от общения предметов и людей

4. При обследование желательно не отвлекаться на заполнение протокола, иметь при этом составителя протокола.

5. Необходимо наблюдение за реакцией ребенка при обследовании. Занятие следует продолжать до тех пор, пока ребенок сохраняет интерес и желание общаться.

6. Методика должна быть дополнена другими сведениями о ребенке: наблюдениями в повседневной жизни за речевой деятельностью ребенка, коэффициентом уровня речевого развития, результатами исследований по средствам других методик.

7. Все важнейшие компоненты речи можно исследовать не сразу, а постепенно, работая с каждым разделом по развитию речи отдельно.

8. С результатами обследовании воспитатель должен познакомит родителей ребенка, предполагающим совместную дальнейшую деятельность по определению целей и задач, а также средств и методов развития речи ребенка.

 

Обследование проходило на детях одной группы МДОУ № 207

Обследование словаря детей

Задание 1.

Цель: проверить понимание и употребление детьми бытовой лексики, обобщающих понятий, слов, обозначающих орудия труда, материалы, действия, используемые человеком в процессе трудовой деятельности, выявить умение называть предметы и его части, а также качества предмета.

Коструб Максим Федорова Снежана
1. Машинка, паровоз, самосвал, мягкая игрушка, кубики; Собака, хомяк Кружка, кастрюля, ложка Помидор, морковь, огурец, кабачок, капуста, яблоко 2. Деревья; мебель; обувь; одежда; транспорт; 3. Продавец, водитель, доктор, гонщик При беседе выяснилось, что нет полного представления о профессии гонщик; рассказал, что необходимо для работы каждому из специалистов; на вопрос, что делает закройщик - ответа не было. 4. Руль, бампер, багажник, колеса, дверь Капюшон, пуговицы, карманы Окна, двери, подъезд, этажи 5. Круглый, квадратный, Кирпичный, деревянный, высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный Сладкие, шоколадные, карамельки; зеленые, круглые; кислый, желтый Основные цвета знает, не вызывают проблем оттенки всех цветов Летняя; осенняя; зимняя 6. Короткая, красная, узкая, прямая Зеленый, овальный Одноэтажный, деревянный Круглый, с полосками Квадратный, чистый 7. Деревянный Пластмассовая Стеклянная Фарфоровая Металлическая 1. Барби, пупс, лего, машина, коляска для кукол Собака, рыбка, корова, слон Кружка, сковорода, ложка, стакан Картошка, огурец, тыква, петрушка, помидор, свекла, морковь 2. Деревья; мебель; обувь; одежда; транспорт; 3. Врач, дворник, воспитатель, учитель, директор Не смогла точно рассказать о работе директора; на вопросы о том, что нужно для работы каждого из них, сомнения вызвал учитель; 4. Руль, колеса, Рукав, воротник, Труба 5. Круглый, кухонный, белый, квадратный, деревянный Деревянный, кирпичный, большой, маленький, синий Круглые, прямоугольные, сладкие, шоколадные, сосательные; красное, зеленое; кислый, овальный Цвета основные знает, есть сомнения в отличии оттенков синего и зеленого Летняя; осенняя; зимняя 6. Красная, длинная, широкая Зеленый Деревянный, маленький Полосатый, круглый Белый, прямоугольный, 7. Деревянный Пластмассовая Стеклянная Фарфорчатая металлическая

 

 

Задание 2.

Цель: проверить умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира по разным признакам.

Коструб Максим Федорова Снежана
Задание было выполнено; кроме словосочетания свежая газета – старая газета Вызвало несколько непонимание в выполнении задания: затруднилась ответить на смелый -; глубокий -; быстро -; строить -; смеяться -; свежая газета -; свежий хлеб -

 

Задание 3.

Цель: выявить у детей умение строить словосочетания и предложения с заданным многозначным словом; степень осознанности употребления слов.

Коструб Максим Федорова Снежана
Он писал ручкой. Ветер легкий, холодный. Нельзя падать, надо бежать. Красная ручка, которая пишет. Мороз был легкий и холодный. Он начал падать, когда бежал.

 

Задание 4.

Цель: проверить, как ребенок ориентируется в смысловом различии слов – синонимов.

Коструб Максим Федорова Снежана
Это был большой секрет. Огромный камень был на дороге. Громадный слон выступал в цирке. Саша был смелый. Храбрый принц спас принцессу. Отважный рыцарь спас от дракона. Это моя тайна. Секрет нашей компании. Воспитатель загадывает загадки. Большой забор у дома. Огромный замок. Громадный дуб перед домом. Смелый человек. Храбрый мальчик не боялся большой собаки. Отважный Степа не побоялся остаться в темноте один. Тайна планеты была раскрыта. Секрет о спрятанном подарке. Загадка о волке.

 

Задание 5.

Цель: выявить умение подбирать синонимы к словам в словосочетании.

Коструб Максим Федорова Снежана
1. Не сказал свежий хлеб – Сегодняшняя газета. Чистая рубашка. 2. Идет Бежит Приходит Летит 1. Мягкий Новая Чистая 2. Идет --- Пришла Падает

 

Задание 6.

Цель: выявить умение определять значение слова.

Коструб Максим Федорова Снежана
С простыми словами справился, вызвало затруднение объяснить слово сад. С заданием справилась.

 

Задание 7.

Цель: выявить умение оценивать словосочетания и высказывания по смыслу; уровень осознания смысловых отношений между словами.

С задание оба ребенка справились.

 

Задание 8.

Цель: выявить уровень понимания и употребления в речи фразеологических оборотов.

Коструб Максим Федорова Снежана
Смог объяснить только словосочетания «черепашьим шагом», «в мгновенье ока»; пословице объяснить смог только смыслом написанного. Со словосочетаниями справилась, трудность возникла в объяснении пословиц, замешкалась и не стала выполнять задание.

 

Результаты обследования звуковой стороны речи детей

 

Фамилия Имя ребенка возраст Звукопроизношение Особенности речи и речевого дыхания Дифференциация звуков с-ц; с-з; ц-с-п-т-к; ц-щ; б-д-г
С C` З З` Ц Ш Ж Ч Щ Р Р` Л Л`
  Коструб Максим 6 лет 1 месяц - - - - с + + + + Л Л` + + N N
  Федорова Снежана 6 лет 7 месяцев + + + + + + + Ч` + - - B B` N N

 

 

Использование ребенком средств интонационной выразительности

Фамилия Имя ребенка Возраст Умение регулировать сил голоса Умение регулировать темп речи Виды интонации Логические паузы, логические ударения Манера выражаться, пользоваться жестами и мимикой
  Коструб Максим 6 лет 1 месяц N N Не понимает смысла интонации В стихах N; в прозе есть недочеты Скованность речи, стеснительность, мимика и жесты отсутствуют
  Федорова Снежана 6 лет 7 месяцев N N Выразительность, вопросительность, сочувствие N Общительна, контактна, мимика по степени активности речи, жесты присутствуют при активном рассказе

 

 

Характеристика коммуникативных умений детей

 

Фамилия имя ребенка Умение вступать в диалог Умение поддерживать и завершать диалог
Владение речевыми оборотами для установления контакта Легкость контактирования Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога Умение слушать собеседника Умение своевременно вступать в диалог Умение завершать диалог
Коструб Максим - -+ Со сверстниками +; со взрослыми - + + + - -
Федорова Снежана + + + + + - - -

 

Характеристика монологического высказывания ребенка

Фамилия имя ребенка Возраст Соответствие теме Структура и последовательность текста Связность Языковые средства Информативность высказывания Плавность (отсутствие пауз)
Количество прилагательных Количество существительных Глагольная лексика Образные средства языка
Коструб Максим 6 лет 1 месяц + + + мало N N средние + -
Федорова Снежана 6 лет 7 месяцев + - + N N N N + +

 

Результаты обследования элементов языка и речи

Фамилия имя ребенка Количественная оценка в баллах Общая оценка
Выделение слова Фонемный анализ Анализ предложений
Коструб Максим        
Федорова Снежана        

 

Коструб Максим

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия в процессе обучения родному языку.

1 тест. Свободные ассоциации по определенному слову.

1 – стул – стол, кухня

2 – мяч – футбол

3 – Иван - брат

4 – зайчик - ушастый

5 – пою - играю

6 – красный -синий

2 тест. Ассоциативное дополнение слов в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

1. Ребенок толкает …врага.

2. Девочка качает …подругу.

3. Зайчик хрупает …морковку.

4. Мама стирает …одежду.

5. Девочка поливает …цветы.

 

3 тест. Подбор и активное употребление глаголов.

1. Что делает зайчик? Ест морковку.

2. Что делает ребенок? Гуляет

3. Что делает петух? Кукарекает

4. Что делает мама? Ухаживает

5. Что делает папа? Покупает

4 тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.

1. Какое яблоко? Красное

2. Какая собака? Злая

3. Какой слон? Серый

4. Какие цветы? Красные

5. Какая зима? Холодная

 

5 тест. Практическое приложение грамматических правил изменения слова.

1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много? Стульчик, стульчики

2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много? Собачка, собачки

3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Яблочко, яблочки

 

6 тест. Составление предложения по одному определенному слову.

1 – мальчик – Мальчик идет по тропинке.

2 – кукла – Кукла сидит на диване.

3 – мишка – Мишка ест мед.

 

7 тест. Составление предложения по трем определенным словам.

1- Кукла, девочка, платье – Девочка надела кукле платье.

2- Тетя, плита, пища – Тете готовит на плите пищу.

3- Дядя, грузовик, дрова – Дядя едет на грузовике и везет дрова.

 

8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.

1. Он вышел, когда…поел.

2. Он не пошел на прогулку, потому что…заболел.

3. Он не вышел во двор, куда…звали его друзья.

4. Он взял игрушку, которая…говорит.

 

9 тест открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.

«Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»

1. Он ушла на реку. +

2. Там увидел маленький рыбку. +

3. Потом бросил один камни. +

4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. +

 

10 тест. Словестное объяснение определенного действия в его последовательности.

1. Объясни мне, как из этих кубиков можно построить домик? +

2. Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? +

 

11 тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

1. Скажи одно слово. Игра

2. Скажи один звук. А

3. Скажи одно предложение. Мама готовит котлеты.

 

12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

«Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-то, а ты должен мне отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова.»

1. Что любит зайчик? Зайчик, морковь – Ушастый ест кору деревьев.

2. Что делает собака? Собака, лает. – Бобик сторожит двор.

3. Какая лиса? Лиса хитрая. Патрикеевна рыжая.

 

 

Федорова Снежана

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия в процессе обучения родному языку.

1 тест. Свободные ассоциации по определенному слову.

1 – стул – стол

2 – мяч – игра, круглый, красный

3 – Иван – дурак, имя

4 – зайчик – игрушка, морковка

5 – пою - песни

6 – красный - цветок

2 тест. Ассоциативное дополнение слов в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

1. Ребенок толкает …шкаф.

2. Девочка качает ….качель.

3. Зайчик хрупает …морковку.

4. Мама стирает …в машине.

5. Девочка поливает …цветы.

 

3 тест. Подбор и активное употребление глаголов.

1. Что делает зайчик? Прыгает

2. Что делает ребенок? Спит

3. Что делает петух? Поет

4. Что делает мама? Готовит

5. Что делает папа? Гуляет

4 тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.

1. Какое яблоко? Круглое

2. Какая собака? Пушистая

3. Какой слон? Огромный

4. Какие цветы? Красивые

5. Какая зима? Холодная

 

5 тест. Практическое приложение грамматических правил изменения слова.

1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много? Стульчик, стульчики

2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много? Собачка, собачки

3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Яблочко, яблочки

 

6 тест. Составление предложения по одному определенному слову.

1 – мальчик – мальчик гуляет в парке.

2 – кукла – кукла стоит в шкафу.

3 – мишка – мишка ест конфеты.

 

6 тест. Составление предложения по трем определенным словам.

1. Кукла, девочка, платье – кукла одета в платье как у девочки.

2. Тетя, плита, пища – тетя готовит пищу на плите.

3. Дядя, грузовик, дрова – в грузовике у дяди лежат дрова.

 

8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.

1. Он вышел, когда…кончился дождь.

2. Он не пошел на прогулку, потому что…не хотел.

3. Он не вышел во двор, куда…пришли девочки.

4. Он взял игрушку, которая… была нужна.

 

9 тест открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.

«Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»

1. Он ушла на реку. +

2. Там увидел маленький рыбку. +

3. Потом бросил один камни. +

4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. +

 

10 ест. Словестное объяснение определенного действия в его последовательности.

1. Объясни мне, как из этих кубиков можно построить домик? +

2. Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? +

 

11 ест. Практическое осознание основных языковых элементов.

1. Скажи одно слово. конфета

2. Скажи один звук. и

3. Скажи одно предложение. Меня зовут Снежка.

 

12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

«Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-то, а ты должен мне отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова.»

1. Что любит зайчик? Зайчик, морковь – он любит прыгать

2. Что делает собака? Собака, лает. – Тузик грызет кость.

3. Какая лиса? Лиса хитрая. – Лисичка рыжая.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Теории развития организма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.