КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обследования уровня актуального речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Ижевск, 2012 Изучение речевого развития ребенка дает разнообразные сведения о целостностном психическом развитии ребенка, особенно умственном. Речевые способности – основной и неотъемлемый компонент умственных, коммуникативных, художественных и других способностей. Особенно значимо исследование речевых способностей в дошкольном возрасте, который характеризуется как сензетивный период для оптимального развития речи ребенка. Но определить уровень речевого развития ребенка очень сложно, так как на речевую деятельность влияют разнообразные факторы. Прежде, че приступать к диагностике речи ребенка, необходимо изучить специфику обследования разных сторон речи и разнообразные диагностические методики. Методика обследования уровня актуального речевого развития может быть использована, как в начале года – для выяснения зоны ближайшего развития, так и в конце года – для выяснения результатов обучения. Для того чтобы получить объективные и достоверные сведения о речевом развитии ребенка воспитателю необходимо соблюдать несколько определенных требований: 1. Методика используется в процессе индивидуального обследования 2. Воспитатель устанавливает тесный положительный эмоциональный контакт, создание доверительной, комфортной, знакомой обстановки. 3. Отсутствие отвлекающих от общения предметов и людей 4. При обследование желательно не отвлекаться на заполнение протокола, иметь при этом составителя протокола. 5. Необходимо наблюдение за реакцией ребенка при обследовании. Занятие следует продолжать до тех пор, пока ребенок сохраняет интерес и желание общаться. 6. Методика должна быть дополнена другими сведениями о ребенке: наблюдениями в повседневной жизни за речевой деятельностью ребенка, коэффициентом уровня речевого развития, результатами исследований по средствам других методик. 7. Все важнейшие компоненты речи можно исследовать не сразу, а постепенно, работая с каждым разделом по развитию речи отдельно. 8. С результатами обследовании воспитатель должен познакомит родителей ребенка, предполагающим совместную дальнейшую деятельность по определению целей и задач, а также средств и методов развития речи ребенка.
Обследование проходило на детях одной группы МДОУ № 207 Обследование словаря детей Задание 1. Цель: проверить понимание и употребление детьми бытовой лексики, обобщающих понятий, слов, обозначающих орудия труда, материалы, действия, используемые человеком в процессе трудовой деятельности, выявить умение называть предметы и его части, а также качества предмета.
Задание 2. Цель: проверить умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира по разным признакам.
Задание 3. Цель: выявить у детей умение строить словосочетания и предложения с заданным многозначным словом; степень осознанности употребления слов.
Задание 4. Цель: проверить, как ребенок ориентируется в смысловом различии слов – синонимов.
Задание 5. Цель: выявить умение подбирать синонимы к словам в словосочетании.
Задание 6. Цель: выявить умение определять значение слова.
Задание 7. Цель: выявить умение оценивать словосочетания и высказывания по смыслу; уровень осознания смысловых отношений между словами. С задание оба ребенка справились.
Задание 8. Цель: выявить уровень понимания и употребления в речи фразеологических оборотов.
Результаты обследования звуковой стороны речи детей
Использование ребенком средств интонационной выразительности
Характеристика коммуникативных умений детей
Характеристика монологического высказывания ребенка
Результаты обследования элементов языка и речи
Коструб Максим Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия в процессе обучения родному языку. 1 тест. Свободные ассоциации по определенному слову. 1 – стул – стол, кухня 2 – мяч – футбол 3 – Иван - брат 4 – зайчик - ушастый 5 – пою - играю 6 – красный -синий 2 тест. Ассоциативное дополнение слов в предложении – подбор и активное употребление имен существительных. 1. Ребенок толкает …врага. 2. Девочка качает …подругу. 3. Зайчик хрупает …морковку. 4. Мама стирает …одежду. 5. Девочка поливает …цветы.
3 тест. Подбор и активное употребление глаголов. 1. Что делает зайчик? Ест морковку. 2. Что делает ребенок? Гуляет 3. Что делает петух? Кукарекает 4. Что делает мама? Ухаживает 5. Что делает папа? Покупает 4 тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных. 1. Какое яблоко? Красное 2. Какая собака? Злая 3. Какой слон? Серый 4. Какие цветы? Красные 5. Какая зима? Холодная
5 тест. Практическое приложение грамматических правил изменения слова. 1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много? Стульчик, стульчики 2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много? Собачка, собачки 3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Яблочко, яблочки
6 тест. Составление предложения по одному определенному слову. 1 – мальчик – Мальчик идет по тропинке. 2 – кукла – Кукла сидит на диване. 3 – мишка – Мишка ест мед.
7 тест. Составление предложения по трем определенным словам. 1- Кукла, девочка, платье – Девочка надела кукле платье. 2- Тетя, плита, пища – Тете готовит на плите пищу. 3- Дядя, грузовик, дрова – Дядя едет на грузовике и везет дрова.
8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления. 1. Он вышел, когда…поел. 2. Он не пошел на прогулку, потому что…заболел. 3. Он не вышел во двор, куда…звали его друзья. 4. Он взял игрушку, которая…говорит.
9 тест открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности. «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?» 1. Он ушла на реку. + 2. Там увидел маленький рыбку. + 3. Потом бросил один камни. + 4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. +
10 тест. Словестное объяснение определенного действия в его последовательности. 1. Объясни мне, как из этих кубиков можно построить домик? + 2. Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? +
11 тест. Практическое осознание основных языковых элементов. 1. Скажи одно слово. Игра 2. Скажи один звук. А 3. Скажи одно предложение. Мама готовит котлеты.
12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-то, а ты должен мне отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова.» 1. Что любит зайчик? Зайчик, морковь – Ушастый ест кору деревьев. 2. Что делает собака? Собака, лает. – Бобик сторожит двор. 3. Какая лиса? Лиса хитрая. Патрикеевна рыжая.
Федорова Снежана Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия в процессе обучения родному языку. 1 тест. Свободные ассоциации по определенному слову. 1 – стул – стол 2 – мяч – игра, круглый, красный 3 – Иван – дурак, имя 4 – зайчик – игрушка, морковка 5 – пою - песни 6 – красный - цветок 2 тест. Ассоциативное дополнение слов в предложении – подбор и активное употребление имен существительных. 1. Ребенок толкает …шкаф. 2. Девочка качает ….качель. 3. Зайчик хрупает …морковку. 4. Мама стирает …в машине. 5. Девочка поливает …цветы.
3 тест. Подбор и активное употребление глаголов. 1. Что делает зайчик? Прыгает 2. Что делает ребенок? Спит 3. Что делает петух? Поет 4. Что делает мама? Готовит 5. Что делает папа? Гуляет 4 тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных. 1. Какое яблоко? Круглое 2. Какая собака? Пушистая 3. Какой слон? Огромный 4. Какие цветы? Красивые 5. Какая зима? Холодная
5 тест. Практическое приложение грамматических правил изменения слова. 1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много? Стульчик, стульчики 2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много? Собачка, собачки 3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Яблочко, яблочки
6 тест. Составление предложения по одному определенному слову. 1 – мальчик – мальчик гуляет в парке. 2 – кукла – кукла стоит в шкафу. 3 – мишка – мишка ест конфеты.
6 тест. Составление предложения по трем определенным словам. 1. Кукла, девочка, платье – кукла одета в платье как у девочки. 2. Тетя, плита, пища – тетя готовит пищу на плите. 3. Дядя, грузовик, дрова – в грузовике у дяди лежат дрова.
8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления. 1. Он вышел, когда…кончился дождь. 2. Он не пошел на прогулку, потому что…не хотел. 3. Он не вышел во двор, куда…пришли девочки. 4. Он взял игрушку, которая… была нужна.
9 тест открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности. «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?» 1. Он ушла на реку. + 2. Там увидел маленький рыбку. + 3. Потом бросил один камни. + 4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. +
10 ест. Словестное объяснение определенного действия в его последовательности. 1. Объясни мне, как из этих кубиков можно построить домик? + 2. Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? +
11 ест. Практическое осознание основных языковых элементов. 1. Скажи одно слово. конфета 2. Скажи один звук. и 3. Скажи одно предложение. Меня зовут Снежка.
12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-то, а ты должен мне отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова.» 1. Что любит зайчик? Зайчик, морковь – он любит прыгать 2. Что делает собака? Собака, лает. – Тузик грызет кость. 3. Какая лиса? Лиса хитрая. – Лисичка рыжая.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |