Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундамент нашей жизни




 

Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни – намеренно или случайно, – тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения. Так, экстраверт никогда не станет интровертом, и наоборот. (Вернёмся к нашей аналогии: правши не становятся левшами, и наоборот. Чем дольше они живут, тем более эффективно они используют другую руку. Но сколько бы лет ни прожил правша, он никогда не станет левшой.)

Вот ещё один способ понять суть типоведения: сравним развитие типа личности с домом. Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется – появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т. д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остаётся нетронутым. То же происходит с человеческой личностью и поведением. С годами мы меняемся и можем показаться человеку, который не видел нас много лет, совсем не такими, как прежде. Но, подобно фундаменту дома, наша личность остаётся почти неизменной; изменения касаются в основном только поведения.

Это не исключает возможности настоящих, глубинных перемен, роста и развития и не значит, что все мы безнадёжно неизменны. Но это безусловно значит, что основы личности человека изменяются очень медленно. Любое изменение личности – это нелёгкий труд. Работа над собой и своим развитием займёт у вас столько времени и сил, что даже и думать будет некогда об определении типов других людей. И в этой книге мы намерены направить ваши силы в первую очередь на вас самих – ведь это то самое поле, где с помощью типоведения вы можете сделать каждый свой шаг наиболее эффективным.

 

Глава 2. Что такое тип личности?

 

 

«Сейчас три сорок пять или около четырех?»

 

Индикатор типов Майерс‑Бриггс – это превосходный психологический инструмент, который могут применять только опытные профессионалы. Десятилетиями проводились исследования, доказавшие, что ИТМБ – наиболее надёжный и точный способ определить ваши предпочтения. Эта глава даст вам общее представление о том, что такое предпочтения разных людей.

По мере прочтения этой книги вы будете все лучше понимать свои собственные предпочтения и предпочтения других людей. Но для начала мы вкратце опишем их, чтобы вы научились толковать ваше поведение в рамках типологической модели. Подсчитайте число утверждений, с которыми вы согласны, в каждом разделе, и ваши Предпочтения начнут постепенно проясняться.

Когда вы начнёте читать нижеследующие утверждения, вы увидите, что с некоторыми из них вы полностью согласны, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласны вовсе. Кроме того, может оказаться, что вы полностью согласны с некоторыми утверждениями, которые касаются, скажем, экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов; скорее всего, так же будет и с другими тремя парами предпочтений. Это вполне нормально. Не забывайте, мы говорим о предпочтениях. В каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интроверсии (равно как и любой из оставшихся шести характеристик). Типоведение лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.

Как мы уже говорили, мы рассмотрим четыре пары альтернативных предпочтений, значение которых мы объясним более подробно в главе 3.

– Экстраверсия и интроверсия

– Сенсорика и интуиция

– Логика и этика

– Рациональность и иррациональность

Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).

Если вы экстраверт (E), вы, вероятно:

– сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;

– знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей;

– можете читать или разговаривать, когда в комнате включён телевизор или радио; в действительности вы можете вовсе не замечать этого «отвлекающего» фактора;

– легко знакомитесь и заводите разговор, вы одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника;

– воспринимаете телефонные звонки как желанную передышку; вы без колебаний хватаете телефонную трубку, как только вам захочется кому‑то что‑то сказать;

– любите вечеринки, предпочитаете разговаривать со многими людьми, чем их больше – тем лучше; вы заводите разговор не только со знакомыми и можете рассказать что‑то довольно‑таки личное о себе незнакомцу, внушившему доверие;

– предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно; вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими;

– считаете, что слушать тяжелее, чем говорить; вам не нравится быть лишённым внимания, вам скучен разговор, если вы не можете принимать в нем активного участия;

– «смотрите» языком, а не глазами: «Я потерял очки. Кто‑нибудь видел мои очки? Кто знает, где мои очки?» – а когда вы отвлекаетесь на что‑то, вы вслух восстанавливаете свой ход мысли: «Так о чем бишь я говорила? По‑моему, это было связано со вчерашним ужином. Ах, да, я вспоминала, что сказала Гарриет»;

– нуждаетесь в том, чтобы друзья и партнёры поддерживали вашу уверенность в себе, своей внешности и во всем остальном; вам может казаться, что вы хорошо работаете, но пока кто‑то другой не скажет вам об этом, вы не будете в этом по‑настоящему уверены.

Если вы интроверт (I), вы, вероятно:

– обдумываете мысль, прежде чем её высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: «Мне нужно об этом подумать» или «Я скажу вам позже»;

– получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора;

– считаетесь «прекрасным слушателем», но чувствуете, что окружающие вами пользуются;

– хотя бы несколько раз слышали, как другие называют вас «робким»; согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым;

– любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей;

– хотели бы научиться более уверенно высказывать свои мысли; вас возмущает, когда кто‑то опережает вас и говорит то, что вы как раз собирались сказать;

– предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придёт ваш черёд говорить;

– испытываете потребность «подзарядиться» в одиночестве после того, как проведёте какое‑то время среди людей; чем более интенсивным было общение, тем больше вероятность, что вы почувствуете себя утомлённым после встречи;

– помните, как в детстве родители говорили вам: «Иди погуляй с друзьями, не сиди дома»; наверное, ваши родители беспокоились о вас, потому что вам нравилось быть в одиночестве;

– считаете, что «слово – серебро, молчание – золото»; вы подозрительно относитесь к комплиментам, раздражаетесь, когда люди повторяют уже сказанное кем‑то. Вам на ум может прийти выражение «изобретать велосипед», когда вы слышите чужую болтовню.

Повторяем: не забывайте, что это – предпочтения. Скорее всего, вы согласились с некоторыми пунктами каждой из альтернатив. Это вполне ожидаемый результат. К тому же помните, что все относительно. Кто‑то согласен с каждым пунктом из описания экстраверсии и не согласен ни с одним пунктом из описания интроверсии. Вероятно, это ярко выраженный экстраверт. Кто‑то согласен с половиной пунктов из описания экстраверсии и половиной – из описания интроверсии; его предпочтение не так ярко выражено, хотя оно, скорее всего, существует. Нет ничего необычного в том, что ваше предпочтение ярко выражено или, наоборот, почти не заметно, или же в том, что у вас можно обнаружить два ярко выраженных, но противоречивых предпочтения. На самом деле это вполне естественно.

Мы повторяем и будем повторять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как мы уже говорили, очарование типоведения в том, что здесь нет хороших и плохих типов личности – они просто разные.

Теперь рассмотрим два разных способа восприятия информации: сенсорный (S) и интуитивный (N).

Если вы – сенсорик (S), вы, вероятно:

– предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос «который час?» вам отвечают не «три сорок пять», а «около четырех» или «пора выходить».

– любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что‑либо, а не думать об этом;

– получаете наибольшее удовлетворение от работы, дающей ощутимый результат; даже если вы терпеть не можете домашнее хозяйство, вы скорее займётесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры;

– считаете, что «незачем чинить, пока не сломалось»; вы не понимаете, почему некоторые стремятся улучшить буквально все вокруг;

– предпочитаете работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично;

– считаете воображение ругательным словом; вас удивляют люди, которые проводят много времени в мечтах и фантазиях;

– читаете журналы от начала и до конца; вы не понимаете, почему некоторые сразу открывают их посередине, выбирая, что им больше нравится;

– расстраиваетесь, когда вам не дают чётких инструкций или говорят: «Вот общий план, а подробности обсудим позже»; или ещё того хуже – когда вам кажется, что вы получили чёткие инструкции, а другие воспринимают их как приблизительные рекомендации;

– используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): «Ты серьёзно или пошутил?»

– скорее рассматриваете отдельные деревья, а не лес целиком; вы с радостью погружаетесь в свою собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект;

– подпишетесь под утверждением «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; даже если вам говорят, что «поезд уже здесь», вы знаете – на самом‑то деле он будет «здесь» только тогда, когда вы сможете в него сесть.

Если вы интуит (N), вы, вероятно:

– вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;

– интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперёд, считая настоящее не слишком увлекательным;

– уверены, что «скучные подробности» совершенно излишни;

– считаете, что время относительно; неважно, сколько времени показывают часы – вы решите, что опоздали, только если встреча/ужин/вечеринка начнётся без вас;

– любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы;

– склонны к каламбурам и игре слов (вероятно, вы даже занимаетесь этим сразу после пробуждения);

– стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того чтобы принимать их буквально; вы всегда задаётесь вопросом: «Что это значит?»;

– на большинство вопросов даёте общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики;

– предпочтёте пофантазировать, на что вы потратите вашу следующую зарплату, вместо того чтобы сесть и подсчитать реальный баланс вашего счета.

Скорее всего, вы и тут обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам. Каждый человек обладает и сенсорными характеристиками, и интуитивными. Кроме того, вполне естественно, что один и тот же человек может по‑разному воспринимать информацию в разных ситуациях. К примеру, даже самому интуитивному интуиту приходится иметь дело с объективными, жёсткими фактами и цифрами, когда наступает пора уплаты налогов.

Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнёте замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно. К примеру, вы можете быть ярко выраженным экстравертом (E), слабо выраженным интуитом (N), умеренно выраженным логиком (T) и ярко выраженным рационалом (J). В этом случае пункты описаний экстраверсии и рациональности, с которыми вы согласны, будут преобладать, а с пунктами, касающимися интуиции и логики, вы будете согласны в меньшей степени.

Далее мы рассмотрим, как разные люди принимают решения: логически (T) или этически (F).

Если вы логик (T), вы, вероятно:

– можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;

– скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;

– получаете удовольствие, когда что‑либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;

– скорее прямолинейны, чем мягкосердечны; если вы с кем‑то не согласны, то скажете ему об этом, а не промолчите, позволив ему думать, что он прав;

– гордитесь своей объективностью, несмотря на то что некоторые считают вас холодным и жестоким человеком (уж вы‑то знаете, что это неправда!);

– не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из‑за того, что не имеет отношения к делу;

– считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию; вам не кажется, что для успешной совместной работы между людьми должны быть хорошие личные отношения;

– доверяете всему, что логично и научно; вы будете скептически относиться к типоведению, пока не получите достаточно информации о его преимуществах;

– легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена.

Если вы этик (F), вы, вероятно:

– считаете «хорошим решением» такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей;

– чувствуете, что любовь необъяснима и ей невозможно дать чёткое определение; вас оскорбляют попытки других это сделать;

– готовы прыгнуть выше головы, чтобы помочь окружающим; вы можете сделать почти все, что нужно для чужого блага, даже за счёт вашего собственного комфорта;

– часто ставите себя на место другого человека; вы – тот человек, который на совещании может спросить: «А как это повлияет на людей, имеющих к этому отношение?»;

– получаете удовольствие, когда оказываете кому‑то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются;

– часто задаётесь вопросом: «Неужели никого не волнует, чего я хочу?» – хотя вряд ли скажете это вслух;

– без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого‑то обидели; из‑за этого вас могут считать безвольным и непостоянным;

– предпочитаете истине гармонию; вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, вы стараетесь либо их избежать («Давайте сменим тему»), либо примирить противников («Давайте обнимемся и помиримся»);

– часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу.

Любопытно, что логика и этика – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин – логики, примерно столько же женщин – этики. Это не хорошо и не плохо – это совершенно нормально. И ещё один момент: если вы женщина‑логик или мужчина‑этик – это тоже не хорошо и не плохо (хотя порой не очень удобно). Более подробно мы расскажем об этом в следующих главах.

 

Кому не нравится типоведение?

Некоторые люди по разным причинам упорно не приемлют идеи типоведения и психологию вообще.

Интроверты, стремясь оградить себя от постороннего вмешательства, часто не хотят раскрываться. Они могут быть против типоведения, даже если верят в его эффективность – просто из страха быть «разоблачёнными». В итоге они могут стать тайными типоведами и никому не рассказывать о своём увлечении.

Сенсорики тяготеют к конкретике, им может претить абстрактно‑теоретическая сторона типоведения. Не видя

возможности применить уроки типоведения немедленно и с явным результатом, они бросают их на полпути.

Логики вообще скептически относятся к гуманитарной «псевдонауке» психологии. Если им не доказать действенность и надёжность типоведения, они махнут на него рукой: «Очередная сопливая ерунда».

Этики, напротив, поначалу бывают недовольны тем, что «типоведение раскладывает людей по полочкам и лишает их индивидуальности». Этики не любят участвовать в том, что может задеть чувства других.

Иррационалы, которые любят находить всему альтернативы, могут разочароваться слишком малым, по их мнению, числом типов личности. Они спрашивают: «Почему же типов всего шестнадцать?»

 

Когда вы продолжите читать наши описания, подумайте, не обсудить ли их с друзьями и коллегами: ведь то, как вы себя воспринимаете, может сильно отличаться от того, как вас воспринимают другие.

А теперь – последняя пара: какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы (J), а какой – легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы (P).

Если вы рационал (J), вы, вероятно:

– всегда кого‑то ждёте: почему другие постоянно опаздывают?

– знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;

– уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;

– просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днём; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;

– не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;

– записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что‑то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;

– испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;

– иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии – после того, как вы всего лишь высказали своё мнение;

– любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придётся все переделывать заново.

Если вы иррационал (P), вы, вероятно:

– легко отвлекаетесь; вы можете «потеряться» между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;

– любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;

– не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы‑то лучше знаете;

– рассчитываете на «второе дыхание» в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удаётся успеть в срок, хотя в процессе вы перевернёте вверх дном все вокруг;

– не верите, что «аккуратность превыше всего», хотя теоретически вы не против порядка; но главное – это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;

– превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем её вообще выполнять?

– часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошёл в комнату;

– не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;

– иногда из‑за вас многие вещи теряют определённость, но не всегда – это зависит от ситуации.

Подсчитайте «экстравертные» и «интровертные» пункты, с которыми вы согласны. Каких получилось больше? Если первых, то напишите букву «E» в первой строке снизу; если вторых, то напишите букву «I». Проделайте то же самое с оставшимися тремя парами предпочтений.

E или I: ___________

S или N: ___________

T или F: ___________

J или P: ___________

Не нужно высекать эти буквы на камне и даже писать их чернилами. Вы можете проверить результат, прочитав описание вашего четырехбуквенного типа личности в главе 10. Читая дальнейшие главы этой книги и оттачивая ваше типоведческое мастерство, вы можете обнаружить, что стираете какую‑то из этих букв и вписываете вместо неё другую, потому что теперь вы больше знаете о различных проявлениях восьми предпочтений и лучше понимаете, какие из них свойственны вам – и как наиболее эффективно использовать их с помощью типоведения.

 

Глава 3. Торжество различий: восемь предпочтений

 

 

«Я знаю ответ. Стоит мне начать говорить, как все станет ясно»

 

Теперь у вас есть общее представление о четырех основных предпочтениях. Но что они означают? Перед тем как мы приступим к их описанию, необходимо понять, что некоторые предпочтения очевидны и легко поддаются классификации, а некоторые очень трудно распознать. На следующих страницах нашей книги мы поможем вам для начала применить типоведение к самим себе. В процессе чтения вы не только узнаете о себе много нового (и познакомитесь с новыми способами описывать уже известные вам вещи), но ещё и научитесь применять уроки типоведения в общении с другими людьми. Как обычно бывает с учёбой – будь то уроки быстрого чтения или французского языка, – практика ведёт к совершенству.

Имея это в виду, давайте подробнее рассмотрим основные принципы типологии.

Согласно теории Юнга, базовые функции отвечают за сбор информации об окружающем мире и принятие решений на основании полученных данных. Первую из них назовём «функцией сбора информации», а вторую – «функцией принятия решений». [1] Хотя Юнг говорил, что эти функции – часть человеческой личности, мы берём на себя смелость предполагать, что в какой‑то степени они участвуют во всех жизненных процессах. Животные тоже «собирают информацию», а затем «принимают решения»: они слышат шум или чуют запах (информация), вследствие чего забираются на дерево, мурлычут, рычат или убегают (решение). Потом они получают больше информации, принимают другие решения, и процесс продолжается. Даже растения ведут себя точно так же. Они собирают «информацию» (воду, питательные вещества, солнечный свет, ветер), анализируют её и выдают соответствующую реакцию (растут, гнутся или вянут). Мы понимаем, что это сравнение ограниченно, и вряд ли можно применить его к низшим формам жизни, но основная идея – в том, что жизненные процессы во многом построены на этих двух функциях: сборе информации и принятии соответствующего решения.

Функция сбора информации: сенсорики и интуиты.

Направим наше внимание на функцию сбора информации, ответственную за бесконечный процесс восприятия информации о мире вокруг нас. (Хотя это только вторая из четырех букв типологического кода, мы начнём именно с этого предпочтения, потому что абсолютно все начинается со сбора информации. К примеру, когда утром звенит будильник, это только «информация». Встретите ли вы новый день с радостью или с ужасом – это уже ваше «решение», то есть совершенно другое дело.)

Согласно этой таблице, есть два способа реализации этой функции:

 

 

– Наблюдая за окружающим миром и собирая данные о нем, вы предпочитаете конкретику? Вам нравится быть практичным, реалистичным и наслаждаться осязаемой стороной жизни? Вас больше интересует опыт, то, что можно потрогать, увидеть и услышать прямо сейчас? Если это так, то ваша функция сбора информации предпочтена к сенсорике, которую мы обозначаем буквой S. Вы сенсорик, если вам нравится все точное и последовательное, если при сборе информации вы полагаетесь преимущественно на свои пять чувств – вы уверены только в том, что можете попробовать на вкус, пощупать, увидеть, услышать и понюхать. Сенсорики предпочитают фокусироваться на фактах и подробностях чего‑либо, им не так часто приходится пояснять, что они имеют в виду.

– Возможно, вышеописанным способам сбора информации вы предпочитаете другие, делая акцент на переносный смысл любого явления. Получая информацию от своих органов чувств, вы немедленно преобразовываете её с помощью интуиции, ища в ней возможности, смысл и связи между разными вещами? Вы предпочитаете рассматривать общую картину, глобальные задачи и стараетесь уложить все в некую теоретическую схему? Вам нравятся слова приблизительно и случайно? Если это так, то при сборе информации вы полагаетесь на свою интуицию. Таких людей называют интуитами и обозначают буквой N. (Дело в том, что буква I, как вы скоро увидите, используется для обозначения другого предпочтения.)

 

 

Взаимодействие S‑N

 

Различие между сенсориками и интуитами очень принципиально – ведь способ сбора информации очень многое определяет в человеческом взаимодействии. Рассмотрим следующий диалог между сенсориком и интуитом, родившийся из относительно простого вопроса:

Сенсорик: «Который час?»

Интуит: «Уже поздно!»

Сенсорик (удивлённо): «Который час?»

Интуит (настойчиво): «Пора идти!»

Сенсорик (теряя терпение): «Эй, ты меня слышишь? Я спросил: „Который час?“

Интуит (также нетерпеливо): «Три с лишним».

Сенсорик (раздражённо): «Теплее, но ещё не совсем! Неужели я должен задавать простой вопрос четыре раза?»

Интуит (он возмущён, потому что считает, что в первый раз ответил правильно): «Ты просто придираешься».

Примерно так выглядит типичная проблема взаимодействия между сенсориками и интуитами. Помните: сенсорики все воспринимают буквально; когда они задают конкретный вопрос, они ждут конкретного ответа. Интуиты, напротив, могут найти сотню способов ответить на вопрос, ни один из которых не удовлетворит сенсорика.

Для интуитов все относительно: во всем должен быть смысл. Если интуит не ищет что‑то специально, он может пройти мимо этого, не заметив. Сенсорикам очень трудно это понять. Для них предмет реален, он существует, он здесь – как можно его не заметить?

Как‑то раз мы были в гостях у знакомых – жены‑сенсорика и мужа‑интуита. Народу было много, поэтому жена передвинула мебель в гостиной, чтобы всем было удобно. Когда её муж шёл по комнате, он споткнулся о передвинутый ею кофейный столик и упал. Жена рассмеялась. «Как ты можешь быть таким невнимательным?» Муж божился, что не заметил столик. «Но ведь он здесь стоит, – утверждала она. – Как ты мог его не увидеть?»

Поскольку он интуит, ему «незачем» было видеть, что столик передвинули. Если бы он захотел взять журнал или поставить стакан, он, вероятно, заметил бы перемену. Но раз не было необходимости, кофейный столик для него попросту не существовал.

Вот ещё одна сенсорно‑интуитивная дилемма, из библейского «Исхода». Представьте себе положение Моисея, когда он послал двенадцать человек посмотреть на землю Ханаанскую. Из их ответов очевидно, что десять членов группы были сенсориками, а двое – интуитами. Согласно Библии, сенсорики подробно описали, сильны ли живущие там люди, много ли их, чем они занимаются и тому подобное. А интуиты, посмотрев на ту же землю, сказали: «Земля эта течёт молоком и мёдом». Сенсориков это наверняка рассмешило – для них земля не может течь даже водой.

Сенсорно‑интуитивная дилемма может быть очень смешной, на её основе были созданы многие комические сцены. (Вопрос: «Можешь передать соль?» Ответ: «Могу». Или – вопрос: «Что ты нашёл в этой книге?» Ответ: «Около трехсот страниц текста».)

Конечно, интуиты тоже могут быть смешными. Это из них получаются все рассеянные профессора и юные космонавты в мире, те, кто «теряет» очки, которые на них надеты, или пытается сесть в чужую машину на автостоянке. Их привычка не обращать внимание на конкретные подробности может стать источником множества шуток – особенно забавляющих сенсориков.

В действительности, сенсорно‑интуитивная дилемма часто совсем не смешна. Слишком много трудностей в общении возникает из‑за различия интуитивного и сенсорного восприятия: один человек видит лес, а другой – деревья. Типоведение учит нас относиться к этой старой как мир проблеме взаимонепонимания более терпимо и не осуждать людей, которые воспринимают мир не так, как мы.

Сенсорно‑интуитивное различие играет большую роль в том, как мы учимся, особенно в школе. Сенсорики предпочитают учиться на фактах, и лучше всего, если эти факты упорядочены («Сегодня мы обсудим три события, которые привели к началу Первой мировой войны. Первое – это…») Интуиты, напротив, впитывают информацию более случайным образом, часто перескакивая с одной темы на другую. («Рассмотрим политическую систему Германии на рубеже веков и её возможное влияние на начало Первой мировой войны».) Эти различия не исчезают и после школы – они остаются с нами на всю жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.