КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные конфликты в высшей школе
Высшие учебные заведения (вузы) являются сложноорганизованной системой со сложной системой соподчинения. В связи с этим анализ такого рода конфликтов требует особого подхода. Можно выделить следующие виды конфликтов в вузе: 1. Студент – студент. 2. Студент – преподаватель. 3. Преподаватель – преподаватель. 4. Преподаватель – руководство. Рассмотрим эти виды конфликтов более подробно. 1. В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я-концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вуза. К старшим курсам межличностные отношения студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений. 2. Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступление в споры). Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании удовлетворительных оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ. Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще уносят с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т. д., которыми делятся со всем своим окружением. 3. Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, необязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу. 4. Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты. Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т. п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия. Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент – студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель – студент принимает более сложные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать некоторые неизбежные методики и требования: – при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации; – в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент – преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы; – ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента; – владение собой и своими эмоциями в любой ситуации; – все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом. Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимодействии преподаватель – преподаватель, преподаватель – руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих: – компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием; – высокого уровня личностного развития каждого преподавателя; – предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы; – равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей; – постоянного совершенствования методики взаимо-действия с обучаемыми; – оправданного и одобренного учебной группой введения новаций; – культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение межличностному конфликту. 2. Каковы психологические особенности протекания межличностного конфликта? 3. Охарактеризуйте основные этапы развития межличностного конфликта. 4. Назовите основные структурные элементы межличностных конфликтов. 5. Какие функции выполняет межличностный конфликт? 6. Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта? 7. Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте? 8. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо? 9. Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе? 10. Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?
[1] Конфликтология. Под ред. А.С. Кармина. СПб. Изд-во «Лань», 1999. С. 132. [2]Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М. ЮНИТИ, 1999. С. 264. [3]Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб. ЛЕНАТО, 1994, С. 30–35. [4] Андриенко Е.В. Социальная психология. М. ACADEMIA, 2000. С. 223–224. [5] Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М. Персей, 1995. С. 200. [6] Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. Смысл, 1993. С. 31. [7] Стивенс Дж. Приручи своих драконов. М. ЮНИТИ, 1996. С. 53.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |