Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие




Особенности неомодернизма.

НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ

Неомодернизм начинается в середине 10-х годов ХХ в.; его наступление и особенности обусловлены безумием начавшейся Первой мировой войны. Это событие похоронило гуманистические надежды человечества на возможность достижения спокойной и счастливой жизни для людей. Искусство вступило в новый период глубоких разочарований и сомнений в разумности homo sapiens. Через 21 год после окончания Первой мировой войны, как только под­росло новое поколение солдат, началась Вторая мировая война, еще бо­лее ужасная, чем Первая. И это усугубило мировой гуманитарный кри­зис, углубило социальные разочарования, страдания и беспокойства ху­дожественного сознания за судьбу человечества, хотя победа над фашиз­мом и подарила людям глоток свободы и радости.

Немецкий философ и теоретик искусства Т. Адорно сказал: «После Ос­венцима не может быть литературы». В известном смысле это высказыва­ние — характеристика неомодернистской и постмодернистской художест-

венной ситуации. В период неомодернизма все авангардистские художест­венные направления исходят из такого понимания действительности: чело­век не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот пе­риод развиваются авангардистские художественные направления, утверж­дающие безрадостные, пессимистические художественные концепции ми­ра и личности. Среди них дадаизм: мир — бессмысленное безумие; экс­прессионизм отчужденный человек во враждебном мире; конструкти­визм, человек в среде отчужденных от него индустриальных сил; сюрреа­лизм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире; экзи­стенциализм одинокий человек в мире абсурда; литература «потока со­знания», духовный мир личности, не сопряженный с реальностью; неоаб­стракционизм: поток сознания, запечатленный в цвете.

2. Дадаизм: мирбессмыслица и безумие. Дадаизм (термин воз­ник в 1916 г. в Базеле, в среде молодых завсегдатаев кабаре «Вольтер», предложил термин Ж. Арп; «dada» (дада) = слово детского лексикона: иг­рушка — соломенная лошадка; другая трактовка: мужское начало, припи­сываемое новому искусству, противостоящему старому искусству с его женским началом — «mama»; главный смысл термина — «ничто»)— ху­дожественное направление, утверждающее художественную концеп­цию мирбессмысленное безумие, подвергающее ревизии разум и веру.

Дадаизм — художественное направление, зародившееся в среде анар­хической молодежи (Арп, Балль, Сернер, Хельсенбек), выражавшее про­тест интеллигенции против Первой мировой войны и культуры, привед­шей к войне. Дадаизм не выдвигал позитивных идеалов и был пронизан пессимизмом. Тцара писал: «Война разрушила гуманистическую цивили­зацию. Это свидетельство ее несостоятельности. Необходимо ликвидиро­вать эту цивилизацию, подрывая ее основы — мысль и язык. Из этой необ­ходимости и возникло слово «дада» — лепет ребенка или старика».

«Манифест Дада» (1918) написал зачинатель этого направления поэт Тристан Тцара (1896—1963). Позже он вспоминал: «К 1916—1917 годам война казалась установившейся навечно и конца ей не было видно. Отсю­да отвращение и гнев. Мы были решительно против войны, мы знали, что войны не отменить, если не вырвать ее с корнем. Все проявления этой со­временной цивилизации были нам омерзительны — сами ее устои, ее ло­гика, ее язык. И тогда возмущение приняло такие формы, в которых гроте­скное и абсурдное взяло верх над эстетическими ценностями». Дадаизм бежал от безумия мировой войны в абсурд отрешения от смысла искусст­ва. Тцара писал: «Я за действие и постоянное противоречие, я ни за и ни против, я объясняю, почему я ненавижу здравый смысл».

Постулатом дадаизма стала формула Тцары: «Мысль формируется во рту». Позже из этого постулата родилась сюрреалистическая техника «от­ключения разума», «автоматического письма». Принципами дадаизма

стали: разрыв с традициями мировой культуры, в том числе и с традиция­ми языка; бегство от культуры и от реальности, представление омире как о хаосе безумия, в который обрушена беззащитная личность; пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и цели жизни. Дадаизм — выражение кризиса классических ценностей культуры, поиски нового языка и новых ценностей.

Дадаизм — направление, подвергающее ревизии разум и веру. По­пытки избежать словесных клише привели к созданию «бессмыслен­ных» текстов.

Одно из главных произведений Тцары — «Первое небесное приклю­чение г-на Антипирина» (1916). После войны он переехал в Париж из Цю­риха (1919) и сблизился с сюрреалистами А. Бретоном и Ф. Супо, изда­вавшими журнал «Литература». Совместно с ними Тцара опубликовал не­что вроде нового манифеста «Литература дада», где утверждалось: поэзия — живая сила в любых проявлениях, даже антипоэтических, а литератур­ное творчество — лишь случайное проявление этой живой силы.

Сотрудничество Тцары, Бретона и Супо привело к слиянию дадаизма с сюрреализмом, что было ознаменовано публичными акциями: пред­ставлениями «Газовое сердце» (1921) и «Бородатое сердце» (1923) по сце­нариям Тцары. Однако вскоре разгорелся конфликт Тцары с Бретоном.

Последний манифест дадаизма подчеркивал нигилизм его позиций. Манифесты дадаизма были собраны и опубликованы в 1924 г. Творчество дадаистов почти не оказывало воздействия на жизнь общества, поскольку не обладало положительной программой. Дадаизм не создал непреходя­щих художественных ценностей и интересен для теории и истории искус­ства лишь как звено художественного процесса, многое определившее в его дальнейшем развитии и, в частности, как явление, повлиявшее на та­кое крупное художественное направление, как сюрреализм.

Дадаизм возник внезапно и также внезапно исчез, просуществовав около десяти лет. В 1927 г. студенты Парижской художественной школы утопили в Сене сделанную ими фигуру соломенной лошадки — олицет­ворения дадаизма. Ранее эти же студенты утопили олицетворение кубиз­ма и футуризма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.