Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарные знаки и знаки обслуживания




Понятие товарного знака и знака обслуживания. Товарные знаки и знаки обслуживания – это обозначения, предназначенные для отличия товаров и услуг разных юридических и физических лиц. В правовом отношении знаки обслуживания приравниваются к товарным знакам, поэтому все сказанное далее о товарных знаках относится и к знакам обслуживания.

В качестве примера таких обозначений можно привести широко известные: Кока-Кола, Аэрофлот и т.д.

Форма защиты товарного знака. Надо иметь в виду, что в соответствии с законом правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется только на основании Государственной регистрации. Не запрещается использовать товарный знак и без регистрации, но в этом случае нельзя предъявлять претензии к несанкционированному использованию товарного знака другими лицами, что, к сожалению, часто имеет место в России.

Форма защита товарных знаков – свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Срок действия свидетельства – 10 лет со дня подачи заявки, с возможностью продления по ходатайству владельца каждый раз на 10 лет.

Правообладатель товарного знака. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (п. З ст.2 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", далее – Закон о товарных знаках). В законе не сказано, чем надо подтверждать факт занятия предпринимательской деятельностью. Однако этот факт имеет большое значение, поскольку его отсутствие является основанием для признания недействительной регистрацию товарного знака (п.1 ст.28 Закона о товарных знаках).

Исключительное право на товарный знак. Понятия исключительного права товарного знака и определение его нарушения аналогичны таким же понятиям для изобретения с тем лишь отличием, что относятся только к однородным товарам, "защищенным" товарным знаком.

Например, если зарегистрирован товарный знак только для всех видов банковской деятельности, то другие лица не могут применять идентичный знак для банковской деятельности, но имеют полное право использовать его для торговли, строительства и других видов деятельности. Если защищено, например, в качестве товарного знака выражение "новое поколение выбирает пепси" (условно), то его нельзя использовать для рекламы других напитков, например боржоми или херши, но вполне допустимо в банковской деятельности – "новое поколение выбирает... банк" и т.п.

Виды товарных знаков. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые виды обозначений: словесные, изобразительные, объёмные, звуковые, световые и пр., а также их комбинации.

В качестве словесных обозначений могут быть зарегистрированы фирменные наименования, слоганы, названия каких-либо изделий (например, ксерокс) и т.п., изобразительных – изображения предметов, живых существ, различных композиций и т.д., объемных – многомерные фигуры и объекты.

Основания для отказа в регистрации. В ст.6 и 7 Закона о товарных знаках приведены основания для отказа в регистрации товарных знаков. В данной работе, не перечисляя все основания, отметим основные.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения:

• не обладающие отличительной способностью (т.е. являющиеся описательными по отношению к товарам и услугам и лишенными отличительных признаков). В качестве таких обозначений можно привести, например, "чай" для продажи чая;

• вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. В качестве таких обозначений можно привести термос, целлофан, вазелин и т.п.;

• представляющие собой государственные гербы, флаги, эмблемы;

• печати, награды и т д.,

• известные на территории РФ фирменные наименования, принадлежащие другим лицам (например, Адидас, Хитачи и т.д.),

• тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров.

Обращает па себя внимание последний критерий, который показывает принципиальное отличие в подходе определения новизны для товарных знаков по сравнению с изобретениями. Если для изобретений проверяется мировая новизна во всех видах публикаций, то для товарных знаков важно лишь, была ли подана заявка в Российской Федерации, причем только для однородных товаров. Кроме того, для товарных знаков нет ни льготы по новизне, ни права преждепользования.

Подача заявки. Заявка должна содержать заявление с просьбой о регистрации обозначения с указанием заявителя, заявляемое обозначение и его описание, перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, с группированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, и документ об уплате пошлины. Требования к оформлению заявки изложены в "Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания", утвержденных председателем Роспатента 29.12.92.

Экспертиза заявки. Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака проводится в два этапа: предварительная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения. Предварительная экспертиза проводится в месячный срок с даты поступления заявки во ВНИИГПЭ и функции ее аналогичны функциям формальной экспертизы для изобретений.

Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении предварительной экспертизы и в ходе ее проверяется соответствие заявленного обозначения ст. 6 и 7 Закона о товарных знаках, т.е. не подпадает ли оно под основания для отказа. Сроки экспертизы заявленного обозначения в законе не оговорены.

Регистрация товарного знака и выдача свидетельства. В течение месяца после получения от заявителя документа, подтверждающего уплату пошлины за выдачу свидетельства, производится его регистрация в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ, а еще через три месяца выдается свидетельство.

Регистрация товарного знака за рубежом. Юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут регистрировать товарный знак вне зависимости от подачи заявки в РФ. Единственное исключение сделано для заявок на международную регистрацию (по Мадридскому соглашению, участником которого Россия является как правопреемник СССР). В этом случае заявка подается через ВНИИГПЭ.

Коллективный знак. С принятием Закона о товарных знаках в России появилась новая форма охраны товарных знаков – коллективный знак. Коллективным знаком является товарный знак добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых ими товаров, обладающими едиными качественными характеристиками.

Для регистрации коллективного знака при подаче заявки прилагается так называемый устав коллективного знака, принятый предприятиями, входящими в объединение.

В случае нарушения единства качественных характеристик действие коллективного знака может быть досрочно прекращено.

Уступка товарного знака и лицензионный договор. Уступка товарного знака и предоставление права пользоваться им на основании лицензионного договора осуществляются аналогично таким же операциям для изобретений. Однако имеется одно отличие при заключении лицензионного договора. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Кроме того, претензии к нарушителю свидетельства на товарный знак может предъявлять только владелец этого свидетельств (владельцу исключительной лицензии такое право не предоставлено).

Аннулирование регистрации товарного знака. Регистрация товарного знака может быть аннулирована:

• в связи с прекращением срока ее действия, если владелец своевременно не подал ходатайства об ее продлении,

• для коллективного знака при нарушении единства качественных характеристик,

• апелляционной палатой при поступлении протеста о наличии оснований для отказа в регистрации,

• при ликвидации юридического лица – владельца товарного знака.

Рассмотрение споров в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о товарных знаках в судебном порядке рассматриваются споры о нарушении исключительного права на товарный знак и о заключении и исполнении лицензионного договора об уступке товарного знака.

В соответствии со ст. 46 Закона о товарных знаках помимо требований о прекращении нарушений и взыскании причиненных убытков защита гражданских прав осуществляется также путем:

• публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего,

• удаления с товара или с его упаковки незаконного товарного знака либо изготовленных изображений последнего.

1.5.НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

Понятие наименования мест происхождения товаров. Наименование мест происхождения товаров – это обозначения, предназначенные для товаров, обладающих особыми свойствами, обусловленными географической средой, включающей природные и/или людские факторы той местности, откуда происходит товар.

В качестве примера таких наименований в России можно привести Гжель, Палех, Федоскино, а за рубежом наиболее известные – Шампань и Коньяк. Заметим, что раньше такие наименования ни в СССР, ни в России не охранялись.

Форма охраны и правообладатели. Форма охраны наименований мест происхождения товаров – свидетельство, владелец которого получает право пользоваться этим наименованием. В отличие от других объектов промышленной собственности наименование мест происхождения товаров является достоянием государства, а потому владелец свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием мест происхождения товаров другим лицам. Срок действия свидетельства 10 лет со дня поступления заявки во ВНИИГПЭ с возможностью продления по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.

Право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется только тем юридическим и физическим лицам, которые проживают в той же географической местности и производят товар с теми же свойствами. Для зарубежных заявителей такое право предоставляется лицам только тех государств, которые предоставляют аналогичное право юридическим и физическим лицам РФ.

Подача и экспертиза заявки. Условия подачи заявки на наименование мест происхождения товаров аналогичны условиям подачи заявки на товарный знак с тем отличием, что заявка должна содержать документ, подтверждающий право как отечественного, так и зарубежного заявителя на заявленное наименование мест происхождения товаров.

Процедуры проведения предварительной экспертизы и экспертизы заявленного обозначения аналогична процедурам экспертизы заявок на регистрацию товарного знака.

Если все вышеописанные объекты относятся к промышленной собственности, то теперь речь пойдет об объектах, охраняемых в соответствии с авторским правом, но по своей сути примыкающих к промышленной собственности.

1.6. ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
МАШИН И БАЗЫ ДАННЫХ

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных осуществляется в соответствии с законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Данным законом программы для ЭВМ и базы данных отнесены к объектам авторского права, что затем было подтверждено законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", ряд разделов которого посвящены программам для ЭВМ и базам данных.

Понятие программы для ЭВМ и базы данных. Программа для ЭВМ – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. К программам для ЭВМ относятся также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных – это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

В связи с тем, что программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права, их правовая охрана распространяется на их форму, а на существо. Поэтому правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.

Охрана программ для ЭВМ и баз данных. Поскольку программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права, права автора возникают уже в силу их создания и не требуют ни регистрации, ни депонирования.

Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана аналогично произведениям литературы, а базам данных – как сборникам.

Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Автору программы для ЭВМ или базы данных принадлежат личные и имущественные права. К личным правам относятся право на авторство, право на имя и право на неприкосновенность (целостность) произведения, к имущественным правам – исключительное право осуществлять и разрешать выпуск в свет, воспроизведение, распространение, модификацию или иное использование программы для IBM или базы данных.

Правообладатель программ для ЭВМ и баз данных, созданных в порядке выполнения служебного задания. Правообладателем программ для ЭВМ и баз данных, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Автор в этом случае получает вознаграждение, размер и порядок его выплаты определяется договором между ним и работодателем. Форма договора законом не оговорена.

Регистрация программ для ЭВМ и баз данных. Правообладатель всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных в течение срока авторского права может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных путем подачи заявки в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (PocAПО).

Заявка должна содержать: заявление на официальную регистрацию с указанием правообдадателя и автора, депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат и документ об уплате пошлины. Требования к оформлению заявки изложены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных приказом РосАПО от 05.03.93г. После проверки наличия необходимых документов и их соответствия предъявляемых требованиям программа для ЭВМ или база данных вносится соответственно в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, заявителю выдается свидетельство об официальной регистрации и публикуются сведения о зарегистрированных программах для ЭВМ и базах данных в официальном бюллетене.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.