Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение цены лицензии на базе роялти




Роялти – это выплачиваемое лицензиару вознаграждение в виде процентных отчислений или фиксированных сумм от стоимости (продажной цены) реализуемой лицензиатом продукции, изготовленной по лицензии.

Сущность роялти выражена в формуле

, (3.2)

т.е. роялти представляет собой отношение выплачиваемой лицензиару части (Д) дополнительной прибыли с единицы изготовленной по лицензии продукции () к продажной цене этой продукции (Z).

Таким образом, в роялти содержатся те же составляющие –прибыль и продажная цена, определение которых затруднительно, что уже было отмечено при рассмотрении первого метода оценки. Но дело в том, что в международной торговле лицензиями размер роялти определяют не расчетным путем, а эмпирически – путем использования установленных в мировой практике для различных отраслей промышленности усредняемых размеров роялти – так называемых стандартных роялти. При заданной величине роялти размер дополнительной прибыли с единицы изготовленной по лицензии продукции составит

.

С учетом этого формула расчетной цены лицензии, используемая в первом методе, может быть представлена в следующем виде:

(3.3)

где V=B×T – объем произведенной по лицензии продукции за весь срок действия лицензионного договора.

Очевидно, что применяемые расчетные параметры имеют различные значения для каждого года действия лицензионного договора. С учетом этого расчетная цена лицензии на базе роялти составляет

, (3.4)

где – объем ожидаемого выпуска продукции по лицензии в году! (шт., кг, куб. м. и т.п.);

– продажная цена изготовленной по лицензии продукции в году t;

размер роялти в году t (%);

Т – срок действия лицензионного договора.

Данный метод расчета цены лицензии наиболее распространен в международной торговле лицензиями и, как и первый, базируется на определении доли прибыли от использования лицензии, которую лицензиат должен выплатить лицензиару. Как было отмечено выше, в основу обоих методов заложены общие параметры, определяющие их идентичность. Однако введение в расчет роялти позволяет существенно повысить надежность защиты коммерческих интересов партнеров по лицензионному договору.

Объем производства оценивается, исходя из намеченного лицензиатом выпуска продукции по лицензии за весь срок действия договора и по каждому году в отдельности. Источниками такой оценки являются:

фиксированный объем производства, если он указан в лицензионном договоре;

экспертная оценка специалистов лицензиара о возможном объеме производства лицензиатом продукции по лицензии на установленной территории;

данные лицензиата о намеченных им объемах производства продукции по лицензии;

производственные возможности лицензиата;

потребности рынка территории договора в продукции по лицензии с учетом его емкости и деятельности конкурентов.

При определении объема производства продукции по лицензии следует учитывать, что в первые годы освоения производства выпуска продукции по лицензии может не быть. В последующие годы объем производства наращивается и достигает максимальных значений. На завершающем этапе возможно снижение производства, связанное с моральным старением нововведения и возможными проблемами со сбытом продукции.

Под продажной ценой понимается цена изготовленной по лицензии продукции, поставляемой со склада завода-изготовителя, за вычетом расходов на упаковку, страхование, налоги и другие непроизводственные затраты (цена нетто франко-завод).

Расчетная продажная цена определяется на базе:

конкурентных цен на аналогичную продукцию российских и зарубежных коммерческих предприятий;

прейскурантов или предложений отечественных или зарубежных производителей аналогичной продукции с учетом поправок на количество и разницу в характеристиках продукции.

Для определения продажной цены новой продукции, не имеющей аналогов на мировом рынке, можно использовать коэффициент экспортной эффективности , который рассчитывается в соответствующей отрасли для сходной продукции.

,

где – средняя внутренняя оптовая цена на аналогичную продукцию в отрасли;

– средняя экспортная цена на эту продукцию в отрасли.

.

где – внутренняя цена продукции, изготовленной по лицензии.

Из расчетной продажной цены вычитаются цены комплектующих и других деталей, не являющихся предметом лицензии. Для расчета берутся цены на дату заключения договора. Однако с учетом их изменения за срок его действия они должны быть скорректированы на базе индексации цен в соответствующих отраслях промышленности. Для этого могут быть использованы индексы цен на машинотехнические и другие товары, публикуемые в приложениях к БИКИ, издаваемых Научно-исследовательским институтом МВЭС Российской Федерации.

Размер роялти определяется с помощью таблиц стандартных роялти, составленных на основе анализа мировой практики заключения лицензионных сделок в различных отраслях промышленности.

Таблицы стандартных роялти позволяют определить примерный размер роялти для каждого конкретного объекта лицензии, который подлежит уточнению с учетом следующих факторов:

1. Размер роялти может быть уточнен в результате поиска и анализа материалов конкурентов на объекты, которые аналогичны или близки по своим характеристикам к рассматриваемому предмету лицензии.

2. Отсутствие патента, как правило, снижает размер роялти на величину до 30% по сравнению с объектом, имеющим патентную защиту.

3. При передаче в рамках договора только конструкторской документации размер роялти должен быть уменьшен на величинудо 30%.

Стандартные ставки роялти применяемые в различных отраслях промышленности приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.