Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, объект и принципы криминалистики




Ведь пропедевтический курс по своей сути есть как бы «забегание вперед». Поэтому задолго до того, как, например, в курсе философии будут рассматриваться вопросы ди­алектики свободы и необходимости или теории познания, в курсе «Основы теории журналистики» необходимо обратиться к проблеме свободы журналистской деятельности или гносеологи­ческих основ правдивости и объективности журналистского про­изведения.

Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, за­интересовавшего его, без понимания значения изложенного мате­риала для аудитории и т.д. Не понимая, что такое истинная сво­бода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на первых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать системой общетеоретических знаний глубоко и творчески.

Таким образом, ввести — означает помочь студентам овладеть основами знаний, изложенных в возможно простых и доступных формах, сжато, последовательно и системно, чтобы предстала целостная картина науки, ее структуры и поня­тийного аппарата.

А в силу многозначности понятий, какими пользуются журналисты в своем профессиональном общении, возникает потребность ввести обучающихся также и в терминоло­гические сложности журналистской науки. Например, такое поня­тие, как «информация», используется в журналистике по меньшей мере в четырех значениях, «пропаганда» — в пяти, «публицисти­ка» — в трех и т.п.

 

Курс вводит в изучение всех других дисциплин соци­ально-экономического и историко-гуманитарного циклов, опреде­ляя их роль и значение для профессионально-журналистского ста­новления студентов.

Журналисту не только важно быть всесторонне обра­зованным человеком, — социально-экономические и историко-гуманитарные знания, которыми он располагает, должны быть «работающими», т.е. используемыми в профессиональной деятель­ности.

 

Данный курс имеет своей целью также введение в журналистскую практику. Связанный с этим круг задач предполагает необходимость в преподавании идти от жизни, опираясь на анализ конкретных явлений журналистики.

 

Наконец, пред­стоит научиться исходить из научных положений при критическом анализе и оценке различных явлений журналистики. Поэтому в курсе обязательно обращение к конкретным фактам журналистики, а в ходе сопровождающих курс семинарских занятий — разбор опубликованных произведений в свете теоретических представле­ний, осваиваемых на каждом отрезке учебного процесса. Необхо­димо также рассматривать публикации о журналистике (обзоры печати, теле- и радиопередач в газетах и журналах, статьи в специа­лизированных изданиях типа «Журналист») в связи с изучаемыми теоретическими идеями и подходами. Этому будут посвящены письменные работы студентов.

 

В целом же задачи курса носят теоретический характер — не случайно он называется «Основы теории журналистики». Входя в мир тео­рии, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверж­дения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно от­вергнуть.

 

И очень важно научиться сомневаться — не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилисти­ческим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к мак­симально верным, убедительным и ясным теоретическим выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной позицией в журналистике .

 

Теоретическое знание о предмете может носить описательно-сис­тематизирующий характер (для биологии, например, это классифи­цирующее знание К. Линнея), объясняющий (учение о происхожде­нии видов Ч. Дарвина), наконец, практически ориентированный, «ин­женерный» характер, позволяющий решать задачи на оптимизацию (генная инженерия, например).

В науке о журналистике важны знания всех трех типов, однако всегда следует стремиться к тому, чтобы теоретическое знание имело выход в практику, чтобы теория служила формированию профессиональных умений и навыков, поскольку развитая личность журналиста на равных интегрирует склонности (стремления, мотивы), способности (талант), с одной стороны, умения, навыки (опыт) — с другой, систему знаний (науку) — с третьей.

Давно известно: нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Теория — и в этом ее сущность — систематизированное знание об общих закономерностях. Однако журналистика, будучи струк­турным элементом общественной системы, на разных стадиях человеческой истории, при разных общественных системах, в раз­ных социальных условиях в своих сущностных чертах неизбежно приобретает модифицированные формы функционирования. Тео­рия формулирует как универсальные законы, действующие на всем протяжении истории человечества, так и законы, определяющие ее функционирование в определенных исторических условиях, на конкретных этапах общественного развития. Следовательно, край­не важно при обращении к теории журналистики видеть предмет изучения в его динамике, обладать историзмом подхода при теоре­тическом анализе функционирования журналистики. Это позволит избежать догматизации теории.

 

Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность журналиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-политических направлений, что так или иначе связано с различиями в концептуальных представлениях о журналистике. Поэтому в процессе преподавания будут представлены различные точки зрения и взгляды на журналистику, а студентам предстоит трудная работа своего социального и идейного определения.

Это формирование взгляда на журналистику и выбор позиции в журна­листике взаимосвязаны и требуют большой внутренней работы. Процесс это длительный и сложный. И на первых порах важно внимательно знакомиться со средствами массовой информации разных ориентации, тщательно обдумывать различные позиции, их обоснованность, непротиворечивость и, главное, степень направ­ленности на служение прогрессивному развитию общества.

Так, курс «Основы теории журналистики» решает еще одну задачу, свойственную всем университетским курсам, — «учить учиться», а не осваивать готовые знания.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Почему курс «Основы теории журналистики» иногда называют пропедевтическим?

2. Из каких «действующих сил» состоит принципиальная схема функционирования журналистики?

3. Охарактеризуйте «порождающие факторы» деятельности журналиста.

4. Что является предметом курса «Основы теории журналистики»?

5. Сколько ипостасей существует у журналистики? Назовите и охарактеризуйте их.

6. Почему массовая информация является центральной категорией изучаемой дисциплины?

7. В чем заключаются задачи изучаемого курса?

 
 

Предметом любой науки являются закономерности объективной действительности, отображающиеся в различных явлениях, процессах, фактах. Всякое преступление в силу общего закона диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, фактов и явлений материального мира определенным образом связано с окружающей средой, отображается в ней. Процесс отражения подчиняется определенным закономерностям, зависящим от природы отражаемых и отражающих объектов, их свойств и условий отражения. Криминалистика из бесконечного разнообразия предметов и явлений материального мира выделяет такие отражаемые объекты, которые причинно связаны с преступлением, а из всех отражающих объектов — лишь те, которые запечатлели следы преступления, информацию о преступлении. В частности, к ним относятся закономерности преступной деятельности, механизма преступления.

Механизм преступления - сложная динамическая система, определяющая содержание преступной деятельности. Элементами механизма преступления являются: субъекты преступления; отношение субъекта преступления к своим действиям, их последствиям, соучастникам; предмет посягательства; способ совершения и сокрытия преступления; преступный результат; обстановка преступления (место, время и другие относящиеся к ней обстоятельства); поведение и действия лиц, оказавшихся случайными участниками события, и др.

Применительно к механизму преступления можно обозначить закономерности:

§ возникновения и развития связей и отношений внутри механизма преступления (связь между действием и результатом, повторяемость действий в сходных ситуациях, стереотипы поведения субъекта преступления и т. п.);

§ формирования и реализации способа совершения и сокрытия преступления (связь способа с личностью преступника, зависимость способа от конкретных обстоятельств совершения преступления и т. д.);

§ возникновения и течения явлений, связанных с преступлением (как до, так и после его совершения) и значимых для расследования (скрытность подготовки к преступлению, выбор средств, рекогносцировка, изучение предмета преступного посягательства и др.).

Всякое преступление совершается в условиях реальных места и времени. Преступление как явление объективной действительности связано с той средой, в которой оно совершается; преступные действия изменяют эту среду, отражаются в ней, оставляя следы, «отпечатки» преступления в окружающей среде. В них содержится информация о преступлении и его участниках, закономерности возникновения которой тоже составляют элемент предмета криминалистики.

Для того чтобы следы преступления, обнаруженные в процессе расследования, стали доказательствами по делу, они должны быть надлежащим образом собраны, исследованы, оценены и использованы. Процессы собирания (включающего обнаружение, фиксацию, изъятие и сохранение), исследования, оценки и использования доказательств также подчиняются определенным закономерностям, изучаемым криминалистикой. Основываясь на указанных выше группах закономерностей, криминалистика разрабатывает средства, приемы и методы борьбы с преступностью.

Криминалистика — это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познаниях этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.

Судебное исследование на современном этапе должно трактоваться расширительно как вся юрисдикционная деятельность компетентных органов по раскрытию и расследованию преступлений, судебному разбирательству уголовных и гражданских дел, арбитражных споров, дел об административных правонарушениях.

Объектами криминалистики являются, с одной стороны, преступность, преступление, а с другой — предварительное расследование, судебное разбирательство, предупреждение преступлений. Использование выявленных криминалистической наукой закономерностей в иных нежели уголовное судопроизводство сферах правоприменительной деятельности происходит и еше некоторое время будет осуществляться за счет отбора ранее разработанных криминалистических средств, приемов, методов и методик. В первую очередь, в гражданском и арбитражном производстве, производстве по делам об административных правонарушениях используются средства и методы собирания (обнаружения, фиксации, изъятия) и исследования материальных носителей информации, а также криминалистические подходы к оценке результатов исследований и применению этих результатов в доказывании. Актуальны также криминалистические рекомендации по получению и проверке вербальной информации. Причем в настоящее время формируется криминалистическое обеспечение, специфическое для каждого из перечисленных производств.

Основными принципами криминалистики, т. е. ее руководящими идеями, являются:

§ принцип познаваемости материального мира, определяющий мировоззрение ученого-криминалиста, его принадлежность к философскому лагерю материализма, материалистическое понимание тех фактов, явлений и процессов, которые становятся объектами изучения криминалистики;

§ принцип историзма, отражающий диалектическое требование рассмотрения предмета криминалистики, ее содержания, функций, связей с другими науками под углом зрения их возникновения и изменения, в динамике;

§ принцип системности науки, означающий такой подход к предмету криминалистики, при котором она в целом или отдельные ее разделы и направления, изучаемые ею объекты и явления рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые части целого, обусловленные друг другом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.