Путь первый. Закупка современного западного оборудования и технологий.
Закупка современного западного оборудования и технологий. В обновлении основных фондов руководители многих российских предприятий видят панацею решения всех своих проблем, связанных с конкурентоспособностью своей продукции на рынке. Безусловно, переход на современную техническую и технологическую базу крайне важный, нужный и актуальный процесс. Но думать, что это решит все проблемы, может только тот, кто до сих нор полагает, что он живет в замкнутом ограниченном мире, а не в условиях глобальной экономики. Сравнивая свое предприятие с соседним, на котором современного оборудования нет, можно спать спокойно. Если же видеть в качестве своих конкурентов передовые компании, оснащенные современным оборудованием, начинаешь понимать, что технический уровень производства есть необходимое, но отнюдь не достаточное условие конкурентоспособности на рынке. Более того, ставя стандартное оборудование и осваивая современные стандартные технологии, российские предприятия начинают конкурировать с западными не по потребительским свойствам, но по цене и качеству, которые никогда не были самыми сильными нашими сторонами. При производстве стандартной продукции достаточно низких уровней передела такой путь неизбежен. Но нужно помнить, что таким путем мы можем только догонять или не отставать от конкурентов, но не опережать их.
Путь второй. Освоение российских технологий.
Очень непростой путь. Во-первых, из-за разного понимания того, что такое технология. Для ученого технология — это «я знаю, как это сделать». Для руководителя предприятия технология — это производственная линия по выпуску новой продукции. И между этими представлениями пропасть, которая при разрушенных цепочках инновационного цикла практически не заполняется. Во-вторых, непонятна рыночная перспектива новой продукции, поскольку ученый работал над своей технологией, исходя, прежде всего, из собственного интереса, а не из потребностей рынка. Но зато оригинальные отечественные технологии могут придать продукции новые потребительские свойства, которые позволят отличаться от конкурентов не только ценой. В настоящее время российские компании решают эти проблемы обычно следующими способами.
Развитие или создание заново собственных конструкторских бюро. Это могут позволить себе достаточно крупные компании. Такие конструкторские бюро достаточно хорошо решают вопросы текущей модернизации и обновления продуктового ряда. Сложнее с разработкой принципиально новой продукции, тем более, с освоением новых рынков, т.к. это требует инициирования инноваций на более ранних этанах.
Масштабирование технологий малых инновационных предприятий. Малые инновационные компании являются новой формой внедрения научных разработок в производство и бизнес. Для промышленности малые предприятия интересны не только тем, что имеют технологии уже на уровне пусть опытного, но производства, по, прежде всего, тем, что они опробовали своей продукцией рынок, и рынок принял их товар.
Внедрение научных разработок через инструмент корпоративных фондов или другие инфраструктурные элементы, которые берут на себя анализ рынка, доведение технологии, ее апробацию и пр.
Путь третий. Внедрение современных управленческих технологий.
Внедрение современных управленческих технологий. Вопросы менеджмента традиционно недооценивались в России. У нас никогда не было высокой культуры производства, а победителем в экономической конкуренции будет тот, кто покажет максимальную производительность труда. Пока по этому показателю российский бизнес очень отстает. В США средняя выработка на одного работника в корпорациях составляет около 200 тысяч долларов в год. В лучших российских компаниях этот показатель не превышает 30 тысяч долларов. В большинстве - не превышает 10 тысяч. Что делать? Можно, конечно, пытаться изобретать собственные методы. Но без общей культуры высокой производительности труда такие изобретения вряд ли будут носить систематический характер. Очевидно, нам не обойтись без привлечения западного опыта и культуры менеджмента. Безусловно, это должно быть не слепое копирование, необходим учет особенностей российского менталитета, уровня экономического уклада, традиций патерналистских взаимоотношений между руководителем и подчиненными в России. В адаптации, творческом преломлении западной культуры менеджмента с российской спецификой должен формироваться наш российский стиль эффективного управления.
ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
Название стратегии
Характеристика
Условия применения
Преимущества
Недостатки
Б. Санто 1.1. Традиционная.
Фирма не стремится ни к чему другому, кроме повышения качества существующих продуктов.
Стабильное положение на рынке. Производство традиционных продуктов, возможности вытеснения которых и конкуренция незначительны.
Неуклонное повышение качества продукции и упрочение на этой основе рыночных позиций.
Угроза отставания в долгосрочной перспективе, ограничение возможностей диверсификации.
1.2. Оппортунистическая.
Предприятие занято поисками продукта, не требующего больших затрат на НИОКР, но обеспечивающего единоличное присутствие на рынке.
Высокий уровень знания рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные возможности.
Низкие затраты на НИОКР.
Ограничение возможностей развития собственной базы НИОКР.
1.3. Имитационная.
Новая технология приобретается у других фирм и разработчиков. 1
Необходимость быстрого освоения рынка, наличие высокоэффективных лицензионных технологий, наличие финансовых ресурсов для приобретения лицензий.
Быстрое вхождение в рынок, возможности использования лицензионных технологий в дальнейших собственных НИОКР
Научно-технологическая зависимость от продавца лицензий, вероятность приобретения недостаточно конкурентоспособных. технологий (с учетом устаревания в процессе адаптации).
1.4. Оборонительная.
Исследования и разработки ведутся без ориентации на занятие ведущих позиций, цель — не отстать от других в области технико-технологического развития.
Отсутствие сильных конкурентов (как фирм, так и продуктов). Достаточно высокий исходный научно-технический уровень.
Отсутствие риска «первопроходцев», возможность использования уже апробированных на рынке технологий и продуктов.
Используется мелкими предприятиями, тесно связанными с крупными фирмами.
Наличие крупных предприятий-разработчиков, готовых передать свои продукцию и технологии.
Экономия затрат на НИОКР, маркетинг, подготовку производства.
Неудачи крупного предприятия могут отразиться на зависимой от него малой фирме; трудности диверсификации.
1.6. Наступательная.
Стремление быть первым на рынке продукции и технологии.
Наличие сильной базы НИОКР, значительных финансовых ресурсов, творческих работников, руководства, склонного к риску и новым идеям, хорошее знание рынка и развитая служба маркетинга.
Своевременное реагирование на появление «технологических разрывов», лидерство на рынке.
Риск, связанный с возможной неудачей нововведения.
2.Богданов А. И. 2.1.Острая наступательная стратегия.
Предприятие ставит целью быть первым при внедрении нововведения в определенном сегменте рынка.
Наличие ресурсов и опережения в области НИОКР и возможностей производства по сравнению с другими предприятиями. Концентрация ресурсов на узком отрезке НТИ.
Завоевание первенства на рынке.
Риск, связанный с возможной неудачей нововведения. Узкий спектр ассортимента.
2.2. Умеренная наступательная стратегия.
Более широкий спектр изделий, чем при острой наступательной стратегии. Предприятие стремится держать второе место в группе лидеров. Ориентация на массового потребителя. Большая прибыль за счет массовой продажи.
Возможность рассредоточения ресурсов по широкому спектру изделий. Уверенность в перспективной конкурентоспособности продукции.
Меньший риск, чем при острой наступательной стратегии.
Вероятность потери рынка при наличии технологических разрывов при успешной реализации острой наступательной стратегии.
2.3. Защитная стратегия.
Незначительный риск, возможность получения прибыли в условиях конкуренции.
Завоевание значительной доли рынка и поддержание низких затрат на производство, сильный маркетинг и производство. В большей мере разработки, чем исследования.
То же, что 1.4.
То же, что 1.4.
2.4. Лицен-зионная (пог-лощающая).
То же, что 1.3.
То же, что 1.3.
Благоприятные возможности для приобретения научно-технических результатов, полученных другими предприятиями.
Применяется в отношении одного или нескольких видов произ-водства.ориентация на рынки передовых потребителей. То же, что 2.1.
Наличие ресурсного, в т. ч. научно-технического задела в определенной перспективной области деятельности. Правильный выбор сегмента рынка для концентрации усилий. Возможность удерживать позиции в течение 2—3 лет.
То же, что 2.1.
То же, что 2.1.
3.2. Умеренно-наступательная стратегия.
Удержание позиции производителя, следующего за лидирующей фирмой.
Применяют крупные предприятия, поддерживающие широкий охват рынка. Самостоятельное осуществление НИОК.Р на высоком уровне.
Избежание высокого риска и трудностей освоения продукции с высокими инновационными характеристиками.
Возможность проанализировать ход конкуренции, мнение потребителей, подготовить надежное эксплуатационное обеспечение.
3.3. Оборонительная стратегия.
Сохранение позиций среднего предприятия.
Отсутствие трудностей сбыта и конкуренции. Наличие монополии на рынке.
Экономия расходов на НИОКР и освоение новых рынков.
То же, что 1.4.
3.4. Остаточная стратегия.
Стремление остаться на рынке со средними и устаревшими в инновационном смысле изделиями.
Выход из конкуренции на рынке ведущего производителя. Наличие остаточного спроса, не привлекающего крупных производителей.
Экономия затрат на освоение рынка.
Ограничение временными рамками.
4. Б. Твисс 4.1. Наступательная стратегия.
То же, что 1.6. Применяют, как правило, мелкие компании, концентриру-ющие усилия на одном или нескольких проектах.
Высокая квалификация в области научно-технических нововведений, способность видеть рыночные перспективы, умение быстро реализовать их в продукты.
Возможность быстрой окупаемости затрат.
Высокая степень риска.
4.2.Защитная стратегия.
То же, что 1.4.
Наличие значимой доли рынка, возможность поддержания нормы прибыли
То же, что 1.4.
То же, что 1.4.
за счет низких издержек. Проведение в большей мере разработок, чем исследований.
4.3. Лицензионная стратегия.
То же, что 1.3.
Проведение собственных НИОКР, чтобы знать, какие лицензии покупать.
То же, что 1.3.
То же, что 1.3.
4.4. Промежуточная стратегия.
Избежание прямой конфронтации с конкурентами, поиск ниши.
Высокий уровень развития маркетинговых служб.
Использование сильных позиций в выбранной нише.
Возможность занятия ниши крупной фирмой.
4.5. Стратегия создания нового рынка.
Выход на рынок с продуктом, который больше никто не производит.
Высокий уровень развития маркетинговых служб, высокая степень творческой активности, склонность к новизне.
Возможности быстрой окупаемости затрат, занятия монопольного положения на рынке.
Высокая степень риска.
4.6. Разбойничья стратегия.
Вторжение на новый рынок, которое приводит к уменьшению его размеров.
Наличие продуктов, могущих конкурировать на рынках, на которых раньше данная фирма не работала.
Получение прибыли за счет переориентации потребителей с традиционного на новый продукт.
Отсутствие опыта работы на новом рынке.
5. Ю. Денисов. 5.1. Избирательная (селективная).
Концентрация ресурсов на определенных, наиболее перспективных направлениях.
Наличие финансовых ресурсов и выявление приоритетных направлений.
Позволяет быстро ликвидировать отставание в отдельных областях за счет концентрации ресурсов.
Возможность отставания в других, не охваченных данной стратегией отраслях, некомплексное развитие.
5.2. Комбинированная.
Сочетание различных стратегий.
Наличие системы анализа и методики выбора стратегий.
Концентрация ресурсов на определенных, наиболее перспективных
направлениях.
Наличие финансовых ресурсов и выявление приоритетных на-
правлений.
Позволяет быстро ликвидировать отставание в отдельных областях за
счет концентрации ресурсов.
Возможность отставания в других, не охваченных данной стратегией отраслях, некомплексное развитие.
6.4. Изменение экономических характеристик продукта,
рынка или
отрасли.
То же, что 1.1.
То же, что 1.1.
То же, что 1.1.
То же, что 1.1.
ЦЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
Цели фирмы
Экономические стратегии и средства достижения целей
Краткосрочный период
Долгосрочный период
Рост масштабов производства
Концентрация финансовых, прежде всего заемных, ресурсов для организации производства простых, ненаукоемких изделий. Аренда производственных площадей и мощностей.
Концентрация средств на развитии собственной производственной базы, одновременное производство изделий с различными стадиями жизненного цикла. Проведение НИОКР, ориентированных на создание новых рынков. Диверсификация.
Рост сбыта.
Агрессивная реклама, стимулирование сбыта, создание каналов сбыта, франчайзинг.
Развитие сбытовой и дилерской сетей, проведение НИОКР по повышению качества продукции.
Увеличение доли.
Выпуск продукции с повышенными конкурентными характеристиками, снижение цен, реклама.
Вложение средств в перспективные НИОКР, обеспечивающие снижение затрат, обновление выпускаемой продукции.
Рост прибыли.
Концентрация собственных и заемных средств в производстве и сбыте высокорентабельных изделий с высокими скоростью оборота и темпами роста.
Проведение НИОКР по созданию и развитию продуктов в отраслях с высокими темпами роста.
Повышение рентабельности.
Размещение средств в областях с быстрым оборотом капитала, некапиталоемкое производство с высокой долей на рынке.
Вложение средств в развитие ресурсосберегающих технологий, повышение качества и обновление продукции, ориентация на зрелую продукцию с высокой долей на рынке.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ СТРАТЕГИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Стадия развития
Интенсивность стратегии НИОКР
Наступательная
Защитная
Новые продукты, новые технологии
Улучшение продуктов
улучшение процессов
Лицензирование
Фаза 1
Быстрый рост; низкий уровень конкуренции.
Высокая
Низкая
Низкая
Низкая
Фаза 2
Рост рынка; возросшая конкуренция
Средняя
Высокая
Средняя
Высокая
Фаза 3
Низкий темп роста; высокий уровень конкуренции
Низкая
Средняя
Высокая
Средне-высокая
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
В табл. представлены рекомендации по выбору преимущественных стратегий предприятия в зависимости от типа региона, его размещения и по уровню развития в нем науки и производства и с учетом того, что наиболее распространенными являются следующие типы стратегии: 1. Традиционная стратегия; 2. Оппортунистическая стратегия; 3. Остаточная стратегия; 4. Имитационная стратегия; 5. Оборонительная стратегия; 6. Зависимая стратегия; 7. Промежуточная стратегия; 8. Стратегия создания нового рынка; 9. Остро наступательная стратегия; 10. Умеренно наступательная стратегия.
Тип региона
Тип инновационной стратегии венчурной компании
a
b
с
Очень высокий уровень развития промышленности, при этом сфера науки одна из ведущих отраслей специализации
+
+
Высокие уровни развития промышленности и науки
+
+
+
+
+
Высокий уровень развития промышленности и средний уровень развития науки
+
+
+
С уровнем территориальной концентрации промышленности и науки ниже средних по стране в целом
+
+
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ1)
(в процентах к итогу)
Годы
Инвестиции в нефинансовые активы 2) - всего
в том числе
инвестиции
в основной
капитал
инвестиции
в нематериальные
активы
инвестиции в другие нефинансовые активы
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
98,4
99,1
98,6
98,9
99,1
98,2
98,7
1,5
0,7
0,5
0,5
0,4
0,8
0,6
0,1
0,2
0,9
0,6
0,5
0,7
0,4
-
-
0,3
0,3
1)Без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности.
2)Без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление