Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Международные экономические организации




Понятие и сущность международной организации.

Функции международных организаций: регулирующие, контрольные, оперативные.

Критерии классификации международных организаций: по количеству членов (всеобщие и региональные), по характеру компетенции организации (общая и специальная компетенция), по сфере международного регулирования (организации, регулирующие промышленное сотрудничество, отрасли мировой экономики, мировую торговлю, валютно-кредитные и финансовые отношения), неправительственные организации, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Организации мирового уровня: Система Организации Объединенных Наций (ООН). Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), региональные экономические комиссии, специальные программы в структуре ООН. МВФ и группа Мирового банка.

Межправительственные организации, занимающиеся решением общемировых проблем функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства: Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Институты подсистем мирового хозяйства: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), «Большая семерка».

Семинарское занятие. Международные экономические организации.

Практическое занятие. Международные экономические организации.

Самостоятельная работа. Изучить: Региональные банки развития.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4]

дополнительная [1,2,3]

 

Тема 5. Глобализация мировой экономики

Понятие глобализации, основные особенности и направления развития. Агенты глобализации. Четыре волны в глобальной интеграции экономики. Движущие силы глобализации экономики.

Исторические предпосылки перехода к глобализации экономики, сформировавшиеся на предшествующих этапах интернационализации хозяйственной жизни. Взаимосвязь процесса глобализации экономики с решением глобальных проблем современности.

Позитивные и негативные последствия экономической глобализации. Противоречия процесса глобализации экономики.

Финансовая глобализация и ее особенности.

Семинарское занятие. Глобализация мировой экономики.

Практическое занятие. Глобализация мировой экономики.

Самостоятельная работа. Финансовая глобализация и ее особенности.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4]

дополнительная [1,2,3]

Тема 6. Развитые страны.

Общая характеристика промышленно развитых стран.

Природно-ресурсный потенциал: запасы минерального сырья, энергетических ресурсов, лесные, водные и земельные ресурсы. Особенности их использования развитыми странами.

Трудовые ресурсы. Количественные характеристики: особенности воспроизводства населения, половозрастной состав населения, национально-государственная демографическая политика. Качество рабочей силы: уровень образования, профессионально квалификационная и отраслевая структура рабочей силы. Индекс развития человека. Занятость в развитых странах: сдвиги в отраслевой структуре занятости, особенности национальных политик занятости.

Качество жизни и его показатели. Динамика доходов различных групп населения. Социально-экономические модели развитых стран. Тенденции к выравниванию уровня экономического развития США, Западной Европы и Японии.

Место США в современной мировой экономике и политике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал. Структура национальной экономики США. Особенности и предпосылки экономического развития. Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации. Внешнеэкономическая стратегия США.

Экономика стран ЕС. Место и роль Европейского Союза в мировой экономике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно- технический потенциал ЕС. Специфика экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ).

Экономика Японии. Место и роль Японии в современной мировой экономике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал. Специфические особенности и этапы экономического развития Японии. Важнейшие промышленные и финансовые центры Японии, крупнейшие корпорации. Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности. Роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Интерактивное занятие. Развитые страны.

Самостоятельная работа. Изучить: внешнеэкономическую стратегию Японии, ее основные черты и особенности, роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4]

дополнительная [1,2,3]

 

Тема 7. Развивающиеся страны.

Общая характеристика развивающихся стран: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, научно-технический потенциал, качество жизни и его показатели.

Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран. Внешнеэкономическая деятельность развивающихся стран. Различия между странами по степени государственного регулирования.

Основные тенденции и проблемы экономики Индии. Экономическая динамика. Социальная сфера. Реальный сектор. Денежно-кредитная система. Налогово-бюджетная система.

Основные тенденции и проблемы экономики Бразилии. Экономическая динамика. Реальный сектор. Денежно-кредитная сфера. Налогово-бюджетная сфера. Социальная сфера.

Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА) и Латинской Америки, нефтеэкспортирующие страны и территории.

Наименее развитые страны (НРС) в системе мирового хозяйства.

Наименее развитые страны (НРС) в системе мирового хозяйства. Основные направления экономической стратегии и политики на современном этапе.

Интерактивное занятие. Развивающиеся страны.

Самостоятельная работа. Изучить: внешнеэкономическую стратегию Индии и Бразилии.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4]

дополнительная [1,2,3]

 

Тема 8. Страны с переходной экономикой.

Общая характеристика стран с переходной экономикой: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, научно-технический потенциал, качество жизни и его показатели.

Специфика экономического развития стран с переходной экономикой на современном этапе. Особенности отраслевой структуры экономики, государственного регулирования, внешнеэкономических связей СНГ и стран Восточной Европы. Рыночные реформы стран с переходной экономикой.

Основные тенденции и проблемы экономики Китая. Экономическая динамика. Реальный сектор. Социальная сфера.

Зарубежные страны СНГ. Сущность и различия. Экономическая динамика. Реальный сектор. Социальная сфера.

Страны Центральной и Восточной Европы. Дифференциация внутри ЦВЕ. Проблемы участия в ЕС. Экономическая динамика. Реальный сектор. Социальная сфера.

Интерактивное занятие. Страны с переходной экономикой.

Самостоятельная работа. Изучить: внешнеэкономическую стратегию ЦВЕ, экономические отношения России с ЦВЕ.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4]

дополнительная [1,2,3]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.