КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы управления в именных и глагольных словосочетаниях
Нормы согласования в именных словосочетаниях Роль словосочетаний в построении предложения. Леним. Охарактеризуйте нормы построения словосочетаний. Назовите виды подчинительной синтаксической связи в словосочетании. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ТЕМА: « Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения».
План
1. Нормы построения словосочетаний. 2. Предупреждение ошибок в построении конструкций с управлением. 3. Значение словосочетания в построении предложений.
ЦЕЛЬ: научиться определять нормы согласования в именных словосочетаниях и нормы управления в именных и глагольных словосочетаниях
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Назовите распространённые ошибки в построении конструкций с управ- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
БЛОК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Выберите нужную форму, объясните свой выбор. 1.Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2. За (последние, последних) три месяца в городе побывали многие артисты. 3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля. 4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5. (Каждые, каждых) три месяца лаборатория сдаёт отчёт о работе. 6. Четыре корпуса, (построенные, построенных) в рекордные сроки, приня- ли своих новосёлов.
2. Раскрыв скобки, составьте словосочетания и распределите их по группам в таблице. Материал для справок: в городе (Москва), из города (Челябинск), рядом с городом (Великие Луки), в городе (Гусь-Хрустальный), к городу (Петропавловск-Камчатский), в деревне (Ивашково), к деревне (Горловка), на хуторе (Ширяй), в селе (Дракино), у реки (Обь), на реке (Иртыш), на озере (Селигер), от озера (Иль-мень), над (Ладожское) озером, на улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), рядом с (Лялин) переулком, к станции (Рига), в порту (Новороссийск), в респуб-лике (Тува), из республики (Осетия), в пустыне (Сахара), с государством (Брази-лия), на острове (Огненная Земля), с острова (Маврикий), в созвездии (Орион), к планете (Венера), над горой (Казбек), у полуострова (Таймыр).
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в правильной форме,- до-бавив, где необходимо, предлог. С полученными словосочетаниями составьте предложения.
1. Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление прави-тельства, указ президента, желание меньшинства). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоя-тельств, забота родителей, полученные знания). 3. Вопреки (ожидание, здравый смысл, советы врача, мнение большинства, всё). 4. Наперекор (судьба, воля отца, обстоятельства). 5. По (возвращение из отпуска, приезд в столицу, окончание переговоров, прибытие на конференцию). 6. Между (два полюса, три станции, семь точек). 7. В нарушение (закон, правило, действующий регламент). 8. Сообразно (действующий порядок). 9. Аллергия (цветение березы, запах табака, шоколад). 10. Жалоба (плохое обслуживание). 11. На благо (страна, человек).
4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм глагольного и именного управления. 1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 2. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ. 3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров. 4. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 5. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению соревнований. 6. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 7. Лектор оперировал с точными фактами. 8. За покупки можно оплатить наличными. 9. Согласно распоряжения заведующего отдела срок представления отчета истекает первого июня. 10. Их поддерживала вера в успехе. 11. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации. 12. В газете опубликована рецензия о новом романе. 13. В отзыве на книгу обязательно должны быть указаны ее выходные данные. 5. Составьте словосочетания по образцу. Образец: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспиран-тов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (талант скульптора). 2. Сбор и обмен (информация). 3. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса). 4. Установка и уход (оборудование). 5. Познакомиться и распространить (текст постановления). 6. Надеяться и верить (победа). 7. Помогать и заботиться (ветераны). 8. Упрекать и порицать (равнодушие). 9. Следить и обеспечивать (рост производства). 10. Считать и указывать (данный способ – альтернативный). 6. Отредактируйте предложения, устраните в них грамматико-стилисти-ческие ошибки. 1. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 2. Мы, потомки, восторгаемся и славим ратные подвиги наших предков. 3. Руководитель планирует и осуществляет контроль за ходом выполнения работ. 4. Герой произведения не может понять и мириться с создавшейся ситуа-цией. 5. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и ру-ководить работой секцией. 6. Составление и изучение библиографии по теме – важный этап работы над диссертацией. 7. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финан-сами. 8. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития. 9. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения».
План
1. Нормы построения словосочетаний. 2. Предупреждение ошибок в построении конструкций с управлением. 3. Значение словосочетания в построении предложений.
НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Поскольку в словосочетании имеются подчинительные отношения, то чле-ны его связаны между собой одним из видов подчинительной синтаксической свя-зи – согласованием, управлением или примыканием. Выбор здесь зависит от мор-фологической природы главного или зависимого слова. В глагольных словосочетаниях имеет место или управление (читать пись-мо, писать карандашом), или примыкание (много читать, жить далеко), но от-сутствует связь согласования (согласование самого глагола возможно только в предложении). Словосочетания с именем существительным в роли главного слова допус-кают все три вида синтаксической связи (каменный дом, выполнение задания, стремление учиться, кофе по-варшавски). В других именных словосочетаниях находим известные ограничения в зави-симости от лексико-грамматических свойств главного слова, например: управле-ние и примыкание в словосочетаниях с именем прилагательным в роли главного члена (достойный награды, готовый сделать, весьма полезный), управление в словосочетаниях с именем числительным (два месяца), согласование и управ-ление в словосочетаниях с местоимением (нечто интересное, кое-кто из друзей). В наречных словосочетаниях встречаемся со связью примыкания и управ-ления (слишком тихо, далеко от Москвы).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ КОНСТРУКЦИЙ С УПРАВЛЕНИЕМ
1. Иногда после одного и того же слова, например глагола, возможно употреб-ление разных падежей и предлогов, что объясняется различием в значении слово-сочетаний: знать теорему — знать о теореме, забыть билеты — забыть о биле-тах, объявить забастовку — объявить о забастовке. Однако часто замена одного падежа и предлога другим является речевой ошибкой. 2. Чаще всего ошибки в управлении обусловлены влиянием близких по значе-нию, а иногда и однокоренных слов, требующих после себя разных падежей: смо-треть на портрет — любоваться портретом (ошибка любоваться на портрет), беспокоиться о детях — тревожиться за детей (ошибка беспокоиться за детей), характерно для этого ученика — присуще этому ученику (отсюда ошибочные варианты характерно ему, присуще для него). 3. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово до-пустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога: подбирать и готовить юных спортсменов, прочитать и пересказать английский текст. Речевой ошибкой является постановка одного зависимого слов при двух или более главных с разным управлением: с помощью и в сотрудниче-стве с родительским комитетом, советовать и контролировать спортсменов. 4. Речевой погрешностью считается также употребление рядом одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительного падежа: ре-форма здравоохранения с целью улучшения системы охраны здоровья матерей и детей и повышения рождаемости. 5. Следует также избегать словосочетаний с одинаковыми предлогами: вопрос о соглашении о взаимных поставках, беседа с ветераном с большим жизненным опытом, рассказал об указе Петра I о реформе армии. 6. Используется предложное сочетание там, где нужна беспредложная кон-струкция (говорят: разъяснение о смысле указа. Правильно: разъяснение смысла указа). 7. Неверное с точки зрения семантики использование производных предло-гов благодаря, вследствие, ввиду. Эти производные предлоги не потеряли пол-ностью своего первоначального значения. Поэтому предложение «Я не пришел на занятия, благодаря болезни» – неправильно. Следует употребить предлог из-за. А вот: «Благодаря помощи родителей, я могу учиться» — правильно. 8. Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным паде-жом: согласно указу (а не указа), вопреки распоряжению (а не распоряжения). 9. Предлоги в – из и на – с в просторечии часто смешиваются, в результате чего образуются ненормативные словосочетания: прийти с института, вер-нуться с магазина. Следует помнить, что две пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться, т. е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же па-ры: если мы говорим пошла на работу, то вернулась с работы, пошла в инсти-тут, вернулась из института. Административно-географические наименования обычно употребляются с предлогами в – из: еду в город, в район, в Сибирь, в Москву, в Сковородино, а возвращаюсь из города, из района, из Сибири, из Москвы, из Сковородина (геогра-фические названия, заканчивающиеся на – о, склоняются как существительные среднего рода. В Приамурье таких названия много, и не следует об этом забы-вать: им. п. – Албазино, Поярково, Мазаново, предл. п. – в Албазине, Пояркове, Мазанове и т. д.). Однако некоторые существительные, названия горных облас-тей, употребляются с предлогами на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кав-каза, на Алтае – с Алтая, но в Хибины – из Хибин. То же самое происходит с на-именованием Украина. Норма употребления – на Украине – с Украины, на Пол-тавщине – с Полтавщины. Возможно, здесь есть влияние украинского языка, а устойчивость сочетания на Украине поддерживается общностью названия Укра-ина и однокоренных слов край, окраина, образующих сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Ошибки допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово ока-зывается в двойном подчинении. Например: Институт организовал и руководил работой студентов в летний период (организовал кого, руководил чем). Подбор и наблюдение над фактами (подбор чего и наблюдение над чем). Обычный спо-соб правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове. Например: Орга-низовал студентов и руководил их работой. Подбор фактов и наблюдение над ними. В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: иг-рать роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), опла-тить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уде-лять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположе-ния.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Словосочетание является строительным материалом для предложения. Словосочетаниями в предложении являются в основном второстепенные члены предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отноше-нии друг к другу. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |