Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации личности в психологии




Цели изучения

студент должен иметь представление

 

о характере человека, о его роли характера в формирование поведения;

 

студент должен знать:

 

* основные поведенческие характеристики при различных типологиях характера;

 

* место характера в структуре личности;

 

* значение характера в профессиональной деятельности врача (как в самопознании, так и в познании других);

 

студент должен уметь:

 

  • ориентироваться в особенностях характера пациента (по данным наблюдения и беседы) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

«Характер» в работе медицинского работника.

* характерологические особенности пациентов формируют (предопределяют) не только внешний вид и манеру поведения, но специфическую реакцию на болезнь Сила и характер такой реакции могут превысить в отдельных случаях тяжесть самого соматического страдания с которым пациент обращается к врачу, либо, наоборот, спровоцировать бегство от реальной ситуации, игнорирование профессиональной помощи врача даже тогда, когда это остро необходимо.

 

* при сборе анамнеза и построении психологического диагноза необходимо учитывать избирательную чувствительность тех или иных характеров к различным сферам жизни. Можно утверждать, что наряду с «акцентуированными характерами» имеются «акцентуированные сферы жизнедеятельности», в отношении которых более быстро и более отчетливо проявляются слабости того или иного характера.

 

* характер следует учитывать при выборе средств воздействия (психотерапевтическая помощь или психологическое консультирование). Другими словами, существуют характеры с доминированием воли, эмоций или рационального отношения к действительности. Эти стороны регуляции поведения представляют для данного характера способ действия, наиболее понятный и продуктивный. Отсюда и важность учета преобладания тех или иных черт при выборе способов воздействия. Последствия изменений, инициированных нашей активностью должны быть поняты и приняты пациентом.

 

  • профессиональный рост связан с формированием характера медицинского работника, особенно в той части, которая связана с волевыми особенностями поведения. Как уже упоминалось, особенностью развития характера является крайняя важность ранних периодов формирования. Поэтому, работа по развитию характера, во многом, является задачей юношеского возраста и периода первичной профессиональной специализации.

 

Понятие «Акцентуации характера» в психологии. Описание основных типов акцентуаций по К. Леонгарду

 

Акцентуации характера - крайние варианты психической нормы, при которых отдельные черты характера наиболее выражены, в связи с чем обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного ряда психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим психогенным воздействиям.

 

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте; у взрослых людей они могут быть относительно компенсированы.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

 

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

 

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

 

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

 

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — страдание) — врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности.

 

Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопатии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.

Причины психопатии

 

Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.

 

Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место. Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.

 

Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституциональные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других — психогенное воздействие окружающей среды («патохарактериологическое развитие индивида»).

 

Длительное воздействие неблагоприятных социальных факторов может быть основной причиной психопатического развития личности, ее искаженного психического формирования.

 

Личность, формирующаяся в условиях постоянного грубого подавления, унижения, начинает проявлять робость, подавленность, неуверенность или, наоборот, повышенную возбудимость, агрессивность, конфрактационность. Обстановка же всеобщего обожания и восхищения, беспрекословною исполнения всех прихотей ребенка может привести к формированию истерического типа личности, развитию эгоцентризма, самовлюбленности (нарциссизма). Вместе с этим развиваются черты эксплозивности (взрывчатости, импульсивности). В длящихся условиях чрезмерной опеки формируется астеничность, безынициативность, беспомощность, экстернальная поведенческая ориентированность (возложение вины за свои неудачи на внешние обстоятельства). Поскольку патохарактериологическое развитие личности преимущественно обусловлено социальным фактором, возможно прекращение этого процесса при благоприятных социальных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.