КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Социализация личности (2ч)
ПС-26 Тема. История становления социальной психологии (2ч) Вопросы: 1. Основные этапы развития социально-психологических взглядов. 1. Первые социально-психологические теории: «Психология народов» (специфика подхода В.Вундта, М.Лацаруса и Р. Штейнталя); «Психология масс», её истоки в психологической концепции Р.Тарда и окончательное оформление в работах С. Сигеле и Г. Лебона; Теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла. 2. Русские ученые в социальной психологии. 3. Развитие социальной психологии в Беларуси. 4. Актуальные проблемы социальной психологии на современном этапе. Задания: 1. Законспектировать статью Андреевой Г.М. Социальная психология / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 5-21. Анализ содержания статьи провести по следующей схеме:
В статье выделить основные направления исследований в настоящее время в социальной психологии. 2. Выписать из предложенной литературы определения основных категорий социальной психологии: социальная общность, социальная группа, социальное познание, социально-психологический статус личности, социальная роль. 3. Составить схему «Классификация социально-психологических явлений», используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001 – С.164-167.
Литература 1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 48- 221. 2. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 3. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 4. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.
Тема. Методология и методы исследования (2ч) Вопросы: 1. Специфика социально-психологического исследования. 2. Количественные и качественные методы в социальной психологии. 3. Методологическая триангуляция. 4. Классификация методов исследования в социальной психологии.
Задания: 1. Составить перечень методов для изучения социально-психологических характеристик личности. 2. Подобрать методику для диагностики динамических процессов в малой группе. Подготовить презентацию методики. Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб заведений / Г.М. Андреева – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2006. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.- СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004. 3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000. 5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004. 6. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 7. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д, Сирс – 10-е изд. – СПб: Питер, 2004. 8. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003. 9. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.
Тема. Общение как социально-психологическое явление (4ч) Вопросы: 1. Общение как процесс. 2. Функции, структура и средства общения. 3. Виды общения. Задания: 1. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Коммуникация в деятельности практического психолога», «Юмор в общении клиента и психолога», «Социально-психологические аспекты употребления матерной речи», «Личностное пространство и общение». 2. Подобрать психологические упражнения и игры для развития умений и навыков коммуникации. 3. Подготовить презентацию книги по психологии общения. Литература 1. Айслер _Мертц К. Язык жестов. – Пер с нем. К. Давыдовой. – М.: ФЛИР-ПРЕСС, 2006. 2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001. 3. Бодалёв А.А. Психология общения, М.: Воронеж, 1996. 4. Кроник А.А. Кроник Е.А. Психология человеческих взаимоотношений. – М.,1998. 5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. 6. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 7. Нэпп М., Холл.Д. Невербальное общение. Учебник – Спб.: Прайм –ЕВРОЗНАК», 2004. 8. Невербальные средства общения/ Серия «Высшее образование» - Ростов н / Д, Феникс, 2004. Тема. Группа как объект социальной психологии (4ч) Вопросы:
Задания: 1. Каждый слушатель должен подготовить реферат на одну из предложенных тем:
2. Составить таблицу «Подходы к исследованию малых групп в зарубежной и отечественной психологии». Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб заведений / Г.М. Андреева – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2006 –С. 180-241. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.- СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004 3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С. 315-369. 4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000 – С.427- 433. 5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004 – С. 279-297. 6. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – С.186-190. 7. Руденский Е.Р. Социальная психология. Курс лекций. М.: ИНФРА, Новосибирск, 1997 – С.138-179. 8. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д, Сирс – 10-е изд. – СПб: Питер, 2004 – С. 316-347, 397- 486. 9. Социальная психология: Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. 3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995. 1. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С.535-637.
Тема. Массовая коммуникация (4ч) Вопросы 1. Большие социальные группы и механизмы их саморегуляции. 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей. 3. Сущность и характеристики толпы. 4. Виды толпы. Поведение человека в толпе. 5. Психология массовой коммуникации. Задания: 1. Законспектировать и проанализировать статью Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. 2. Выполнить задание на тему «Убеждающая сила рекламы».Выполняя это задание, стлушатель должен собирать данные об обращениях к людям с целью их убеждения в средствах массовой коммуникации. Слушатель должен просмотреть телевизионные передачи (рекламные ролики) в течение нескольких часов и записать содержание рекламы на следующем бланке:
В графе «Рекламный ролик» слушатель даёт краткое содержание и название рекламного ролика. Далее студент должен указать, какой продукт рекламируется в ролике (мыло, пиво, жевательные резинки, колготки, косметика и т.д.). Затем слушатель описывает основное лицо (лица), которые рекламируют товар (пол, возраст, статус, профессия, популярность и известность лица для большинства населения, его имидж и др.). В графе «типы убеждающих воздействий» слушатель должен проанализировать, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравиться окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесённых вслух слов, но и с помощью продуманного визуального представления товара. В процессе анализа рекламного ролика отвечайте на следующие вопросы: · Преобладал ли какой- нибудь тип убеждающих обращений, если да, то какой? · Средства привлечения внимания зрителя? · К каким чувствам человека апеллируют авторы рекламного ролика? · Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией –мишенью – дети или взрослые, пожилые или молодые люди и т.п.? · Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны? · Проследите особенности вербальной и невербальной коммуникации в рекламном ролике? Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, слушатель может сравнить свои результаты с результатами других слушатель и сделать выводы об особенностях убеждения зрителя в СМИ. Слушатель должен просмотреть и проанализировать не менее 2 рекламных роликов.
Литература 1. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Крысько – СПб.: Питер, 2003 – С.180-184. 2. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений – М.: Академический проект, 2003 – С 198-213. 3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – С.267-278. 4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003 – С.32-35; 45-51. 5. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С.455-463. 6. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997. 7. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной – СПб.: Питер, 2001. 8. Психология влияния /сост. А.В. Морозов - СПб.: Питер, 2002. 9. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х томах / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). Самара: БАХРАХ, 1999. Тема. Межличностные отношения (2ч) Вопросы:
Задания: 1. Составьте мини- конспект по предложенной теме. Воспользуйтесь рекомендуемой литературой. 2. Приведите примеры на различные виды взаимоотношений между людьми. Литература 3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. 4. Дыгун М.А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович - Мозырь: Содействие, 2006. 5. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев. 1990. Психология влияния /сост. А.В. Морозов - СПб.: Питер, 2002. 7. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Вопросы: 1. Социализация личности. Различные подходы к проблеме социализации. 2. Стадии социализации личности. 3. Механизмы социализации. 4. Институты социализации. 5. Социально-психологические характеристики личности. Задания: 1. Выделите основные проблемы освоения следующих ролей: абитуриент, студент, профессионал. 2. Подберите метафоры к следующим понятиям: сущность человека, личностный рост, рефлексия, социальная роль, социальная установка, социализация 3.Выписать социально психологические характеристики личности из книги Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Крысько – СПб.: Питер, 2003 – С.124-125. 3. Составить таблицу «Теоретические подходы к проблеме социализации» по следующей схеме:
Для составления таблицы можно использовать учебное пособие: Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005 - С 319-337. Литература
1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С.387-424 2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 –С. 148-172. 3. Социальная психология: практикум \ авт.-сост.: М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, Л.В. Цалко; под общ. ред. М.А. Дыгуна - Мозырь:УО МГПУим. И.П. Шамякина, 2008. 4. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – С. 67-76; 96-115. 5. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С. 237-242; 262-275; 313-348. 6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Тема. Самость как системообразующее ядро личности (2ч) Вопросы
Задания: 1. Составить глоссарий по изучаемой теме. 2. Провести тест «20-утверждений» М.Куна на выборке 5 чел. и интерпретировать полученные результаты
Литература
3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.:Питер, 2000. 4. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 2003.
Тема. Социальные установки личности (2ч) Вопросы
1. Понятие социальной установки (аттитюда). 2. Структура и функции аттитюда. 3. Влияние аттитюда на поведение. 4. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности.
Задания: Слушатель пишет доклад на один из предложенных вопросов к теме. Литература
1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С.424-442. 2. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997. 3. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – С. 118- 128. 4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003 – С. 406- 456, 547-564. 5. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С. 463-472;
Тема. Социальное поведение личности (4ч) Вопросы
Задания:
Литература
1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 2. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997. 3. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. 5. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.
Тема. Интерактивная сторона общения (2ч)
Вопросы: 1. Понятие интеракции. 2. Теоретические подходы к межличностному взаимодействию. 3. Нормативная регуляция межличностного взаимодействия. 4. Межличностное взаимодействие как взаимопонимание. Задания 1. Выписать характеристики коммуникации в межличностном общении, причины недопонимания и условия взаимопонимания из книги Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии – М.: ВЛАДОС ПРЕСС,2001- С. 54-55; 66- 67. 2. Законспектировать статью Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции / / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. 3. Выписать определения коммуникабельность, коммуникативное ядро личности, коммуникация, коммуникативные стили общения, межличностное взаимодействие используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. Литература
1. Андриенко Е. Социальная психология. М. 2002. 2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Социальная психология. Методические рекомендации для семинарских занятий. РИО, Барановический госуниверсистет, 2009. 6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.
Формы контроля самостоятельной работы слушателей: тестирование, коллоквиум, собеседование с преподавателем, проверка выполненных заданий, письменные контрольные работы, проверка рефератов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |