КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сводный лист
К ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников
В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников. Для нас представляет интерес экспериментальная работа, организованная в школе им. М.В. Ломоносова (г. Жуковский, Московской области, науч. руков. Л.М. Фридман). В ходе ее отрабатывается технология изучения воспитанности школьника. Уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейшие качества личности, каждое из которых оценивается по уровню сформированности соответствующего качества: высокий, средний или низкий. Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются. Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы и радости, выражает ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью себя обслуживает. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявляет чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение, к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделится своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдения правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность. Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы. Процедура оценивания состоит из следующих этапов: 1.Анкетирование родителей. 2.Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности). 3.Взаимохарактеристика учеников. 4.Педагогические консилиумы, на котором обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатам психолого-диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика. 5.Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции. По мнению участников опытно-экспериментальной работы оценка воспитанности школьника является эффективным средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки. Следует сказать, что диагностические методы изучения воспитанности школьников могут быть разнообразными (наблюдение, сочинение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.). В психолого-педагогической литературе вы найдете немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.
Основные понятия. Результативность воспитательного процесса, воспитанность, воспитуемость, критерии, показатели, диагностическая программа.
Вопросы для самопроверки. 1. С чем связана сложность изучения воспитанности школьников? 2. Какие подходы к изучению воспитанности школьников вам известны? 3. Почему проблему изучения воспитанности школьников нельзя считать разработанной в педагогике? 4. На какой из предложенных подходов вы бы опирались в реальной практике? Обоснуйте свой ответ. 5. Почему многие исследователи понятие воспитанности идентифицируют с понятием нравственной воспитанности? Задания для самостоятельной работы. 1. Внимательно ознакомьтесь с методикой изучения воспитанности школьников, предложенной М.И. Шиловой. Какие диагностические методы должен использовать учитель, чтобы воспользоваться данной методикой? Обоснуйте свой ответ. 2. Познакомьтесь с программой психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников. Дополните эту программу конкретными методиками изучения воспитанности школьников. 3. Разработайте свою диагностическую программу изучения воспитанности школьников. 4. Познакомьтесь с предложенной литературой, выберите из нее методики, с помощью которых вы могли бы получить более объективной результат от уровня воспитанности школьников. Выявите с их помощью их уровень воспитанности школьников. Выступите на семинаре с анализом полученных результатов.
Возможные темы рефератов, курсовых работ. 1. Какого школьника можно считать воспитанным? 2. Диагностическая и корректирующая деятельность классного руководителя. 3. Диагностика воспитанности как средство саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования школьника. 4. Технологические подходы к изучению воспитанности школьников.
Литература. - Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. – Омск, 1989 - Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. Учебное пособие. – 1995 - Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика, № 11-12, с. 22-26 - Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1991 - Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1991 - Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991 - Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993, с. 70-75 - Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. – Л., 1991 - Педагогическая диагностика в школе. /Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987 - Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – с. 457-465 - Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – М., 1998 - Шмачилина С.В. Педагогическая диагностика. – Омск, 1998 - Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащигося и ученических коллективов. – М., 1988 - Щуркова Н.Е. Диагностики воспитанности: пед. методики / МПГУ, 1992
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |