Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор показателей для оценки уровня социально-экономического развития региона




Тема 7. Индикаторы устойчивого развития регионов

1. Выбор показателей для оценки уровня социально-экономического развития региона

2. Группа ключевых индикаторовустойчивого развития региона

3. Группа дополнительных и специфических для региона показателей

 

Стратегия развития регионов России предполагает оптималь­ное сочетание интересов населения, бизнеса и благополучное состояние окружающей среды. Это триединство означает, что целями устойчивого развития являются высокий уровень жизни, процветающая экономика и сохраняемая природа. При этом улучшение жизни сегодня не должно отразиться на жизни будущих поколений.

Однако экономические ресурсы носят ограниченный характер. Поэтому регулирование регионального развития должно строиться на научной основе, предполагающей применение системы объективных показателей. На практике перераспределение средств между регионами всегда вызывает недовольство. Получающие финансовую поддержку территории считают ее размеры недостаточными, не получающие поддержку регионы обычно считают ее размеры чрезмерными.

Транспарентность государственной власти предполагает наличие открытого механизма выбора региона. Такой механизм уже сложился в Великобритании, Дании, Португалии и Германии. Однако в любом случае должна быть та или иная формализация этого процесса и она существует практически во всех странах. Главным в формализованных методиках отбора регионов-объектов региональной политики является выбор используемых социально-экономических показателей. В зависимости от того, каким показателям отдается предпочтение, выигрывают те или иные территории.

Индикаторы устойчивого развития — это показатели, которые характеризуют изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Любой показатель не всегда отражает адекватно реальную картину в регионе и самое главное – не вскрывает причин различий между регионами. Поэтому очень важен мониторинг статистических данных в регионах.

В разных странах различна роль отдельных показателей. На безработицу делается акцент в более развитых странах, на ВНП на душу населения в менее развитых странах. В США с 1961 г. при выделении проблемных территорий учитывается не только общий уровень безработицы, но и доля долговременной безработицы.

В разных странах различен набор показателей, например, в системе демографических показателей значительный отток населения учитывается в Ирландии и США, темпы роста населения в Чехии, Турции, Словении, доля экономически активного населения и предполагаемый рост трудовых ресурсов в Чехии.

В разных странах различно число используемых индикаторов. В Нидерландах используются в соответствии со стандартами ЕС всего 2 индикатора – уровень безработицы и душевой ВВП, в Турции их более 50. Чаще всего используются от 5 до 10 индикаторов.

В разных странах различно сочетание отдельных социально-экономических показателей. В Германии и Чехии на основе частных показателей составляется комплексный показатель, по которому ранжируются регионы. В Словении для выделения разных типов проблемных регионов (слаборазвитые, проблемные индустриальные, проблемные приграничные) используются разные показатели – величина подоходного налога на душу населения, спад промышленного производства и уровень безработицы и т.п.

В разных странах различна периодичность отбора стимулируемых регионов. В Чехии и Венгрии поддерживаемые регионы выбираются ежегодно, в Германии – 1 раз в 4-5 лет. Реализация отдельных программ в США растягивается на годы и даже десятилетия.

На основе проводимых расчетов в одних странах выделяется единая группа проблемных регионов, в других странах проводят градацию территорий по степени проблемности. В Турции выделяют наиболее отсталые области и отсталые, в Великобритании – районы развития и промежуточные районы, в Германии различаются масштабы поддержки восточных земель и западных.

В рамках международного проекта «Разработка индикаторов устойчивого развития для Российской Федерации» по заказу Минис­терства экономического развития и торговли Российской Федерации и финансовой поддержке Министерства международного развития Велико­британии британской консалтинговой фирмой ERM совместно с российскими экспертами были разработаны индикаторы устойчивого развития регионов. В качестве пилотных регионов в проект были включены Том­ская и Воронежская области. Для Томской области были разработаны и рассчитаны собственные индикаторы.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.