Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потока




Мы видели, что хотя каждая личность имеет конкретное биологическое тело, личность нельзя отождествить с этим те­лом. Каждый из нас скорее связан с некоторыми психичес­кими свойствами — свойствами, которые в принципе мож­но перенести от одного тела к другому.

Конечно, психические свойства личности способны изме­няться. Возьмем, например, память. С течением лет мои вос­поминания увеличиваются. В то же время многие вещи я за­был. Когда мне было два года, у меня вообще не было ника­ких воспоминаний. Особенности и способности моей лично­сти также сильно изменились с тех пор. Однако я остаюсь все тем же человеком, каким был в двухлетнем возрасте. Почему?

По мнению многих философов, причина того, что я и двухлетний ребенок являются одним и тем же человеком, со­стоит не в том, то мы психически тождественны — это не так, — а в том, что между нами имеется непрерывная психи­ческая связь.

Можно привести пример психической непрерывности. Я могу ничего не помнить о том, каким был в двухлетнем возра­сте. Допустим, однако, я помню, каким был в десятилетнем возрасте. Предположим, что, когда мне было десять лет, я по­мнил, каким был в пятилетнем возрасте. А когда мне было пять лет, я помнил, каким был в два года. Таким образом, суще­ствует ряд пересекающихся кругов памяти, связывающий меня сегодняшнего с тем человеком, которым я был в два года. Психологически я сегодня не похож на двухлетнего ребенка, однако нас связывает непрерывная психическая цепь.

Теорию, утверждающую, что личную самотождественность обеспечивает психическая непрерывность, будем называть теорией потока. Мы можем представлять тождество личности как устойчивый поток свойств—поток, который в принципе может от одного биологического тела перетекать к другому.

Конечно, я не предполагаю, что люди могут обмениваться телами. Более того, я сомневаюсь, что это вообще когда-нибудь станет возможным. Я хочу сказать лишь одно: с точки зрения теории потока, такое могло бы случиться.

Создание двух «Я»

Пока теория потока кажется более правдоподобной, нежели биологическая или мозговая теории, ибо приводит к интуитивно приемлемому результату в случае обмена мозгом.

Однако перед теорией потока встает серьезная трудность. Эта трудность носит название проблема удвоения и иллюстрируется следующим воображаемым случаем.

Допустим, однажды изобрели машину, способную удваи­вать физические объекты. Назовем ее копировальной маши­ной. Помещаем какой-то объект, скажем, вазу с цветами, в камеру А, нажимаем кнопку «пуск», и через некоторое время в соседней камере В возникает точная копия первой вазы.

К сожалению, в процессе создания второй вазы (которая состоит из совершенно новых молекул) первая ваза мгновенно исчезает, оставляя после себя лишь маленькую кучку пепла.

Предположим теперь, что мы поместили вас в камеру А и нажали кнопку «пуск». С точки зрения биологической теории, вы убиты, ибо от первоначального организма, с которым вас отождествляют, осталась только маленькая кучка пепла. То, что материализовалось в камере В, лишь похоже на вас.

Однако теория потока приводит к иному результату. Ма­шина вас не убила, она лишь перебросила вас из камеры А в камеру В. Не ваша копия, а вы сами появились в камере В. Конечно, у вас больше нет вашего первоначального биоло­гического тела. В камере В материализовалась лишь копия ва­шего тела. Но для теории потока это не имеет значения. По­скольку личность, появившаяся в камере В, обладает всеми вашими психическими особенностями, то эта личность— вы. Машина копирует физические объекты, но личности она транспортирует.

Возможно, вы согласитесь с таким описанием происхо­дящего: вас просто перебросили из камеры А в камеру В. Но теперь представим себе следующую ситуацию. К копироваль­ной машине подсоединили еще одну камеру С, так что теперь одновременно появляются две копии первоначального объекта. Вас помещают в камеру А и нажимают кнопку «пуск». Где вы теперь окажетесь?

Теперь мы сталкиваемся с проблемой. Оба появившихся индивида психологически в точности подобны вам. Поэтому из теории потока следует, что оба они и есть вы. Но это невозможно. Если оба они тождественны вам, то они далжны быть тождественны друг другу, но этого очевидно нет: их все-таки двое.

В этом состоит проблема удвоения, которая представляет, может быть, наиболее серьезную трудность, встающую перед теорией потока.

Орудия мысли: смешение двух видов «идентичности»

Студенты, изучающие философию, здесь часто вступают в спор. Они говорят приблизительно следующее.

Вы начали с того, что копировальная машина создает точные копии. Поэтому люди, возникшие после запуска машины, будут в точности похожи друг на друга — они будут тождественны и физически, и психически. Но теперь вы говорите, что эти два индивида не тождественны — они не являются одной и той же личностью. Поэтому вы противоречите сами себе. На самом деле я не понимаю, почему нельзя сказать, что появившиеся два человека оба являются мной. В чем здесь проблема?

Это вполне понятное затруднение. Оно обусловлено тем, что выражения «идентичен» и «тот же самый» употребляются двумя разными способами. Допустим, перед нами два стальных шарика. По всем своим свойствам эти шарики в точности похожи друг на друга вплоть до последнего атома. Поэтому в каком-то смысле они «тождественны». Но в некотором ином смысле они не тождественны, ибо их все-таки два, а не один. Они не тождественны в том же самом смысле, в котором один шарик тождествен самому себе. Философы проводят различие между этими двумя смыслами слова «тождество», называя первое качественным тождеством, а второе — числовым тождеством.

Теперь ясно, что здесь нас интересует именно числовое тождество. Вопрос, который я поставил в начале главы, звучал так: что делает всех тех людей, которых я вижу в своем фотоальбоме, одним и тем же человеком, несмотря на разни­цу в их качествах? Предполагается, что теория потока отве­чает на этот вопрос. Она утверждает, что для числовой тож­дественности этих людей достаточно того, что они связаны потоком психологических свойств. Но тогда из теории пото­ка следует, что люди, возникшие в камерах В и С, тождествен­ны не только качественно, но и количественно. Поскольку эти индивиды, как очевидно, не являются количественно тож­дественными (их двое, а не один), постольку приходится сде­лать вывод о том, что теория потока ложна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.