Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личности В.И. Гарбузова




Использованные источники информации

1. Блейхер В.М., Крук И.В.. Патопсихологическая диагностика, Киев, 1986

2. Коротаева Е.В. «Психологические основы педагогического взаимодействия» Москва: Профит стайл, 2007

3. Коротаева Евгения «Хочу, могу, умею!» Москва: «КСП», 1997

4. Крегер О., Тьюсон Дж.М. «Типы людей», Москва: Персей*Вече*АСТ, 1995

5. Прокофьева Т., Кузмина М. «История соционики», «Школьный психолог», 2001 г. - приложение к газете «1 сентября»

6. Ред. Гребенкина Л.К. «Путь к мастерству» Психолого-педагогический практикум, Рязань, 2004

7. Рухманов А., «Познать себя», Москва: Молодая гвардия, 1981

8. Филатов Е. «Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия», Хабаровск, 1987

9. http://www.psychology.ru (Петухов В.В. Типология индивидуальности)

10. http://polbu.ru (А.В. Соколов. Общая теория социальной коммуникации

Коммуникационные потребности. Определение и типология коммуникационных потребностей)

11. http://society.polbu.ru (Роман Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. Спонтаники и планомерики;

В.П. Конецкая. Социология коммуникации. Коммуникативная личность)

12. http://psihe.ru, http://azps.ru, http://www.5ballov.ru, http://mirsovetov.ru http://www.socionics.ru/, http://kachkine.narod.ru, http://aefremov.ucoz.ru, http://www.erudition.ru, http://www.typelogic.ru, http://meditacija.blog.ru, http://www.psyinst.ru

Данная типология личностей основана на доминирующей роли тех или иных инстинктов в поведении людей, которые обеспечивают необходимую адаптацию людей в среде. Согласно В.И.Гарбузову, можно выделить семь инстинктов: инстинкты самосохранения, и продолжения рода (базовая диада инстинктов, на основе чего реализуется жизнедеятельность отдельных людей и человечества); инстинкты исследования и свободы; инстинкты доминирования и сохранения достоинства личности; инстинкт альтруизма, который смягчает (социализирует) эгоцентризм всех других инстинктов.

Инстинкты – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека. В норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, другие выражены меньше, но так же влияют на формирование и особенности поведения личности. В тех случаях, когда одни инстинкты резко выражены, а другие, напротив, подавлены, имеет место инстинктопатия, которая может провоцировать межличностные конфликты. Инстинктопатии находятся в тесных связях с психопатиями (например, истероидная психопатия связана с гипердоминацией инстинктов свободы и самосохранения и одновременно подавлением инстинктов альтруизма и продолжения рода). В зависимости от доминирования (в норме) тех или иных инстинктов все люди подразделяются на следующие 7 групп:

1. Эгофильный тип. Это люди со склонностью к повышенной осторожности, консервативные, с выраженной эксцентричностью, тревожной мнительностью по поводу своего здоровья и безопасности, подвержены в сложных условиях фобиям, истерическим реакциям, навязчивым страхам.

2. Генофильный тип. Люди этого типа проявляют сверхлюбовь к своей семье, детям и т.д. вплоть до полного отрицания «Я» в пользу «Мы». Это хранители генофонда, домашнего очага, жизни, рода.

3. Альтруистический тип. Эти люди отличаются эмпатией, заботливостью к близким (пожилым), добры к ближним, принимают активное участие в их судьбе и т.д.

4. Исследовательский тип. Люди данного типа отличаются любознательностью, стремлением к познанию неизвестного, нового, проявляют изобретательство, склонность к науке, упорство и настойчивость в исследовательском поиске.

5. Доминантный тип. Это тип лидеров, обладающих организаторскими способностями, сильной волей, напористостью и последовательностью в достижении цели.

6. Либеральный тип. Это люди, стремящиеся к независимости и свободе, склонны к протесту, отрицанию авторитетов, проявляют нетерпимость к любым формам ограничений свободы личности. Из этого типа людей формируются революционеры и реформаторы, ниспровергатели социальных устоев и рутины.

7. Дигнитофильный тип. Это тип людей, с ярко выраженным чувством собственного достоинства и чести, во имя которых на карту ставиться все, в исключительных случаях даже своя жизнь. Отсюда нетерпимость к любым формам унижения «Я», ущемления прав личности.

Типология личности Гиппократа.

Это наиболее древняя типология людей, в основе которой лежит различие в темпераментах людей. Темперамент (лат. – смесь, соразмерность) – это система врожденных особенностей поведения человека, формы его реактивности (реагирования) на воздействия среды. Эта реактивность представляет собой психодинамическое образование, доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего, и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия.

Основателем данной типологии считается древнегреческий врач, «отец» медицины Гиппократ (V в. до н.э.) Темперамент, по Гиппократу, определяется доминированием у тех или других людей одной из четырех жидкостей организма, обуславливающих, по мысли древних, особенности поведения человека: кровь (лат. - сангвис), желчь (холе), слизь (флегма), черная желчь (мелано-холе). Отсюда соответственно все люди подразделяются на следующие четыре группы:

Сангвиники – люди, у которых доминирует кровь, что определяет психофизические особенности их поведения: энергичность, деятельность, быстроту реакций, жизнерадостность, общительность и т.д.

Холерики – люди, с доминированием в их организме желчи, что обуславливает подвижность, возбудимость, неуравновешенность, быструю смену настроения, раздражительность («желчность»);

Флегматики – люди с преобладанием слизи, отличающиеся в связи с этим замедленным темпом реакций, уравновешенностью, трудностями в адаптации к новым условиям.

Меланхолики – люди с преобладанием черной желчи, что определяет их застенчивость, излишнюю чувствительность и впечатлительность, утомляемость, тревожность и т. п.

Типология личности И.П. Павлова.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов, развивая типологию Гиппократа, доказал зависимость темперамента от типа нервной системы и ее основных врожденных механизмов – взаимодействия процессов возбуждения и торможения, отличающихся у людей силой, взаимной уравновешенностью, подвижностью.

На основе данных свойств И.П.Павлов выделил 4 основных типа людей:

1. Люди с сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы (холерики).

2. Люди с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники).

3. Люди с сильным уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики).

4. Люди со слабым, неуравновешенным малоподвижным типом нервной системы (меланхолики).

У холериков, по Павлову, преобладает возбуждение над торможением, в связи с чем они проявляют в поведении порывистость, резкость, несдержанность, чередование подъемов и спадов в настроении, подверженность неврозам и конфликтам. Сангвиники, у которых нервная система уравновешена, общительны, легко сходятся с новыми людьми, легко приспосабливаются к новой обстановке, продуктивны в работе, если она представляет для них интерес. Флегматики с доминированием процессов торможения отличаются малоподвижностью, неразговорчивостью, сдержанностью поведения, педантичностью, стабильностью настроения, высокой работоспособностью. Меланхолики, обладающие слабой нервной системой, чувствительны к любым раздражителям, склонны к депрессиям, к самокопанию и самоедству, обидчивы, теряются в новых условиях, быстро устают на работе.

Следует иметь в виду, что под влиянием социального опыта, жизненных трудностей, образования, воспитания темперамент личности и связанный с ним характер могут в определенной мере изменяться. Так, среди детей чаще встречаются холерики и сангвиники, напротив, среди пожилых людей немало флегматиков и меланхоликов. Жизнерадостные, коммуникабельные оптимисты в старости могут превратиться в занудливых ворчливых нытиков, недовольных всем и вся. И, наоборот, в юности застенчивые, тревожно-мнительные, неуверенные в себе молодые люди под влиянием самовоспитания, образования, благополучных обстоятельств могут в зрелом возрасте обрести душевное равновесие, оптимистический настрой, добиться высоких результатов в своей деятельности.

Указанные типы нервной системы были экспериментально обнаружены и изучены И.П.Павловым на животных (собаках) и в этом смысле являются общефизиологическими типами.

Типология активности сигнальных систем.

Исследуя особенности высшей нервной деятельности у человека, И.П.Павлов подчеркнул значение в жизнедеятельности людей первой и второй сигнальных систем. Исходя из этого им были выделены три типа высшей нервной деятельности:

Мыслительный тип – это люди с преобладанием активности второй сигнальной системы, (речевой деятельности), левого полушария мозга, которые отличаются рассудительностью, аналитическим складом ума, умеренностью чувств и эмоций.

Художественный тип – это люди с доминирующей первой сигнальной системой мозга правого полушария мозга, что определяет у них образность мышления, высокую степень развития эмоций, чувств, воображения.

Средний тип – это люди в целом с уравновешенным взаимодействием первой и второй сигнальных систем.

К последнему типу относится подавляющее большинство людей с небольшим преобладанием рационального или эмоционального. Эти различия в функциях зависят от воспитания с раннего детства и начинаются с 12 – 16 лет.

2. Психологические типологии.

В психологических типологиях личности определенные группы людей выделяются на основе различий в характере, направленности (обращенности) сознания и внимания индивидов на себя или вовне, в уровне психоэмоциональной лабильности человека, в доминировании тех или иных психологических процессов, функций, свойств (интеллект, эмоции, ощущения, интуиция, воля и т.д.) и других параметров.

Типология на основе акцентуации личности.

Среди типологий по различиям в характере рассмотрим типологию, немецкого психиатра К.Леонгарда, основанную на концепции акцентуации личности.

Характер – это ядро психосоциальных наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер – это сплав темперамента, врожденных свойств высшей нервной деятельности и приобретенных в личном социальном опыте.

Акцентуация характера, т.е. «заострение», гипертрофия отдельных свойств личности (в пределах нормы), по К.Леонгарду, имеет место у 20-50% людей, особенно у подростков и юношей и выражается в разных формах – от легких, малозаметных форм до крайних форм, близких к психопатии (психопатия – патологическое отклонение характера, ведущее к неадекватной адаптации личности к среде). По мнению К.Леонгарда, все черты личности можно подразделить на основные и дополнительные. Основные черты личности являются ее фундаментом, определяют психическое здоровье, социализацию и адаптацию. При воздействии неблагоприятных факторов эти черты личности могут трансформироваться в патологический характер и пагубно влиять на индивида. В целом же в акцентуациях характера заложены возможности позитивного, так и негативного поведения. К. Леонгард выделил 10 типов, разделенных на две группы, акцентуированных личностей:

Четыре типа, основаны на акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), шесть других типов основаны на акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Поведение данных акцентуированных личностей характеризуется следующими особенностями:

1.Демонстративный тип. Эти люди всегда стремятся быть в центре внимания; своих целей могут добиваться любой ценой (скандалы, болезни, слезы, наряды, флирт, ложь, хвастовство и пр.); легко забывают о своих неблаговидных поступках; обладают высокой приспосабливаемостью к людям; обходительны, упорны, целенаправленны, имеют хорошие актерские способности, могут увлекать других; склонность к истерическим реакциям в случае ущемления интересов, критики, недооценки заслуг; угнетает монотонная работа, узкий круг общения. Негативные черты: эгоистичность, лживость, хвастовство, самоуверенность, склонность к интригам, высокие притязания, необузданность в поведении, конфликтность. Предпочтительная деятельность – работа с меняющимися кратковременными контактами.

2. Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах; обладают ровным настроением. Негативные черты: формалисты, аккуратность до занудства; важные решения стремятся переложить на других; на конфликты способны в случае недооценки их заслуг; склонны к навязчивым состояниям, психостении. Предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, бумажная работа. Эти люди не склонны менять место работы.

3. Застревающий тип. Эти люди склонны акцентировать внимание на своих чувствах, не могут забыть обид; стремятся добиться высоких результатов в любом деле, требовательны к себе, жаждут справедливости, принципиальные, имеют твердые устоявшиеся взгляды. Негативные черты: излишняя обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, гипертрофированное стремление к справедливости, самолюбие, склонны к конфликтам в случае задетого самолюбия, обиды, ревности. Возможны мания подозрительности, «бред преследования» и т.д.; склонны к затяжным склокам на службе и в быту, несговорчивы, делят окружающих на врагов и друзей, властолюбивы, способны к чрезмерному «нравоучительству». Предпочтительна работа, где можно проявить себя и свою независимость.

4. Возбудимый тип. Эти люди отличаются добросовестностью, аккуратностью, любовью к детям. Негативные черты: повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, пессимистичностью, замкнутостью, необщительностью, переменчивы в настроении. Для экстравертов стабильных характерно стремление к лидерству, беззаботность, веселость, покладистость, отзывчивость, разговорчивость, дружелюбие, общительность. Экстраверты с нейротизмом отличаются ранимостью, беспокойностью, агрессивностью, возбудимостью, непостоянством, импульсивностью, оптимистичностью, активностью. Ни один из данных типов не является более предпочтительным, чем другие, так как каждому из них присущи как позитивные, так и негативные черты. Так, интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, а экстраверты работу, связанную с людьми

(торговля, социальные службы и пр.) В учебе интроверты более успешны. Вместе с тем из вузов отчисляются по психиатрическим причинам чаще студенты – интроверты, а по академическим – экстраверты. Интроверты чувствуют себя более бодрыми и лучше работают по утрам, а экстраверты после обеда.

Г.Айзенк старался найти нейрофизиологическую основу базисных черт личности. Исходя из данных электро – энцефалографических исследований Айзенк показал, что интро – экстраверсия связана с уровнями корковой активации (возбуждения), которая меняется от нижнего порога (сон) до апогея (например, состояние паники). По мнению Г.Айзенка, интроверты отличаются большей возбудимостью. Отсюда они весьма чувствительны и поэтому стремятся избегать сильно действующих на них факторов. Напротив, экстраверты слабо возбудимы и потому мало чувствительны к воздействиям извне, что побуждает их искать возбуждающие ситуации. Стабильность – нейротизм личности, по Айзенку, связаны с лимбической системой, определяющей мотивацию и эмоциональное поведение. При высоком уровне нейротизма люди реагируют быстрее и дольше на привычные стимулы, чем личности со стабильной системой (у первых реакций могут сохраняться даже при прекращении действия беспокоящих факторов).

Психотизм Айзенк связывает с половыми мужскими гормонами – андрогенами. Однако, по мнению Л.Хьелла и Д.Зиглера, эта гипотеза пока недостаточно эмпирически подтверждена. Выделенные базисные черты личности с соответствующими особенностями функционирования нервной системы определяют, по Айзенку, возникновение психопатологических состояний. Так, у людей с развитой интроверсией и нейротизма возможно появление обсессий и фобий. У людей же с высокой степенью развития экстраверсии и нейротизма могут возникнуть антисоциальные психопатические состояния. Однако, как подчеркивал Г.Айзенк, данная генетическая предрасположенность к психопатологическим процессам реализуется лишь тогда, когда человек попадает в соответствующие условия. Таким образом, хотя Г.Айзенк в отличие от Р.Кеттела придавал большее значение генетико-физиологическому фундаменту личности как основе ее поведения, он также считал важным влияние окружающей среды, ситуационных факторов.

Отметим, что на основе своей концепции личности и указанной типологии Г.Айзенк разработал личностный опросник, активно используемый в психологической практике, в т.ч. и в

сфере социальной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.