Нарушение требования точности как коммуникативного качества речи
Неточность речи (РН-1 … РН-4)
|
РН-1
| Неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов
| После футбола я пошел домой с унылой (понурой) головой, потому что мы проиграли (ср. унылый вид и понурый вид).
|
РН-2
| Нарушение лексической сочетаемости
| Задача достигнута (решена). Выполнили (исполнили) клятву (или выполнили обещание). Коричневые (карие) глаза. Пожилая (старая) лошадь.
|
РН-3
| Употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (плеоназм)
| Молодой юноша, опытный ветеран, старый старик. Наступил август месяц. Опустил голову вниз. Жестикулировать руками. Обед был очень роскошный.
|
РН-4
| Нарушение порядка слов в предложении
| Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.
|
Нарушение требования богатства как коммуникативного качества речи
Бедность речи (РН-5 … РН-8)
|
РН-5
| Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста
| Недавно я прочитал книгу. В книге рассказывается… Эта книга.
Увидев человека, барс бросился в горы. Охотники увидели на лапе барса капкан.
Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро коней.
|
РН-6
| Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
| В рассказе рассказывается, в повести повествуется.
Однажды охотник охотился на зайцев.
Кремль – это самый исторический памятник истории.
|
РН-7
| Синтаксическая бедность, однообразие конструкций
(однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций)
| Когда мы приехали в Москву, нас разместили в интернат. Когда мы разместились, нас повезли на экскурсию.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. На нем были выношенные штаны. Латка была грубо наживлена. Солдатские сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью.
|
РН-8
| Неумение строить контекст, отсутствие связи – логической и лексико-грамматической – между соседними предложениями (пропуск необходимого слова)
| У молодежи нашей страны чудесное сегодня и (еще) более светлое завтра.
Рядом с бороздой несметное количество диких растений. Видно, что ребята довольны замером. На небе сияет солнце. Одеты они легко.
|
Нарушение требования выразительности как коммуникативного качества речи
Стилистические недочеты
(отбор языковых средств не соответствует ситуации общения) –
нарушение единства стиля и маловыразительная речь (РН-9; РН-10)
|
РН-9
| Употребление слов иной функционально-стилистической окраски
| Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах (использование терминологии).
Когда Остапа вели на казнь, то он шел первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап боролся за народ (использование в художественном контексте «жестких» логических средств связи, характерных для официально-делового и научного стилей – выбор «чужого» для данного контекста средства межфразовой связи).
|
РН-10
| Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций
| В сочинении по картине Герасимова «Вратарь»: Рядом сидит папа одного из малышей (папа – интимный характер общения).
|