Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование как форма передачи объектов интеллектуальной собственности




Формы передачи объектов интеллектуальной собственности.

Основной задачей инновационного менеджмента является увеличение масштабов распространения нововведений посредством осуществления коммерческого и некоммерческого обмена. Обмен инновационными продуктами в некоммерческой форме проходит путем организации выставок, конференций, научно-технических публикаций, рекламы.

Основные формы передачи объектов ИС:

1. Некоммерческий обмен: организация выставок, ярмарок, конференций, базирующихся на личных контактах ученых и специалистов; оказание безвозмездной технической помощи.

Коммерческий обмен предусматривает торговлю объектами интеллектуальной собственности, прежде всего на­учно-технической продукции, на основе договоров купли-продажи или заключения лицензионных соглашений.

Коммерческий обмен нововведениями предполагает создание законодательно-нормативной патентно-лицензионной системы. В настоящее время лицензионные сдел­ки заключают практически все страны мира. Степень их участия определяется, в первую очередь, проводимой государственной политикой научно-технического и социаль­но-экономического развития. Главной целью осуществле­ния лицензирования является создание условий для прибыльной реализации предпринимательскими структурами объектов интеллектуальной собственности в стране и за рубежом, обеспечение надежной защиты сфер деятельно­сти инновационных предприятий, а также национальных, региональных и местных рынков от захвата иностранными конкурентами.

 

Под лицензированием понимаются мероприятия, свя­занные с выдачей лицензий, переоформлением докумен­тов, подтверждающих наличие лицензий, приостановле­нием и аннулированием лицензий и надзором лицензи­рующих органов за соблюдением обладателями лицензий соответствующих требований и условий, зафиксированных в лицензионном соглашении. Другими словами, лицен­зирование представляет одну из форм торговли иннова­циями. Она представляет собой процесс заключения меж­ду заинтересованными сторонами лицензионного догово­ра о передаче прав на использование объектов интеллек­туальной собственности: технических решений, техноло­гических процессов, методов производства, защищенных патентами, товарных знаков, промышленных образцов и других научно-технических достижений за определенное вознаграждение.

Лицензия - это юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) на оп­ределенных условиях права на использование охраняемо­го объекта интеллектуальной собственности, а также ноу-хау, инжиниринга и др.

Лицензия является основным инструментом проник­новения на труднодоступные зарубежные рынки и пре­одоления политики протекционизма, проводимой в ряде стран. Специфика торговли лицензиями состоит в том, что с их помощью можно осуществлять обмен научно-техническими разра­ботками и новейшими технологиями как на коммерческой, так и некоммерческой основе.

На практике используются различные типы лицензи­онных договоров. Это зависит от характера и объема прав на использование техники и технологии, способа охраны лицензионного предмета, предмета договора.

По характеру и объему прав на использование техники и технологии лицензии подразделяются на следующие виды:

- простые (неисключительные).

- полные.

- исключительная

- По способу охраны лицензионного предмета лицензии дифференцируют на следующие виды:

- патентные.

- беспатентные.

- В зависимости от предмета договора лицензии бывают:

- возвратными.

- перекрестные (кросс-лицензии)

- принудительные.

При заключении самостоятельного лицензионного согла­шения продавца не интересует, как и каким образом будут ис­пользоваться покупателем объекты интеллектуальной собствен­ности.

Сопутствующие лицензионные договоры предусматривают одновременно с передачей прав на использование лицензион­ных объектов заключение контракта на строительство предпри­ятия, поставку комплектующих изделий или оказание инжи­ниринговых услуг.

Передача прав на охраняемый объект по лицензии обычно осуществляется за вознаграждение, т. е. на основе договорной цены. Продавец лицензии после совершения сделки получа­ет лицензионное вознаграждение. Это могут быть платежи на базе роялти, паушальные платежи, комбинированные платежи.

Кроме лицензирования объектов интеллектуальной собственности существуют и другие формы ее передачи:

- торговля научно-техническими услугами.

- закупка образцов новой техники за рубежом.

- купля-продажа новой техники

- франчайзинг.

- строительство заводов под ключ

- совместные предприятия (СП).

- производственная кооперация

- лизинг.

- совместные НИОКР на коммерческой основе позволяют сотрудничающим сторонам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических проблем на всех стадиях цикла «наука - техника - производство».

Таким образом, вышеперечисленные формы передачи объектов интеллектуальной собственности имеют важное практическое значение для участников инновационного процесса, поскольку позволяют получать определенную выгоду при продвижении инновационными предприятия­ми продукции на внешние рынки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.