Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы типологии современных российских городских газет




Классификационные характеристики городских газет являются необходимыми для их систематизации, обобщения данных и определения специфики. Однако детализировать изучаемый феномен и выделить закономерности его развития и функционирования для создания целостной картины исследования не представляется возможным без применения типологического анализа.

По мнению авторов учебного пособия «Средства массовой информации России», «типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города» [139, с. 26].

При оперировании масштабным комплексом сложных понятий необходимо применить определенную типологическую концептуальную схему, понять проблему типологии как метода и конкретной формы научного познания. Базовое понятие типологии, первичная категория, определяющая существование этой области научного знания, – тип издания, т.е. «модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему» [6, с. 40]. Е.А. Корнилов обращает внимание на то, что «выделение, моделирование типа – процесс формализации знаний о различных, всегда сугубых индивидуальных в своих творческо-организационных проявлениях изданиях – как и всякий процесс формализации знаний, ведет к известному нивелированию характеристик, растворению особенного, единичного в типичном» [75, с. 49]. Т.е. под типом печатного периодического издания следует понимать совокупность всех его черт, отличающих его от других печатных СМИ, таких как цель, задачи, аудиторная направленность, содержание, тематика, дизайн, стиль и т.д.

Е.А. Корнилов определяет типологию как теорию типов, включающую анализ периодических изданий по типоформирующим признакам и типологическим характеристикам, объединение изданий в типы и создание их формализованных моделей, классификацию типов, установление их взаимоотношений в системе, и говорит о трех основных родовых элементах массовых коммуникаций. Исторический тип определяется общественно-экономической формацией, а типоформирующие факторы, рассматриваемые в пределах одной общественно-экономической формации, определяются тремя главными родовыми элементами массовых коммуникаций: «субъект управления – журналистика – объект управления» [81, с. 16, 25]. Исходя из этого, первичными типоформирующими факторами для городской газеты являются учредитель (издатель), целевое назначение (функция), аудитория (читатель, проживающий или находящийся в городе, где распространяется городская газета). На наш взгляд, определение типа городской газеты будет неполным, если не выделить еще один основополагающий критерий – локальность, или ограниченность территорией распространения. Именно этот признак «как логическое понятие... ближе всего к видовому отличию» [5, с. 153].

В едином отраслевом классификаторе печатных СМИ указывается, что городское (районное) издание – это издание, распространяемое на территории одного или нескольких муниципальных образований, составляющих менее двух третей территории соответствующего субъекта Российской Федерации. [71]. Если говорить об иерархической структуре печатных изданий «род – вид – тип» [5, с. 153], то городская газета входит в систему региональной печати (род), относится к местной прессе (вид) и стоит в одном ряду с районными и сельскими газетами, что можно продемонстрировать следующей схемой:

 
 

 


Выявить особенности городской газеты как типа издания представляется возможным в структуре местной периодики, систематизировав элементы этой структуры. «В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты, в большинстве случаев, распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько на областной, краевой или республиканский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области» [61].

Исследователь Л. Иванова считает, что «определение «городская газета» может быть применено к любой учрежденной, издаваемой и распространяемой в городе газете, информационная политика которой направлена на удовлетворение потребностей и интересов жителей конкретного города и реализуется в соответствии со стратегическими и тактическими задачами городского развития» [62]. Другими словами, под «городской газетой» следует понимать качественное, или массовое, или специализированное издание, основной задачей которого является полное и всестороннее освещение событий городской жизни с учетом своей типологической специфики. Городские газеты стимулируют широкое участие городского населения в общественных делах города, служат форумом для обмена мнениями и информацией, разрешают конфликты, возникающие между местной властью и населением, поддерживают сплоченность городского сообщества.

Прежде чем проводить типологический анализ городских газет, следует назвать социальные факторы, оказывающие влияние на развитие данного типа изданий сегодня, и его изменение в контексте исторического развития.

В 90‑х гг. XX в. изменилась географическая карта страны. Распад СССР и отсоединение союзных республик повлекли за собой уменьшение количества городов.

На сегодняшний день в России 1095 городов [91], из них только 13 городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь) являются миллионниками [123]. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 г., в российских городах проживает около 103,8 миллиона человек, это составляет 73% от общей численности населения (для сравнения: в 80-е гг. горожане составляли около 66%) [127]. Сегодня зарегистрировано около 3,5 тысяч городских газет, крупные города обслуживает не меньше 10 городских газет, в средних и малых городах издается до 5, включая рекламные [25, с. 15]. Таким образом, одна газета рассчитана на 25 тысяч читателей (работающих и пенсионеров), но средний тираж, например, общественно-политической городской газеты составляет около 6 тыс. экз. [10], что свидетельствует об определенном дефиците данных городских газет. С другой стороны, развитие новых рыночных отношений привело к появлению в прессе рекламы, что не только коренным образом поменяло отношения внутри системы СМИ, но и сыграло значительную роль в реконструкции типологического облика изданий, отразившись, естественно, на их типологических признаках. Например, для рекламной прессы, в том числе и рекламных городских газет, одним из главных типоформирующих признаков будет являться рекламодатель, а читатель трансформируется в потенциального покупателя [1, с. 48].

Исследователь А.И. Акопов делит типологические признаки издания на первичные (издатель, читательская аудитория, целевое назначение), вторичные (авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление) и формальные (периодичность, объем, тираж). «Ни один из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, не может претендовать на роль «достаточного» признака, т.е. полностью описывающего тип периодического издания» [4, с. 51-52]. Для более глубокого и объективного анализа периодических изданий в новых социально-экономических условиях необходимо учитывать такие признаки, как локальность (территория распространения) и реклама, которые также влияют на специфику городской газеты как типа издания.

Первичные типоформирующие признаки изданий: учредитель (издатель), целевое назначение, читательская аудитория – вполне применимы к городским газетам. Одним из основных типоформирующих признаков для определения исследуемого феномена как типа изданий является локальность, так как главная функция городской газеты – информировать о событиях, происходящих в конкретном городе. Б.А. Грушин и Л.А. Оникова отмечают, что «локальность во многом определяется заданным уровнем функционирования канала массового информирования и издателя и, тем самым, очерченным ареалом действия канала информации» [42, с. 129].

Вместе с тем «в силу диалектики в процессе реального функционирования возникает и обратное отношение: многократно реализованное в текстах сообщений рассматриваемое свойство содержания информации само начинает определять границы действия канала информации: 1) информация не имеет всеобщего значения (отличается локальностью), потому что данный канал рассчитан на ограниченный ареал действия; 2) канал действует ограниченно потому, что большая часть информации не имеет всеобщего значения, отражает преимущественно предметы, относящиеся к данному региону» [42, с. 123].

Если городская газета не распространяется за пределами города, это объясняется отсутствием в других регионах потребности в подобного рода информации. Часть городских газет охватывают не только город, а также «территории, тяготеющие к этому центру в географическом, экономическом, историческо-культурном отношении или под влиянием сложившихся транспортных сообщений» [33, с. 68]. Чаще всего так функционируют городские газеты областных, краевых центров, так как близлежащие города взаимодействуют на экономическом и социальном уровне. В связи с этим сфера распространения некоторых городских газет может постепенно расширяться; так, например, в киосках «Роспечати» г. Воронежа можно приобрести газеты городов Поволжья, Сибири.

Учредитель, издатель, редакционный коллектив (издающий орган). В Законе РФ «О средствах массовой информации» указывается, что учредителем (соучредителем) может быть гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, объединения граждан, предприятие, учреждения, организация, государственный орган. Учредитель обладает определенными правами, он утверждает устав и регулирует отношения с редакцией. Учредителем городских газет могут выступать частные лица, журналистские коллективы, коммерческие и некоммерческие организации, административные учреждения. Иногда учредитель является и издателем газеты, и главным редактором [55, с. 44]. Издатель – это государственная, общественная, творческая организация или частное лицо, имеющее право выпуска печатных изданий и ведущее такой выпуск. Как показывает практика, издатель определяет информационную политику газеты, а учредитель финансирует ее. Учредитель и издатель могут быть одним субъектом [6, с. 13].

Также Закон РФ «О средствах массовой информации» допускает, что редакция может быть образована либо как организация, либо как «объединение граждан», т.е. журналистский коллектив. Если редакция образована как «коллектив журналистов», то ее внутренняя организация и взаимоотношения с учредителем СМИ и издателем регулируются уставом редакции или договором.

В любом случае, учредитель или издатель городской газеты устанавливают при создании печатного органа его целевое назначение, влияя тем самым на его дальнейшее функционирование.

Целевое назначение – еще один немаловажный типоформирующий признак городской газеты. Цель городской газеты воплощается в концепции, в задачах, в миссии, которую она выполняет в общественной жизни того города, где издается. «Концепция газеты является основой разработки ее модели – как содержательно-тематической, так и композиционной и графической» [43, с. 67] Целевое назначение газет городского типа формирует издатель, ориентируясь на определенную аудиторию. Данный типологический признак городской газеты выражается в следующих функциях:

1) информирования – городская газета сообщает о городских происшествиях и событиях;

2) аналитическая заключается в освещении и анализе политических, экономических и социальных процессов, происходящих в городе;

3) коммуникационная – городская газета является посредником между городской властью и жителями города, отражает разнообразие мнений, настроений городского населения;

4) организаторская выражена в формировании политических взглядов, в побуждении к определенным действиям, в оказании помощи горожанам в конкретных ситуациях, содействии в разрешении споров;

5) социальная (интегрирующая) – городская газета подчеркивает и поддерживает местные традиции, сближает крайние точки социальной вертикали городской общности;

6) воспитательная (просветительская) выполняется городской газетой посредством акцентирования внимания на морально-этических проблемах городского сообщества;

7) развлекательная выражается в наличии в городских газетах публикаций развлекательного, юмористического характера; читатель может использовать ее как средство проведения досуга;

8) рекламно-справочная – городская газета дает практические советы, справки, предоставляет информацию о товарах и услугах;

9) из рекламной может вытекать экономическая функция городской газеты, которая также выражается в экономической направленности издания и предназначенности его бизнес-кругам городского сообщества;

10) политическая функция городской газеты воплощается в полной мере в момент ее активного информационного участия в локальных и общегосударственных политических процессах.

Таким образом, мы видим, сколь многофункциональна городская газета по своей природе.

Аудитория (читатель). Постановка цели издания подразумевает выделение ее потенциальной аудитории, определение информационных запросов, ее состава и структуры. «Сегодня аудиторные потребности оказывают все более возрастающее влияние на типологическую структуру СМИ» [153, с. 7]. Аудитория городской газеты совпадает с населением города в целом или его более ли менее широкими секторами.

С.М. Гуревич в монографии «Экономика средств массовой информации» говорит о вертикальной и горизонтальной информационных нишах. Если городская газета имеет универсальный характер, т.е. ориентируется на всю аудиторию в пределах города, то она занимает горизонтальный информационный пласт, если же концепция издания данного типа заключается в информационном обслуживании части городского населения, например, по какой-либо тематической направленности, то, соответственно, оно занимает вертикальную нишу определенного сегмента рынка периодических изданий [44, с. 52]. Таким образом, целевое назначение городской газеты и особенности ее аудитории взаимосвязаны, дополняют друг друга.

В.В. Смирнов классифицирует аудиторию по следующим признакам:

- социально-демографическим качествам (возраст, пол, национальность, религиозная принадлежность, профессия и т.д.);

- уровню доходов читателей: в концепцию городских газет заложена ориентация на определенный уровень жизни аудитории;

- образу жизни, профессии, интересам: городские газеты для тех, кто проводит больше времени дома, для любителей техники, спорта, для автомобилистов и т.д. [134, с. 386].

Также аудиторию следует подразделить на «реальную» (сюда входят подписчики либо постоянные покупатели или пользователи городской газеты) и «потенциальную» (те, кто может стать потребителем информации данной городской газеты).

Согласно дефиниции Е.П. Прохорова, аудитория – это «часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его своим (реальная аудитория)» [112, с. 9]. Городские газеты, входящие в систему местной прессы, обладают таким значимым качеством, как «близость к читателю», заинтересованному в «конкретных фактах, которые касаются повседневной жизни» [136]. Кроме того, городские газеты практикуют такой метод работы с читателем, как вовлечение его в творческий журналистский процесс. Читатели сами выступает в роли информаторов и авторов: пишут письма, дают консультации, собирают информацию. Внештатными корреспондентами и комментаторами становятся также ученые, финансисты, инженеры, юристы и другие уважаемые и узнаваемые в городе люди, что позволяет не только сэкономить бюджет редакции, но и укрепить связь данного периодического издания со своей аудиторией, повысить уровень доверия.

Ю.Ю. Соломонов утверждает, что «интерес большинства читателей к той или иной информации прямо пропорционален ее отношению к их повседневной жизни. <...> Принцип действия концепции «близости к читателю» заключается в градации степени важности для читателей новостей по четырем основным критериям – пространственному, временному, социальному и эмоциональному». [136]. При оценке информации по первому критерию определяется степень приближенности освещаемых событий к месту проживания потенциального читателя газеты: «его соседи» → «его район» → «его город» → «его страна» → «мир». Второй критерий определяет «близость» этих событий к потребителю информации во временном отношении: «что будет завтра и что происходит сегодня» → «что было вчера» → «что будет послезавтра» → «что было позавчера» → «что будет в отдаленном будущем» → «что было в далеком прошлом». По третьему критерию оценивается социальная значимость событий для потребителя: «его семья» → «его работа» → «его досуг» → «его социальный круг». Эмоциональный критерий определяет, насколько рассматриваемые события связаны с теми проблемами, которые больше всего волнуют потребителя в его повседневной жизни («любовь» → «дети» → «здоровье» → «деньги» → «власть» → «смерть»).

Так, например, ежедневная городская газета всегда будет стремиться в первую очередь сообщать читателям о том, что произойдет завтра в том городе, где они живут, и только потом – о настоящем и о том, что случилось позавчера в одной из отдаленных стран Африки.

Изучать информационные потребности аудитории необходимо для того, чтобы коммуникатор (издатель, редакция) в полной мере выполняли поставленные перед изданием задачи.

Таким образом, особенностью читательской аудитории городской газеты является ее объединение, прежде всего, общим местом жительства или административно-территориальным положением, а также социально-информационным пространством, где формируется общественное мнение городского населения. А сам признак «читательская аудитория» является одним из основных при определении типа городских газет.

Совокупность типоформирующих факторов или родовых элементов журналистики (издающий орган, целевое назначение, аудитория, а для городской газеты еще и локальность) определяет вторичные типологические признаки городской газеты (тематическая направленность и жанровое своеобразие, структура издания, реклама, авторский состав, оформление).

Тематическая направленность и жанровое своеобразие городских газет. Тематическая направленность, как вторичный признак городских газет, также обусловлена типом издания.

Основная тематика общественно-политических газет исследуемого типа: городская промышленность, производство, строительство, деятельность городской администрации, правоохранительных органов, бытовое обслуживание, благоустройство города, торговля, образование, общие проблемы культуры, духовной жизни города, здравоохранение, проблемы экономики города и региона, транспорт, связь, деятельность общественных организаций, деятельность руководящих ведомств, работа детских домов, интернатов для инвалидов, литература, искусство, театр, досуг, отдых, спорт, реклама и т.д. Специализированные городские газеты посвящены какой-либо одной или смежным темам. Например, строительная городская газета затрагивает все актуальные вопросы отрасли на местном городском уровне. Спортивная городская газета освящает все спортивные мероприятия в городе, рассказывает о местных выдающихся спортсменах и т.д. Издания по экологии говорят о проблемах загрязнения окружающей среды, обращают внимание на работу крупных городских промышленных предприятий, функционирование которых может нанести вред экологии города и прилегающих территорий.

Жанр – форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. А.И. Акопов предлагает следующее определение жанра: «вид произведения печати, обладающий рядом проблемно-целевых, содержательных, стилистических и структурно-логических признаков» [3, с. 6]. Характерной особенностью жанров печати является то, что печатные формы подачи материала служат со времени зарождения журналистики, что не мешает им видоизменяться, трансформироваться в новые виды. В.В. Смирнов [134, с. 184] использует в научных исследованиях функционально-предметный подход к жанрам любого средства массовой информации. Исследователь утверждает, что «дифференциация жанров зависит от дифференциации целей публицистических выступлений, весь спектр которых направлен на расширение диапазона воздействия на аудиторию» [134, с. 186]. Способы отображения действительности определяют функциональное назначение жанров:

- сообщение фактов;

- анализ, оценка фактов и событий;

- образно-художественное осмысление фактов, явлений, событий.

Традиционно жанры журналистики делятся на три группы:

Информационные: заметка, репортаж, отчет, интервью.

Аналитические: письмо, корреспонденция, статья, рецензия, обзор, обозрение.

Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, фельетон, памфлет.

Основой группы информационных жанров является факт, событие, новостной повод, оперативность. В городской газете широко представлены все информационные жанры, особенно если издание ежедневное. Тематика информационных жанров в городских газетах самая широкая: социальная, политическая, культурная, экономическая жизнь города. Вот чаще всего встречающиеся в массовых городских газетах темы: чрезвычайные происшествия, криминальные новости, деятельность администрации города, ЧП в жилищно-коммунальном комплексе, спортивные соревнования, проведение массовых культурных мероприятий, новости промышленности и производства и др.

Аналитические жанры в городских газетах строятся на анализе актуальных, общественно значимых процессов, происходящих в чертах того или иного города, выявлении причин и последствий различных ситуаций, определении закономерностей. Наиболее распространенные темы аналитических публикаций: проблемы социальной сферы города, экономики, благоустройства и ремонта в сфере ЖКХ, транспорта, экологии, образования, культуры и т.д.

Реже в городских газетах встречаются художественно-публицистические жанры, но нельзя сказать, что они вообще отсутствуют. В основном, это очерки и зарисовки. Героями первых становятся как современники, так и исторические личности, проживавшие или работавшие в данном населенном пункте. Зарисовки, как правило, посвящены самому городу, улицам, значимым местам или событиям.

В целом, тематическая направленность всех жанров, представленных в городских газетах, обусловлена той нишей, которую эти издания занимают в системе СМИ.

Структуру городской газеты определяет система рубрик. Регулярно появляющиеся на страницах городских газет рубрики связаны с тематическим направлением газеты. Постоянные рубрики говорят о внутренней информационной стабильности городской газеты: «читатель видит, что это не случайный знак материала, а четкая линия, ведущаяся газетой по определенному плану» [114, с. 192]. Многие редакции имеют содержательный план газеты, оставляя за конкретной рубрикой место на полосе. Как правило, в каждой городской газете существует рубрика «Город» («Город и мы», «Мегаполис», «Городские новости» и т.д.). Так же часто встречаются рубрики «Социум», «Власть», «Криминал», «Отдых», «Спорт», «Финансы», «Право», «Профессионалы», «Культура», «Красота и здоровье», «Полезные советы», «ТВ-программа», «Реклама», «Разное». Ежедневные городские газеты обязательно содержат рубрику «Вчера, сегодня, завтра», еженедельники – «Новости недели» («За неделю», «Недельная панорама»).

По мнению В.В. Тулупова, внутренняя структура городской газеты сегодня находится в прямой зависимости от рекламной политики издания [144]. Кроме того, необходимо отметить, что читатель городской газеты является также активным потребителем рекламной информации. Высокая эффективность городской газеты как рекламного носителя послужила причиной возникновения и популярности рекламных городских газет, которые можно рассматривать как отдельный тип периодических изданий.

Таким образом, реклама становится сегодня вторичным типологическим признаком. Она дает возможность владельцам и издателям общественно-политических городских газет получать дополнительную прибыль. Если цель издания – получать прибыль только от рекламной деятельности, то реклама занимает больше 40% газетной площади. Также реклама накладывает свой отпечаток на оформление и дизайн городской газеты; например, чтобы сделать рекламные сообщения более эффективными, издатели выделяют под них цветные полосы.

Реклама в городских газетах бывает: 1) прямая (модульная); 2) косвенная (текстовые материалы); 3) строчная (частные объявления); 4) вкладыши (рекламные листовки, буклеты). Иногда рекламный блок отделяется от газеты и выходит приложением. Реклама в городской газете может делиться на рубрики: «Авто», «Недвижимость», «Туризм», «Компьютерная техника», «Услуги», «Все для строительства и ремонта», «Афиша», «Туризм» и др.

Авторский состав. В городских газетах работают штатные и внештатные корреспонденты. В большинстве редакций внештатные сотрудники (как постоянные, так и прочие, число которых статистически учесть практически невозможно) составляют более двух третьих от общего числа пишущих журналистов. Для малобюджетных городских газет выгоднее платить внештатному корреспонденту, чем содержать на ставке работника издания. Кроме того, внештатные журналисты – это специалисты различных профессий – медики, педагоги, юристы, историки, краеведы, которые более компетентны в определенных темах, актуальных для городских газет.

Одной из главных проблем для городских газет небольших городов является отсутствие квалифицированных журналистских кадров.

Оформление. Первая полоса – лицо газеты, цель оформления первой полосы – привлечение внимания читателя. «Огромное значение для обеспечения привлекательного дизайна газеты имеет определение системы заголовков ее публикаций и, конечно, основ иллюстрирования ее номеров» [43, с. 217]. Оформление городских газет и других местных изданий, как считают исследователи, скромнее, чем у общероссийской прессы. «Работает стандартная для российских газет конвейерная схема: сначала журналист пишет материал, затем редактор его читает, затем его правит корректор и в конце цепочки практически готовая статья попадает к дизайнеру. При этом пути людей из разных отделов редко сталкиваются. Они просто передают эстафетную палочку друг другу» [129, с. 162].

Большинство городских газет сегодня переживают переходный период в оформлении, когда возможности компьютерной технологии, офсета еще не выявлены в полной мере, а приемы, апробированные при «металлической верстке», высоком способе печати, «спорят» с офсетными. Разностильность, эклектизм – временная, объяснимая болезнь роста. В городских газетах можно отметить такие оформительские или дизайнерские недостатки, как чрезмерное увлечение подложками, использование слишком интенсивного растрового фона, перенасыщение полос дополнительным цветом, пренебрежение удобочитаемостью текста (иногда текст плохо читается на снимке; подложки в виде символов, рисунков при наложении на текст затрудняют его восприятие и т.д.). В небольших городах такая ситуация может происходить в силу слабой материально-технической оснащенности типографий и редакций.

Формальные типологические признаки (периодичность, объем, тираж) зависят от типоформирующих и вторичных признаков.

Периодичность – частота выхода издания. В силу своей специфики городские газеты чаще всего бывают еженедельными. Вечерние газеты выходят 5-6 раз в неделю. Недавно учрежденная городская газета, еще только начинающая завоевывать информационный рынок города, выходит, как правило, раз в две недели.

Тираж – число экземпляров одного номера газеты. «Немалое значение в проведении тиражной политики редакции имеет определение структуры тиража газеты. В подавляющем большинстве газетных редакций она складывается из двух частей – подписной тираж и розничный. Под оптимальным тиражом газеты понимают такой тираж, реализация которого дает редакции наибольший доход» [44, с. 79]. Нередко случается так, что периодические издания, в том числе и городские газеты, завышают тиражи для рекламодателя. Однако тираж городской газеты зависит не только от финансового состояния редакции, учредителей, но и от принадлежности ее к массовым или специализированным изданиям, а также от количественных характеристик населения города.

Самыми многотиражными общественно-политическими городскими газетами на сегодняшний день являются следующие: городские газеты районов г. Москвы: «Южные горизонты» (420 029 экз., Южный административный округ), «Я читаю настоящее» (390 000 экз., Западный административный округ), «Юго-Восточный Курьер» (380 000 экз., Западный административный округ); а также «Красный уголок» (г. Новосибирск, 200 000 экз., редакция газеты «Вечерний Новосибирск»), «Метро» (г. Новосибирск, 150 000 экз., ООО «Сибирь-пресс»), «Вечерка на дом» (г. Мурманск, 130 000 экз., МП «Центр Информации населения администрации г. Мурманск»), «Читай-город» (г. Барнаул, 130 000 экз., ООО «ИД «Алтапресс»), «Наш дом Сочи» (102 000 экз., ООО «НДС»), «Народная газета Сочи» (100 000 экз., ООО «Народная газета Сочи»), «Диалог» (г. Магнитогорск, Челябинская область, 100 000 экз., ООО «Логос-Медиа»), «Новгородский курьер» (г. Великий Новгород, 80 000 экз., ОАО «Машиностроительная корпорация «Сплав», ООО «Панацея-Н»). Можно заметить, что все они издаются или коммерческими организациями, или относятся к издательским домам (кроме мурманской «Вечерки на дом»). Данные газеты успешны на рынке местной прессы по нескольким причинам: 1) все перечисленные издания относятся к качественно-массовой универсальной прессе, основные функции которой – информировать самую широкую аудиторию в рамках своего распространения, анализировать и обозревать местные события; рекламная и развлекательная функции в этих газетах играют также важную, но второстепенную роль; 2) эффективный медиаменеджмент позволяет собирать достаточный рекламный бюджет.

Скромные тиражи у городских газет: «Наш Армавир» (г. Армавир, Краснодарский край, 300 экз.), «В краю Кедровом» (г. Кедровый, Томская область, 513 экз.), «Вилючинская газета» (г. Вилючинск, Камчатская область, 500 экз.), «Наше время» (г. Карабулак, Республика Ингушетия, 500 экз.).

Формат и объем городской газеты часто определяется ее периодичностью. Например, ежедневные утренние и вечерние газеты печатаются форматом А2 на четырех – шести полосах, издания с меньшей периодичностью имеют больший объем и меньший формат. Так, еженедельные городские газеты чаще всего издаются форматом А3, с количеством полос от восьми до четырнадцати.

Таким образом, мы вывели 12 типологических признаков городской газеты. В процессе типологического разбора современных городских газет Ростовской области (см. Приложение 4) мы выявили, что городские газеты г. Ростова-на-Дону и Ростовской области при типологическом анализе подтвердили заявленный тип и важность выведенных типоформирующих признаков. Такие категории, как локальность (территория распространения), учредитель (издатель), целевое назначении (функция) и аудитория являются главными при определении городской газеты как типа. Как утверждает Е.Е. Корнилова, исследователь новейших СМК, основой любого типологического исследования в журналистской науке является коммуникационная природа исследуемого объекта, взаимоотношение адресанта и адресата, или коммуникатора и аудитории [83, с. 53]. Коммуникационная природа городской газеты выражается в ее основной цели – освещать разнообразные стороны функционирования городского сообщества.

Учредитель (издатель) диктует информационную политику исследуемого объекта, а читательская аудитория может выбирать городскую газету, например официальную, либо деловую, либо рекламную, опираясь на собственные вкусы и предпочтения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.