Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип урока– урок отработки умений и рефлексии




 

Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

 

Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

 

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

 

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

 

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

 

Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

 

При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

 

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

 

Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению,

 

Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

 

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

 

Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

 

Урокиотработки умений ирефлексии имеют следующую структуру: 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

 

2)Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

3)Этап локализации индивидуальных затруднений.

 

4)Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

 

5)Этап реализации построенного проекта.

 

6)Этап обобщения затруднений во внешней речи.

 

7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

8)Этап включения в систему знаний и повторения.

 

9)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

 

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

 

Рассмотрим структуру урока и основные микроцели этапов:

 

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

 

Основной цельюмотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

 

Для реализации этой цели требуется:

 

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

 

- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

 

- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

 

Для этого необходимо:

 

- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

 

- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

 

- организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

 

- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

 

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

 

Основной целью этапа локализации индивидуальных затрудненийявляется осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

 

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

 

- уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке;

 

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

 

- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение;

 

- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

 

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

 

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

 

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затрудненийявляется постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

 

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

 

- сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

 

- выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

 

5. Этап реализации построенного проекта.

 

Основной целью этапа реализации построенного проектаявляется осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

 

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

 

- самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

 

- в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

 

- далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

 

- решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)

 

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

 

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

 

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

 

Для реализации этой цели:

 

- организуется обсуждение типовых затруднений;

 

- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

 

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

 

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

 

- выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

 

- проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;

 

- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

 

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторенияявляется применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

 

- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

 

- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

 

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

 

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

 

Основной целью этапа рефлексии деятельности на урокеявляется осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

 

Для реализации этой цели учащиеся:

 

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

 

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

 

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

 

- оценивают собственную деятельность на уроке;

 

- намечают цели последующей деятельности;

 

- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

 

Такой видится структура уроков отработки умений ирефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

 

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

 

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

 

Опыт проведения урока рефлексии приводится в раздаточном материале.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.