Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие портретного жанра




 

" Портрет (франц. portrait, от устар. portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности " [11, с.136]. История развития портретного жанра, как и других, состоит из периодов расцвета и упадка. Впервые портрет появился в скульптуре в Древнем Египте. За этим следовали дальнейшее развитие и расцвет портрета в период античности. И если для скульптурного портрета Древней Греции характерна идеализация и следование определенным канонам, то в Древнем Риме уже появляется реалистичное изображение натуры с точной психологической характеристикой. В период Средневековья жанр портрета пережил упадок, затем новое развитие уже в станковой живописи и "взлет" в эпоху Возрождения, во время которой утверждались идеалы активно действующей личности. Определение человека центром земного бытия в структуре портрета отражается в том, что изображение вписывается не в условный фон, а в реальную среду. Портрет отражает не только внешнее сходство, но и личностные особенности портретируемого. Антропоцентризм Ренессанса ярко проступает в творчестве мастеров Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Тинторетто. В портретном искусстве Северного Возрождения человек выступает как часть мироздания, художники подробно прописывают не только особенности натуры, но и ее окружение.

В XVI веке в искусстве маньеризма портрет отражает драматическое восприятие времени. В композиции портрета усиленно подчеркивается духовное выражение, как в работах испанца Эль Греко. После расцвета жанра в XVII веке, в XVIII веке в портрете, как и в других жанрах живописи, появляются манерность и условность, достижения реалистичного портрета предаются забвению. В работах по заказам аристократов и буржуа появляются театральность и излишняя сентиментальность. Для Европы становится эталонным парадный портрет, идеализирующий и мифологизирующий изображенного на нем человека. Одновременно происходит и падение техники, появляются "кукольные лица". Отвечая вкусам аристократии, художники изображают декоративно-чувственные, внешне элегантные модели в стиле рококо.

К концу XVIII века, ближе к последней трети вновь начинает утверждаться реалистичный портрет, возрождение которого можно связать с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Портрет конца XVIII – начала XIX вв. отражает социальные характеристики, становится психологичным. Художники стараются отразить внутренний мир и богатство эмоций моделей. В XIX веке портрет становится более строгим и холодным, с возникновением романтизма портретный жанр начинает отражать критическое отношение к модели.

Начиная с середины XIX века появляется портрет в стиле реализма. Возникает ряд портретных школ, множество стилистических направлений. Импрессионизм приводит к обновлению концепции портрета. Художники отказываются от максимального правдоподобия, они стремятся изобразить изменчивость облика человека в изменчивой среде, как Ренуар, Дега и другие. В то же время Сезанн стремился отразить устойчивые свойства модели.

В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство, переживает упадок. В жанре находят отражение сложные тенденции развития искусства того периода. Художники подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят изображение к условной схеме. С появлением массовой фотографии портрет начинает решать чисто художественные задачи. Становится важным неповторимый взгляд художника на модель. В портретном творчестве западноевропейских мастеров XX века сталкиваются и сосуществуют различные, порой противоречивые тенденции. К середине XX века в жанре портрета очевиднее становится нарочитая деструктуризация и деформация облика человека. Интерес к портрету в целом падает вследствие повышения интереса к абстрактному и нефигуративному искусству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.