Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь развития инноваций, науки и техники




 

1 Основными факторами экономического успеха, обеспечившими примерно на 90 процентов экономический рост за последние 50 лет, явились развитие знаний и научно-технические нововведения. При этом, по оценкам американских специалистов, из 74 ключевых факторов, которые будут определять жизнь американцев в 21 веке, 40 относятся к социально-экономическим.

2. По мере роста динамичности среды управление предприятием все более превращается в управление нововведениями или управление развитием. Предприятия, на которых созданы организационные предпосылки и операционные процедуры для непрерывной реализации инновационного процесса, называются предприятиями, ориентированными на развитие, в отличие от предприятий, ориентированных на производство, хотя бы и рыночного типа. Характерной чертой таких предприятий является возрастание роли информации и знаний и превращение их в своеобразное стратегическое сырье и в стратегический товар.

 

3. Инновационный процесс не самоцель, а средство достижения экономического успеха. Вместе с тем само понятие экономического успеха претерпело за последние годы серьезные изменения. В настоящее время в развитых странах происходит смена технократической парадигмы развития, при которой главными критериями успеха являются объем продаж, прибыль, рентабельность, на инновационную, для которой основными критериями эффективности являются качество жизни человека. степень реализации его способностей и возможностей. Такая смена происходит не вследствие альтруистичности предпринимателей, а главным образом потому, что она является инструментом повышения эффективности развития и конкурентоспособности высокотехнологичного производства.

 

4. Переход на новую парадигму развития требует серьезных изменений системы ценностей, идеологии, норм и правил общественной жизни. Такие изменения не могут произойти мгновенно, поэтому комплекс мероприятий, направленных на осуществление этих изменений, называемый посевом, даст результаты только спустя определенное время, называемое инкубационным периодом, или временем вызревания перемен. (Для Японии, например, этот период составил около пяти лет.)

 

5. Круг управленческих проблем, связанных с формированием внутренней среды предприятия или организации, ориентированной на непрерывное развитие, а также с организацией и реализацией инновационного процесса, и составляет проблематику инновационного менеджмента.

 

Как только человечество выбрало для себя коллективный способ развития, основанный на специализации и разделении труда, оно обрекло себя на сильнейшую взаимозависимость. В результате любые изменения, происходящие с той или иной группой участников экономического процесса, прямо или косвенно отражаются на всех остальных его участниках. Например, циклический характер развития экономики экономисты связывают с естественной динамикой спроса на дорогостоящие товары длительного пользования. Стремление населения во время экономического спада экономить средства, сберегать их на черный день способствует усилению спада и приближению этого черного дня Появление новых товаров и новых технологий, не замеченное фирмой, может в короткое время превратить признанного лидера на рынке этих товаров в рыночного аутсайдера. К подобным же последствиям могут привести и изменения экологической ситуации, экологического законодательства, демографической ситуации, налоговой системы, социально-политического устройства общества, достижения научно-технического прогресса и т.п. В результате несвоевременной или неадекватной реакции на подобные изменения одних и благодаря адекватному и своевременному реагированию других лидеры могут стать аутсайдерами, а аутсайдеры - лидерами.

Точно такая же судьба может постичь не только отдельные предприятия, но и целые отрасли или даже целые страны. Англии удалось добиться успеха в значительной степени благодаря внедрению машинного производства; Соединенным Штатам - за счет разработки и внедрения идей научного менеджмента; успех Японии во многом объясняется разработкой и практическим использованием идей и методов современного менеджмента, максимально адаптированных к особенностям национальной среды.

Очевидно, чем чаще происходят изменения во внутренней или внешней среде, тем чаще предприятие, отрасль или государство в целом должны реагировать на эти изменения путем тех или иных нововведений, изменяя цели или функции, или технологии, или структуру, и т.п., или и то, и другое, и третье одновременно. Чтобы представить, как во времени меняется динамичность внешней среды, рассмотрим влияние на нее только одного фактора - новых возможностей и угроз, обусловленных развитием науки и техники. Как известно, объем знаний, которыми владеет человечество, примерно удваивается каждые пять лет, следовательно, каждые пять лет удваивается и количество ситуаций, требующих адекватного реагирования фирмы. Все это приводит к возрастанию важности ' задачи управления нововведениями и снижению относительной важности процесса управления производством

Очевидно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране менеджеры все чаше и чаще будут сталкиваться с необходимостью решать принципиально новые для себя задачи управления нововведениями, управления развитием вместо традиционных и привычных задач управления производством. От того, насколько быстро они смогут адаптироваться к новым для себя условиям и научатся решать эти новые задачи, будет во многом зависеть состояние экономики нашей страны.

Таким образом, нововведения - это не самоцель, а способ выживания предприятии в динамичной среде, способ достижения экономического успеха. Вместе с тем само понятие экономического успеха изменялось по мере развития экономики.

Критерии экономического успеха различны для разных типов роста - индустриального, с его экстенсивным вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов, массовизацией и стандартизацией производства, относительной стабильностью процессов развития, тейлоровской моделью отношений труда и капитала и т.п. и постиндустриального, инновационного, ресурсосберегающего, ориентированного на дифференциацию и качественное усложнение потребностей, нововведения, изменения, хозяйственное и научное творчество.

Для индустриального роста материальный результат, ВНП, редко напрямую связан с его социальной ценой - воздействием на человека и окружающую его среду. С количественным ростом, как показал опыт, не уменьшается, а увеличивается противоречие между производством и потреблением, что выражается в растущем несоответствии всех затрат и достигаемого эффекта, в искривлении характера потребления, в получении неожиданных и просто вредных результатов.

В условиях инновационного роста мерилом успеха становится нарастающее превращение совместного труда во всеобщий, а последнего в главное условие развития общества - не накопление вещественного богатства и его денежных символов, а ускоренное развитие всех сущностных, духовных, физических, гражданских сил человека, всемерное развитие и применение передовой технологии не только для подъема производительности труда, но и для обеспечения здоровой и безопасной среды обитания человека, повышения качества его жизни. Переход развитых стран мира к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, нравственные ценности, начался с середины 70-х годов. Материальное производство все менее рассматривается как главный критерий экономического прогресса. В перспективе эти процессы способствуют превращению человека из средства в цель общественного прогресса. Показатели национального дохода, очень важные для целей экономического анализа, в этих условиях уже не могут служить итоговым выражением успеха. Для оценки экономического успеха может служить система показателей, включающая широкий набор социальных, экономических, психологических, этических характеристик - демократизация управления, трудовая мотивация, продолжительность жизни, образование, здоровье населения, состояние окружающей среды, социально-политическая стабильность общества, система выборов, характеристики личной безопасности, гарантии свободы, гармония человека с самим собой и окружающим миром и т. д.

На передний план комплексного экономического анализа, таким образом, выдвигается задача оценки явлений и процессов не стоимостного характера, которые в системе рыночных отношений не находят адекватного отражения.

Одним из основных факторов успеха при этом являются инновационная деятельность и отношения по поводу осуществления нововведений, которые предстают как первостепенные предпосылки для экономического успеха, хотя и далеко не единственные.

Национальный научный фонд США провел исследования ключевых факторов экономического роста за последние 50 лет. Основной вывод, который при этом был сделан, заключается в следующем: этот рост более чем наполовину обусловлен научно-техническими нововведениями и примерно на 40% развитием знаний. Ключевой вклад этих же факторов в успешное экономическое развитие прослеживается и на опыте всех без исключения новых индустриальных стран.

Анализируя проблему развития экономики и преодоления отставания ее от развитых стран, немецкий экономист Фридрих Лист выделил следующие основные направления политики сокращения разрыва:

1. Ключевое значение умственного капитала: современная стадия развития наций является результатом накопления всех открытий, изобретений, усовершенствований, достижений и усилий поколений, живших до нас. Они формируют умственный капитал современного человечества, а каждая нация в отдельности продуктивна только в той мере, в какой она знает, как наилучшим образом использовать эти результаты прежних поколений и приумножить их своими собственными достижениями.

2. Необходимость импорта наиболее передовой технологии и привлечения иностранных инвестиций и квалифицированных кадров для овладения передовой технологией.

3. Признание важности взаимодействия умственного и материального капитала: Сила, создающая благосостояние, в конечном счете более важна, чем благосостояние как таковое.

4. Важность квалификации рабочей силы, знаний и образования в обеспечении производственной мощи, а не просто разделения труда по Адаму Смиту.

5. Необходимость долгосрочного взгляда на развитие и применение экономической политики.

6. Связь экономической политики и институциональной структуры, в которой она будет развиваться. И хотя законы и общественные институты не создают непосредственно стоимостей, они тем не менее создают производительную силу. Нация должна пожертвовать материальным благосостоянием, для того чтобы выиграть в культуре, квалификации и мощи своего совокупного производства.

Таким образом, страна, желающая преодолеть отставание от лидера, должна создать развитую инновационную среду, подпитываемую не менее развитой системой образования и подготовки кадров. Успешность таких преобразований во многом зависит от "социальной способности нации" воспринимать новую парадигму развития. Формирование такой способности требует, по мнению авторитетной исследовательской группы при японском правительстве (1980 г.), существенного пересмотра системы ценностных ориентации и в бизнесе, и в обществе в целом. Необходимое перевоспитание состоит в том, чтобы из уже пройденной фазы чисто коммерческой конкуренции, нацеленной на заваевание рынков, которая длится уже 30 лет и подошла к концу, вступить в другую фазу конкуренции, основанную на формировании людей, развитии мыслительных способностей, творческого потенциала, и, наконец, интеграции этой новой отрасли деятельности в рамках мирового сообщества.

На состояние национальной среды, обеспечивающей конкурентоспособность отдельных отраслей, наибольшее влияние оказывают, по мнению М. Портера (проф. Гарвардского университета), следующие четыре группы факторов[3 ]:

- факторные условия, необходимые для конкуренции в данной отрасли (капитал, уровень технологии, инфраструктура, квалификация кадров, информация);

- условия внутреннего спроса на услуги (продукцию) отрасли;

- наличие в стране конкурентоспособных смежных и обслуживающих отраслей поставщиков (потребителей);

- стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними.

Весь комплекс этих условий, или факторов Портер назвал "алмазом", причем принципиальное значение имеют совместное развитие и взаимовлияние всех этих четырех факторов, что побуждает фирмы инвестировать и осуществлять нововведения. По мнению Портера, только при полном взаимодействии всех условий в алмазе можно рассчитывать на успех в наукоемких отраслях, составляющих сейчас основу развития экономики. При этом условия и социально - экономические институты для обеспечения динамических преимуществ (адаптивность, быстрота реагирования на изменения в среде, инновационность и т.п.) более важны, чем те, которые обеспечивают статичные преимущества (стоимость факторов производства, масштабы рынка, число конкурентов на нем и т.п.). К тому же сами институты не статичны. Они изменяются, перестраиваются или формируются заново. Те страны, в которых этот процесс проходит быстрее и эффективнее, добиваются больших успехов, а некоторые совершают буквально прорывы в новое качество. Это означает, что эффективная экономика должна быть творчески деструктивной (по словам И. Шумпетера [ 4 ]). Речь, по существу, идет, говоря словами японского профессора С. Нитта, о тотальном системном сдвиге социальной структуры, начиная с системы образования, уровня квалификации специалистов, качества интеллектуальной элиты и кончая экономическими взаимоотношениями государства и фирм и образом жизни населения.

В такой постановке технологический успех - это только часть, хотя и важная, общеэкономического успеха. Все это дает основание утверждать, что экономический успех тесно связан с осуществлением качественных преобразований как в ресурсном потенциале (включая качества отдельного человека и общества в целом), так и в характере взаимодействий и отношений между различными субъектами экономического процесса - государства в целом и отдельных организаций, организаций и личности, государства и личности, организаций между собой и т. п.

Переход к новому качеству экономической системы, который приобретает форму прорыва, т.е. чего-то стремительного, на самом деле внутренне очень сложный процесс, который требует очень продуманного, структурированного во времени и взвешенного управления, а также учета постоянно меняющихся внешних обстоятельств, условий, оказывающих обратное воздействие на систему институтов, на процесс накопления и развития потенциала.

При этом очень часто явления прорыва связываются лишь с теми элементами реформы, которые непосредственно предшествовали прорыву. Такое понимание характерно для технократического подхода, который предполагает существование правильного решения в любой ситуации и линейного поведения системы. Причем правильным считается решение, снимающее проблему- формирующее положительные тенденции либо устраняющее негативные. В технократических прогнозах отсутствует необходимость инкубационного периода, поэтому те решения, которые не приводят к немедленному улучшению в хозяйственной жизни при технократическом подходе, считаются ошибочными. Инкубационный период вызревания предпосылок роста может сопровождаться умеренным усилением хаоса, дестабилизацией ситуации, экономическим спадом.

В этой ситуации все мероприятия, выполняемые на этапе посева, с технократических позиций могут быть оценены как бесполезные или даже ошибочные. К таковым в первую очередь относят мероприятия социально-экономического характера. В то же время, по оценкам американских специалистов, из 74 ключевых направлений деятельности, которые будут определять жизнь американцев в 21 веке, 40 связаны с социально-экономическими факторами, 26 с чисто экономическими и 8 с научно-техническими.

Рассмотрим далее, как же социальные показатели успеха связаны с экономическими. Для этого прежде всего определим перечень таких показателей. В экономически развитых странах в качестве социальных индикаторов успеха чаще всего используют следующие:

- уровень бедности,

- индикатор образования,

- показатель преступности;

- стоимость воспитания детей;

- обеспеченность жильем;

- загрязнение окружающей среды;

- использование свободного времени;

- участие во владении собственностью предприятий;

- участие в управлении;

- продолжительность жизни;

- уровень развития экономического образования;

- социально-политическая стабильность и др.

В Японии в начале 70-х годов для оценки экономического успеха был введен показатель ЧНБ - чистого национального богатства, определяемый наряду с ВНП и отражающий качество жизни населения.

Оценка корреляционной связи социальных показателей с экономическими для 22 наиболее развитых индустриальных стран мира и 10 новых индустриальных стран, таких как Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Бразилия, Мексика и др., была выполнена группой ученых Института экономики Российской Академии Наук под руководством Кузина Д. В. [ 2 ]. Близость результатов такой оценки для этих двух групп стран свидетельствует о том, что высокий уровень значений социальных показателей - это не следствие высокого уровня развития экономики, а инструмент достижения такого уровня.

Приведенные выше социальные критерии или, факторы успеха можно разбить на две группы: группу управляемых и группу слабоуправляемых или неуправляемых факторов. К первой из них могут быть отнесены все пункты таблицы, касающиеся образования (наделение населения знаниями), владения собственностью, участия в управлении, правового обеспечения равных шансов, стимулирования инициативы менеджеров за счет льготного налогообложения, содействия развитию бизнеса. Ко второй группе может быть отнесена, например, продолжительность жизни. Политическая стабильность относится к этой же группе. Для ее достижения, в частности, необходима выработка общенациональной концепции развития, приемлемой для большинства населения страны.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что способность экономики к эффективному развитию в значительной степени зависит от состояния социально - экономической среды, включая состояние общества в целом и каждого предприятия и гражданина в отдельности. Это означает, что нововведения в первую очередь должны быть направлены иа формирование условий и среды, в наибольшей степени способствующих эффективному развитию. Последующие шаги должны быть направлены на реализацию процессов развития в этой благоприятной среде и корректировку самой среды в соответствии с изменением условий. Круг управленческих проблем, связанных с формированием среды, ориентированной на развитие, а также с организацией и реализацией инновационных процессов, и составляет проблематику инновационного менеджмента.

 

Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:

• постановка цели и выбор стратегии

• четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

1. Планирование — составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация — определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотруд­никами, организация работы.

3. Исполнение — осуществление исследований и раз­работок, реализация плана.

4. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленче­ских решений, применения новшеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.