Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные приоритеты в сфере науки и технологий




 

Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития.

Они формируются под воздействием национальных, социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В числе крупных приоритетных направлений развития науки и техники в России рассматриваются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, прецизионные, плазменные, робототехника, гибкие производственные системы и т.д.), новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (в том числе биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, в рамках которых выделены 77 критических технологий.

Под критическими технологиями понимают такие, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и техники. Утверждение Правительственной комиссией перечня критических технологий предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1995г. Рабочей группой, созданной по решению Совета безопасности РФ, предложен перечень из 45 критических технологий, объединенных в 9 укрупненных технологических областей:

1. Технологии новых материалов;

2. Микро- наноэлектроные, оптоэлектронные и лазерные технологии;

3. Компьютерные технологии;

4. Информационные технологии;

5. Биотехнологии;

6. Энергетика и энергосберегающие технологии;

7. Технологии высокоэффективных тепловых двигателей;

8. Технологии высокопроизводительного промышленного оборудования;

9. Уникальные технологии экспериментальной обработки и испытаний сложных технических систем.

Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами. Кратко остановимся на разделении функций регулирования инновационных процессов между структурами федеральной власти РФ.

· Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан также Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

· Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науки и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

· Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

· Миннауки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

· Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства по стране в целом и ее регионам, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

· Деятельность Госкомитета РФ по промышленной политике в значительной степени направлена на координацию стратегии развития промышленности и научно-технической политики.

· В бюджетном обеспечении инновационной политики ведущая роль принадлежит Министерству финансов РФ.

· Роль министерства внешних связей РФ в регулировании инновационных процессов состоит главным образов в разработке предложений по повышению эффективности внешнеэкономических связей РФ и конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке и т.д.

· Активная роль в выработке государственной инновационной политики принадлежит Российской академии наук, в том числе путем участия в советах, комиссиях, рабочих группах по вопросам науки, техники и инноваций.

· Важное значение имеет деятельность министерств и ведомств, стимулирующих инновационные процессы в наукоемких отраслях, в частности Федерального космического агентства, Минатома, Минпрома и др. Для министерств и ведомость, курирующих развитие традиционных, базовых отраслей, важной составной частью работы является содействие техническому перевооружению в соответствующих областях на базе нововведений.

Формы поддержки инновационной деятельности государством заключаются в следующем:

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

-снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- право на ускоренную амортизацию;

- создание сети технополисов, технопарков.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.