КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные приоритеты в сфере науки и технологий
Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием национальных, социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В числе крупных приоритетных направлений развития науки и техники в России рассматриваются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, прецизионные, плазменные, робототехника, гибкие производственные системы и т.д.), новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (в том числе биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, в рамках которых выделены 77 критических технологий. Под критическими технологиями понимают такие, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и техники. Утверждение Правительственной комиссией перечня критических технологий предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1995г. Рабочей группой, созданной по решению Совета безопасности РФ, предложен перечень из 45 критических технологий, объединенных в 9 укрупненных технологических областей: 1. Технологии новых материалов; 2. Микро- наноэлектроные, оптоэлектронные и лазерные технологии; 3. Компьютерные технологии; 4. Информационные технологии; 5. Биотехнологии; 6. Энергетика и энергосберегающие технологии; 7. Технологии высокоэффективных тепловых двигателей; 8. Технологии высокопроизводительного промышленного оборудования; 9. Уникальные технологии экспериментальной обработки и испытаний сложных технических систем. Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами. Кратко остановимся на разделении функций регулирования инновационных процессов между структурами федеральной власти РФ. · Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан также Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. · Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науки и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию. · Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике. · Миннауки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. · Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства по стране в целом и ее регионам, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем. · Деятельность Госкомитета РФ по промышленной политике в значительной степени направлена на координацию стратегии развития промышленности и научно-технической политики. · В бюджетном обеспечении инновационной политики ведущая роль принадлежит Министерству финансов РФ. · Роль министерства внешних связей РФ в регулировании инновационных процессов состоит главным образов в разработке предложений по повышению эффективности внешнеэкономических связей РФ и конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке и т.д. · Активная роль в выработке государственной инновационной политики принадлежит Российской академии наук, в том числе путем участия в советах, комиссиях, рабочих группах по вопросам науки, техники и инноваций. · Важное значение имеет деятельность министерств и ведомств, стимулирующих инновационные процессы в наукоемких отраслях, в частности Федерального космического агентства, Минатома, Минпрома и др. Для министерств и ведомость, курирующих развитие традиционных, базовых отраслей, важной составной частью работы является содействие техническому перевооружению в соответствующих областях на базе нововведений. Формы поддержки инновационной деятельности государством заключаются в следующем: - предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; - создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; -снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; - отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; - право на ускоренную амортизацию; - создание сети технополисов, технопарков. Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |