Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивое развитие города




Цель: разработка инициатив, проектов на местном уровне и их обоснование.

Заранее дается задание по разработке проектов по устойчивому развитию городов Архангельской области. Выбор касаться всех сфер развития города и его отдельных объектов. Например – «Электронный вид транспорта города Архангельска».

На занятии студенты представляют свои проекты, предложения желательно с экономическими выкладками реализации проекты. Раскрываются положительные стороны проекта.

Литература.

1. Миркин Б.Г. Устойчивое развитие: вводный курс. М, 2006.

2. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991.

3. Ракитский Б., Доркин В., Мысляева Н. Социально-экономические проблемы малых городов России. // Вопросы экономики,1994, № 1.

 

Вопросы к девятому и десятому семинарам «Устойчивое развитие промышленности».

 

1.Металлургический комплекс. Черная и Цветная металлургия. Современное состояние и устойчивое развитие.

2.Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Современное состояние и устойчивое развитие.

3.ЛПК. Отрасли ЛПК. Современное состояние и устойчивое развитие.

4.Машиностроение. Современное состояние и устойчивое развитие.

5.Туристическая индустрия. Современное состояние и устойчивое развитие.

6.Особенности промышленного развития Архангельской области.

7.Экономические предпосылки к устойчивому развитию региона.

8.Анализ стратегии социально-экономического развития Архангельской области..

 

Литература

 

1. Экологизация производства на предприятиях лесопромышленного комплекса России: монография/ Г.С. Ферару; Архангельск: ПГУ, 2006. – 193с.

2. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ. М.: Маркетинг, 2001.

3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Под ред. М.П.Ратанова, В.Л.Бабурина, Г.И.Гладкевич и др. М.: Дрофа, 2004. 576 с.

4. Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона. / Учебное пособие. Улан-Удэ. Изд-во ВСГТУ, 2007 г.

 

Вопросы к одиннадцатому семинару: «Устойчивая энергетика».

1. ТЭБ мира, России и Архангельской области и его особенности в связи с устойчивым развитием.

2. Классификация ВЭР и возможности их использования.

3. Роль альтернативной электроэнергетики «сегодня» и в будущем.

4. Международный опыт производства электроэнергии за счет возобновимых источников энергии.

5. Электроэнергетика Архангельской области. Проблемы и особенности в связи с устойчивым развитием.

Литература

1.Денк С.О. Энергетические источники и ресурсы близкого будущего. – Пермь: издат. дом «Пристайм», 2007. – 324 с.

2.Пестис В.К. Основы энергосбережения в сельскохозяйственном производстве: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.К. Пестис, П.Ф. Богданович, Д.А. Григорьев. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 200 с.

3.Шейндлин А.Е. Проблемы новой энергетики / А.Е. Шейндлин;М.: Наука, 2006,б 406 с.

4.Обеспечение устойчивого развития электроэнергетики России в условиях рынка//»Энергорынок». - №10, 2004 год.

5.Проблемы на пути развития мировой энергетики.

Вопросы к двенадцатому семинару: «Устойчивое развитие сельского хозяйства и рыболовства»

1. Влияние сельскохозяйственного производства на экологические проблемы мира.

2. Уровень сельскохозяйственного производства. Проблемы в связи с устойчивым развитием.

3. Проблемы использования новых способов сельскохозяйственного производства.

4. Состояние сельского хозяйства в России. Проблемы и перспективы развития.

5. Состояние перспективы развития сельского хозяйства в Архангельской области.

6. Анализ программ развития АПК в России и Архангельской области.

7. Рыболовство. Современное состояние и возможности его устойчивого развития.

 

Литература

1. Россия в окружающем мире: 2001 (аналитический ежегодник). Отв. ред. Н. Н. Марфенин/Под общ. Ред.: В. И. Данилова-Данильяна, С. А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

2. Яркина Н.Н. Совершенствование организационной структуры системы управления предприятиями океанического рыболовства.

3. О реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы.

4. Доклад о мировом развитии - 2008.Сельское хозяйство на службе развития.Обзор. Всемирный банк. Вашингтон.

5. Мухин Ю.П., Кузьмина Т.С., Баранов В.А. Устойчивое развитие: экологическая оптимизация агро- и урболандшафтов./Учебное пособие. Волгоград - 2002.

 

Вопросы к тринадцатому семинару: «Уровни устойчивого развития» .

 

На семинаре проводится обсуждение международного и российского опыта по реализации местных инициатив и проектов согласно Концепции устойчивого развития. Проблемы осуждаются на примере стран и местных сообществ. Студентам рекомендуется выбрать государства, имеющие положительный опыт в разных сферах жизни общества. Источниками информации являются сайты Интернет.

 

Вопросы четырнадцатому и пятнадцатому семинарам: «Современное развитие России» и «Обеспечение устойчивого развития России».

1. Уровень современного развития России. Социально-экономическое развитие страны за последние 10 лет.

2. Положение России в мире. ВЭС.

3. Основные проблемы развития и причины их возникновения.

4. Предпосылки страны к устойчивому развитию: экологические, экономические и социальные.

5. Концепция устойчивого развития России.

6. Стратегии устойчивого развития России. Их разработка, содержание, статус, достоинства и недостатки.

7. Механизмы обеспечения устойчивого развития.

8. Оценки стоимостного перехода России на путь устойчивого развития.

Литература

 

1. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002

2. Миркин Б.Г. Устойчивое развитие: вводный курс. М, 2006.

3. Географические аспекты проблемы перехода к устойчивому развитию стран содружества независимых государств. - Киев-Москва, 1999.

4. Данилов-Данильян В. И., Залиханов М. И., Лосев К. С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

5. Россия в окружающем мире: 2001 (аналитический ежегодник). Отв. ред. Н. Н. Марфенин/Под общ. Ред.: В. И. Данилова-Данильяна, С. А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/ Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова. М.: ЗАО Изд-во «Экономика». 2002.- 414 с.

7. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М: Ноосфера, 1998.

8. Урсул А. Д. Перспективы развития государства в модели устойчивого развития // Общественные науки и современность. - 1996. - №2.

9. Клоков К.Б., Красовская Т.М., Ямсков А.Н. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных народов российской Арктики. Москва: ИЭА РАН, 2001.

10. Есина А.П. Проблемы и перспективы сбалансированного развития Северо-Западного региона РФ//«Устойчивое развитие. Наука и Практика». - №2. 2004 г.

11. Роль и место России в мировом сообществе: национальные интересы, перспективы развития проблемы безопасности.

12. Ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 2008 год.

13. Периодический обзор «Промышленное производство РФ и влияние на него экономического кризиса» Первые итоги 2008 года и прогноз на 2009 год краткая версия.

 

 

Студенты, пропустившие занятия отрабатывают их написанием рефератов по темам, определенным тематическим планированием дисциплины или проходят собеседование по теме пропущенного семинара.

Для подготовки к семинарам приложены приложения в качестве документов, программ, стратегий развития и материалов из информационных ресурсов Интернета.

 

Раздел 3.

Примерные вопросы к экзамену:

 

1. Первая конференция ООН по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972 г.). Результаты конференции.

2. Предпосылки и условия перехода России к устойчивому развитию.

3. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд). Появление термина «устойчивое развитие». Анализ различных интерпретаций понятия «устойчивое развитие.

4. Демографические аспекты устойчивого развития.

5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де- Жанейро, 19992 г.) и ее основные документы.

6. Промышленность и устойчивое развитие. Структурные сдвиги в промышленном производстве. Непрерывность экономического, социального, технологического и экологического улучшения в промышленном секторе.

7. Деятельность ООН (от Рио-92 до Йоханнесбурга-2002). Конференция в Йоханнесбурге в 2002 году.

8. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Междисциплинарный характер исследований и проектирование различных сценариев развития общества в будущем.

9. Процесс перехода к устойчивому развитию на региональном уровне, региональная специфика и особенности. Реализация принципов устойчивого развития (на примере региона или страны, по выбору студента).

10. Причины устойчивости биосферы. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского.

11. Современное состояние взаимодействия общества и природы. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Проблемы озонового слоя. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия. Парниковый эффект.

12. Энергетика и устойчивое развитие.

13. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями. Рамочная Конференция об изменении климата и Киотский протокол.

14. Транспорт и устойчивое развитие. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

15. Процесс глобализации: плюсы и минусы. Достижения и трудности в продвижении к устойчивому развитию на глобальном уровне.

16. Оценка остроты экологической ситуации по Б.И. Кочурову. Классификационные признаки и характерные экологические проблемы и ситуации.

17. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды.

18. Туризм и устойчивое развитие. Особенности развития туризма в Европе.

19. Триединство концепции «Устойчивое развитие».

20. Сырьевая глобальная проблема и устойчивое развитие, на примере невозобновимых природных ресурсов.

21. Индексы и индикаторы устойчивого развития.

22. Сырьевая глобальная проблема и устойчивое развитие, на примере невозобновимых природных ресурсов.

23. Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.

24. Мировая продовольственная проблема.

25. Проблема сохранения биоразнообразия.

26. Экологическая оптимизация и устойчивое развитие городских территорий. Зонирование городов.

27. Современная экологическая ситуации на территории Российской Федерации.

28. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.

29. Концепция устойчивого развития России. Стратегии устойчивого развития России. Механизмы обеспечения устойчивого развития.

30. Состояние окружающей природной среды Архангельской области.

31. Опыт разработки и реализации стратегий устойчивого развития в Мире.

32. Анализ возможностей развития устойчивого развития туризма в Архангельской области.

33. Нормирование качества окружающей природной среды экологическая стандартизация.

34. Устойчивое лесопользование в сложившихся условиях ЛПК Архангельской области.

35. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.

36. Особенности развития сельского хозяйства в России и устойчивое развитие.

37. Экологическая оптимизация агроландшафтов.

38. Устойчивая промышленность в сложившихся условиях развития экономики Архангельской области.

39. Устойчивое лесопользование. Сохранение и поддержание продуктивных функций лесов. Роль лесов в глобальном углеводородном цикле.

40. Устойчивое сельское хозяйство в сложившихся условиях АПК Архангельской области.

41. Построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений. Изменение структуры потребления, экологизация ключевых видов деятельности. Образование для устойчивого развития.

42. Особенности развития промышленности в России и устойчивое развитие.

43. Экологические и социально-экономические предпосылки перехода Архангельской области к устойчивому развитию.

44. Устойчивое сельское хозяйство.

 

Оценка «отлично» выставляется, если студент дает полный и правильный ответ напоставленные в экзаменационном билете вопросы, а также на дополнительные (если в таковых была необходимость):

а) обстоятельно раскрывает состояние вопроса, его теоретические и практические аспекты;

б) анализирует литературные источники по рассматриваемому вопросу, в том числе нормативно-правовые документы;

в) имеет собственную оценочную позицию по раскрываемому вопросу и умеет аргументировано и убедительно ее раскрыть;

г) излагает материал в логической последовательности.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент дает ответ, отличающийся обстоятельностью и глубиной изложения, но:

- допускает несущественные ошибки в изложении теоретического материала,исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;

- опирается при построении ответа только на материал лекций;

- испытывает трудности при определении собственной оценочной позиции;

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в ответе на вопрос, допускает существенные ошибки. Студенту требуется помощь со стороны экзаменатора (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.). При ответе наблюдается нарушение логики изложения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент при ответе:

- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала;

- не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов;

- допускает грубое нарушение логики изложения.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.