Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение нечеткой базы знаний




Рассмотрим представление объектов с использованием нечетких баз знаний. Объект с одни выхоом и n входами может быть представлен в общем виде уравнением вида: y = fy(x1,x2,…,xn). Переменные х и у могут быть как количественными, так и качественными. Количественные переменные характеризуются известными областями определения: U i=[ ], i = , где () –нижнее (верхнее)значение выходной переменной xi.

Качественные значения х и у характеризуются множеством всех возможных значений:

U i ={ }, i = , например, U i = СКОРОСТЬ, = низкая,…, = высокая; Y ={ }; () – балльная оценка соответствующая минимальному (максимальному) значению входной переменной xi; () - балльная оценка соответствующая минимальному (максимальному) значению выходной переменной y; qi, i = , qm- мощности множеств, причем в общем случае .

Для установления зависимостей между входами и выходом объекта рассмотрим их как лингвистические переменные, заданные на соответствующих универсальных множествах U i и Y.

Для оценки лингвистических переменных будем использовать качественные термы из следующих терм-множеств : - терм множество переменной xi, i = 1,n; - терм-множина змінної y, де: - р-й лингвистический терм переменной xi, p =1,li, i = 1,n; djj -й лингвистический терм переменной у; m – количество возможных различных значений y в установленной области ее значений. Мощности терм-множеств Ai в общем случае могут быть разными, т.е. l1 l2 ln.

Якщо змінні xi, i = 1,n і y є кількісними, нечіткі

 

где - степень принадлежности элемента к терму , p= 1 ,li, i= 1 ,n k= 1 ,qi, например - СКОРОСТЬ, ={низкая, средняя, высокая, очень высокая}, то есть p= 1…4 ( =4 - количество значений (термов) i -й лингвистичексой переменной), i= 1…3 (n =3 – количество лингвистичексих переменных),(СКОРОСТЬ, РАССТОЯНИЕ ДО ОБОЧИНЫ, РАССТОЯНИЕ ДО ПРЕПЯТСТВИЯ), : НИЗКАЯ СКОРОСТЬ = (1/<40 км/час>, 0,6/<70 км/час>, 0,2/<90 км/час>); k= 1…10 (qi =10 – количество возможных значений входных переменных [10,20,...,100] (км/час), Наприклад, для терму - низька швидкість лінгвістичної змінної - швидкість і швидкості 50 км/год складе приблизно, 0,8.

Аналогічно, вихідна змінна БЕЗОПАСНОСТЬ має терми dj: = (высокая, средняя, малая).

Предположим теперь, что для исследуемого объекта получено N экспериментальных данных, связывающих его входы и выход. Выборку можно упорядочить следующим образом: N = k1 + k2 + … + kj + … + km, где kj –количество экспериментальных данных соответствующих значению dj переменной у, , m – общее количество значений выходной переменной. Будем считать, что N< l1 x l2 x … x ln, то есть количество имеющихся экспериментальных данных меньше полного перебора различных комбинаций возможных значений входных переменных объекта li, i = 1,n. Пронумеруем экспериментальную выборку следующим образом: 11,12…,1 k1 номера комбинаций значений входных переменных, соответствующих значению выхода d1, m1,m2…,m km номера комбинаций значений входных переменных, соответствующих значению выхода dm.

Сформируем так называемую матрицу знаний M = ||(n+1) x N ||, где (n+1) – количество столбцов матрицы, N –количество ее строк^

- первые n столбцовматрицы соответствуют входным переменным xi, i = 1,n, а последний столбец соответствует значениям dj выходной переменной, j=1,m;

- каждая строка матрицы представляет собой комбинацию значений входных переменных, отнесенную экспертом к одному из возможных значений выходной переменной у, при этом первые k1 строк соответствуют значению выходной переменной у=d1, следующие k2 строк значению у=d2 и т.д., а последние km

строк значению у=dm.

Номер входной комбинации Входные переменные Выходная переменная
x1 x2 xi xn
  d1
 
1k1
j1 dj
j2
J kj
m1 dm
m2
M km

- элемент , который находится на пересечении i -го столбца и jp – строки, соответствует лингвистической оценке параметра xi в строке матрцы знаний с номером jp. Лингвистическая оценка выбирается из терм-множества, соответствующего переменной xi, то есть

Данная матрица знаний определяет систему логических высказываний типа «ЕСЛИ-ТО, ИНАЧЕ», связывающих значения входных переменных с одним из возможных значений выхода. В части ЕСЛИ элементы строки соединяются по И, строки, соответствующие одному и тому же выходному значению – по ИЛИ, часть ТО соответствует значению выходной переменной, к части ИНАЧЕ относятся входные значения соответствующие другим выходным значениям выходной переменной:

ЯКЩО

та та … та , або

та та … та , або

 

та та … та ,

ТО
, ІНАКШЕ

 

де - лінгвістичний терм, що оцінює значення фактора xi в р–му рядку j–ої диз’юнкції, яка вибіроється з відповідної терм-множини Аі (, , );

- кількість правил, що визначають значення вихідної змінної y=dj;

dj (j=1,m) - лінгвістична оцінка змінної y, яка визначається з терм-множини D.

Розглянемо аналітичну модель функції належності змінної х до довільного нечіткого терму Т у вигляді:

 

Пусть для объекта известно множество входных переменных Х, диапазоны количественного изменения каждой из входных переменных, функции принадлежности, которые позволяют представлять входные переменные в виде нечетких множеств, матрица знаний, как она определена ранее.

Отметим, что для объекта с непрерывным выходом интервал изменения ее значений разбивают на m подинтервалов: d1…dm.

Будем рассматривать лингвистические оценки переменных x1…xn, входящих в логические высказывания, как нечеткие множества, определенные на универсальных множествах Ui=[ ], Введем обозначения:

(xi), - функция принадлежности параметра xi [ ] к нечеткому терму ;

(x1, x2, …,xn) – функция принадлежности вектора входных переменных Х = (x1, x2, …,xn) значению выходной переменной y=dj,

Тогда имеем два типа функций, связь между которыми определяется нечеткой базой знаний, на основе чего можно вывести следующую систему уравнений:

 

Представим теперь методику моделирования нелинейных объектов нечеткими базами данных в виде алгоритма, состоящего из пяти шагов:

  1. Зафиксировать вектор значений входных переменных .
  2. Задать функции принадлежности нечетких термов, используемых в нечеткой базе знаний и вычислить значение этих функций для заданных значений входных переменных.
  3. Согласно логическим уравнениям вычислить значения многомерных функций принадлежности вектора для всех значений dj, выходной переменной y.
  4. Для дискретного объекта искомым решением для вектора входных переменных является значение с максимальной функцией принадлежности:
    = [ ].
    В случае непрерывного объекта получим: .
  5. Для определения четкого числа соответствующего полученному в предыдущем уравнении нечеткому числу из интервала [ ], необходимо применить операцию дефаззификации, которая может быть определена следующим образом:
    .
    при вероятностной интерпретации степеней принадлежности данная формула может рассматриваться как аналог математического ожидания дискретной случайной величины. Если интервал [ ] разбить на m равных отрезков, то есть: , , …, , ,
    то полученная выше формула упростится и примет вид, удобный для расчетов:

.

  1. Конец алгоритма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.