КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темы для изучения
ВВЕДЕНИЕ
Цели курса – формирование представлений об особенности развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI века. Программа курса «История» для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», соответствует ФГОС-3 СПО Блок I «Биполярный мир: становление и противоречия (1945–1985 гг.)» представляет собой повторительно-обобщающее изучение материала, связанного с основным содержанием курса. Цели блока: – актуализация остаточных знаний студентов; – подготовка базы для изучения основного содержания курса. При изучении данного блока нужно обратить особое внимание на следующие вопросы: – становление биполярного мира; – формирование международно-правовой системы ООН; – интеграционные процессы в мире; – роль, место и значение СССР в системе международных отношений 1945–1985 гг. Блоки II и III включают основное содержание курса – Россия на рубеже XX–XXI вв. (1985 – по настоящее время). При изучении данных блоков следует обратить внимание: – на особенности социально-экономического и политического развития современной России и возникающие при этом проблемы; – на вопросы взаимовлияния России и мирового исторического процесса последней четверти XX – начала XXI века; – на основные этапы развития России на рубеже XX–XXI вв., выявить роль и место России в современном мире, ее национально-государственные интересы. Необходимо уделить большее внимание изучению следующих проблем: – взаимовлияние важнейших мировых процессов и событий на развитие современной России; – развитие интеграционных процессов в политической, экономической, культурной, социальной жизни стран и регионов; – глобализация, возникающие при этом противоречия и пути их разрешения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Биполярный мир: становление и противоречия (1945–1985 гг.) Тема 1.1. СССР в биполярном мире: конфронтация, партнерство, интеграция Холодная война (сущность, причины). Раскол Европы. Отношения Запад – Восток. Доктрина Трумэна. Доктрина Брежнева. Создание системы союзов и военных блоков. Военные конфликты. Разрядка международной напряженности: от конфронтации к соперничеству и партнерству. Хельсинкский заключительный акт. Договоры ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО. Движение неприсоединения. Тема 1.2. Евроатлантические страны и Япония. 1945–1985 гг. США: путь сверхдержавы, экономическое и политическое развитие, демократы и республиканцы. Общественные движения. Внешняя политика США: концепция, практика. Страны Западной Европы на пути к стабильности и социальному обществу. Бурные 1960-е. Западноевропейская интеграция: сферы, формы достижения и проблемы. Тема 1.3. Развитие и формирование мировой системы социализма Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ): выбор пути, опыт и противоречия социалистического развития. Роль СССР. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Организация Варшавского договора (ОВД). Тема 1.4. Страны Латинской Америки, Азии и Африки. 1945–1985 гг. Народы Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Освобождение от колониальной и полуколониальной зависимости. Роль СССР в крушении колониальной системы империализма. Новые индустриальные страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Проблемы и успехи модернизации. Традиционализм и фундаментализм. Тема 1.5. Интеграционные процессы в биполярном мире Формирование мирового сообщества международно-правовой системы Организации объединенных наций (ООН). Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движения. Транснационализация мировой экономики. Возникновение транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных банков (ТНБ). Транснациональные корпорации и экология. Интеграционные процессы в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке и глобализация. Создание транснациональных институтов: Европейский экономический союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Формирование единого информационного пространства. Раздел II. Основные направления развития Тема 2.1. Крушение биполярного мира. Гибель супердержавы Кризис мировой системы социализма. Перестройка в СССР и новое политическое мышление. Отказ от конфронтации. «Бархатные» революции в странах Восточной Европы. Объединение Германии. Распад социалистического лагеря. Вывод советских войск из Афганистана. Завершение «холодной» войны: итоги и уроки. Распад СССР – геополитическая катастрофа конца XX в. Тема 2.2. Становление новой России (1985 – по настоящее время) Этапы, противоречия, итоги. Радикальные реформы: Б.Н. Ельцин, демонтаж советской социально-экономической и политической системы, «шоковая терапия» Е. Гайдара, переход к рынку. Экономический кризис, противостояние президента и парламента, политический кризис октября 1993 г. Ликвидация советской власти в России, принятие конституции Российской Федерации. Проблемы социально-экономического, политического развития. Межнациональные отношения. Курс В.В. Путина, стабилизация. Тема 2.3. Национально-государственные интересы России как нового субъекта международных отношений в условиях новой геополитической ситуации 2.3.1. Россия – правопреемница СССР Современная доктрина внешней политики Российской Федерации. 2.3.2. Россия на постсоветском пространстве Создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Проблемы интеграции военной, экономической, политической, культурной в рамках СНГ. Исламские и тюркские факторы. Проблемы Организации Североатлантического договора (НАТО). Роль России в локальных военных конфликтах (Приднестровье, Карабах, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия и др.). Защита русскоязычного населения в ряде республик бывшего СССР. Россия и страны Балтии. Россия и Украина. Россия и Белоруссия. Проблемы Калининграда. Итоги и тенденции внешней политики России в отношении ближнего зарубежья. Тема 2.4. Россия и Евроатлантические страны, Япония 2.4.1. Страны Запада на рубеже XX–XXI вв.: экономическое, социально-политическое развитие, интеграционные процессы. 2.4.2. Россия и страны Европы. Проблемы интеграции в Европейское сообщество Тема 2.5. Россия и страны Азии, Латинской Америки, Африки 2.5.1. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: социально-экономическое развитие, политические режимы, региональная интеграция. 2.5.2. Россия и страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы взаимоотношений. Раздел III. Глобальные проблемы современности Тема 3.1. Мировые интеграционные процессы. Роль и место России в глобальном мире Проблемы глобализации экономической, политической, культурной, технологической. Глобализация и поляризация. Тенденции в развитии глобального мира. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Формы: 1. Индивидуальные задания (реферативная работа). 2. Тестированный контроль. 3. Домашняя контрольная работа и зачет. Примерные темы реферативных работ: 1. Отцы холодной войны. 2. План Маршалла. 3. Шарль де Голь: политический портрет. 4. Гельмут Коль: политический портрет. 5. Андрей Андреевич Громыко: политический портрет. 6. Фашистский переворот в Чили. 7. СЭВ: попытка экономической интеграции. 8. Маргарет Тэтчер: политический портрет. 9. Рейгономика. 10.М.С. Горбачев: политический портрет. 11.Лех Валенса: политический портрет. 12.Чеченская война: причины, итоги, последствия. 13.Распад СССР: версии и оценки. 14.Борис Ельцин: политический портрет. 15.В.В. Путин: политический портрет. 16.Распад СССР: геополитическая катастрофа конца XX в. 17.СНГ: проблемы интеграции 18.Россия и проблемы международной безопасности. 19.Лига арабских государств. 20.МВФ и экономическая глобализация. 21.Альтерглобализация. 22.Массовая культура как проявление культурной глобализации. 23.Культурный аспект глобализации. 24.Глобализация СМИ. 25.Евразийская интеграция: проблемы и перспективы. 26.Глобалистская элита: кто они? 27.Проблемы разоружения на рубеже веков. 28.Глобализация: исламский мир. 29.ТНК и проблемы экологии. 30.Миграционные процессы в современном мире. 31.Россия и проблемы миграции. Образец контрольно-измерительных материалов (КИМ): КОМБИНИРОВАННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Россия и мир на рубеже XX–XXI вв.
Содержание: I. Тестовые задания. II. Вопросы для развернутого ответа. III. Вопросы и задания для работы с историческими документами.
Вариант № (демонстрационный)
I. Тестовые задания
Инструкция: в заданиях 1–7 выберите один из вариантов ответа.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |