Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический анализ услуг в рамках английской политэкономики 18-19 века и современной политэкономической мысли




Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет понять сервисную деятельность, которая свойственна современному миру. Сервиснаяч деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия с целью реализации общественных, групповых, индивидуальных услуг, в которых одна сторона, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Сервисная деятельность успешна преобразилась в отношения рыночного обмена. Это привело к разделению и профессионализации труда работников, оказывающих услуги.Другая сторона, желающая реализовать свои потребности и оплачивающая услуги, предъявляет к сервисной деятельности специфические требования, привнося в нее свои запросы. Это сообщает сервисной деятельности внеэкономические характеристики, усиливает её социальную и эмоционально-психологическую определенность. Сложный характер сервисной деятельности обуславливает специфику сервисологии – науки о сервисной деятельности. В настоящее время научный анализ сервисной деятельности имеет разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета. На эмпирическом уровне анализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности – определяется её природа, описываются характеризующие её факты, процессы.. Более сложный анализ осуществляется на следующем уровне познания, который связан с формированием обобщающих теоретических представлений о сервисной деятельности. Общетеоретический анализ – наиболее высокий уровень осмысления сервисной деятельности как целостного феномена общества. Под методологией анализа сервисной деятельности понимается система общетеоретических представлений, познавательных принципов, положенных в исследование её сущности, закономерностей её исторической эволюции, а также места в общественном производстве и в социальой культуре. В науке о сервисной деятельности прикладной уровень преобретает огромную важность, так как вопрос о совершенствовании сервиса весьма актуален для работников этой сферы, органов государственной власти, для многочисленного контингента потребителей. Историческая практика свидетельствует что научный анализ услуг начинался не столько со сбора эмпирических фактов, сколько с выяснения их общественной и экономической природы. Этот процесс происходил в 18-19 веках в рамках английской политэккономии. Теоретики взяли за методологическую базу комплекс политэкономических представлений, сложившихся в новое время в рамках английской философии хозяйствования. В основу методологии ведения услуг были положены представления об общественных благах, пользе, принципы рационального анализа и здравого смысла, понимание общих интересов людей и одновременно отстаивание каждым своего интереса. Английская политэкономия рассматривала услуги как составную часть экономических отношений. Еще одна особенность в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с созданием техники, товаров повседневного спроса, рассматривался как более важный сравнительно с непроизводительным трудом в сфере обслуживания. Неосязаемый, невещественный результат труда при оказании многих видов услуг стал определяющим признаком, позволяющим считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отличие от производительного труда в материальном производстве. Эта позиция была свойственна экономистам 18-19 в, и нашла сторонников и в 20 веке.

10. Охарактеризуйте сущность теоретического понимания сервисной деятельности в «потребительском обществе» и в постиндустриальном обществе.

Начиная с 50-60гг 20 в зарубежные аналитики делают объектом пристального внимания процесс интенсивного развития услуг в экономике стран Западной Европы и Северной Америки. В этот период развиваются концепции «общества всеобщего благоденствия», «общества потребления», «общества изобилия», в которых обосновывается возможность удовлетворения многообразных личных потребностей за счет технологических нововведений. В экономической науке происходит переосмысление услуги как элемента производительного труда. Любой труд, приводящий к достижению общественно полезных целей, позволяющий удовлетворять чел-е потребности, является производительным трудом. Возможны взаимопереходы вещественных и невещественных благ друг в друга. Движение благ-услуг в экономической системе содержит те же качества, что при обмене вещественными благами. Разделение услуг на общественные и индивидуальные осущ-ся на основе идей, обосновывающих разные типы социальных благ. Среди благ выделяются чисто общественные, смешанно-общественные, а также блага индивидуального пользования. Ообое направление в исследовании сервисной деятельности связано с формированием представлений о производственном менеджменте, включая и менеджмент сервисной деятельности. Анализ менеджмента связывался с пониманием природы и сущности предприятия. А также с оценкой его эффективности в рыночных условиях. Экономические и энергетические кризисы 70-х годов серъезно подорвали оптимистические оценки «общества потребления». Появляются новые концепции следующего этапа общественной революции развитых стран, который называют ныне «постиндустриальным обществом», «информационным обществом», «обществом услуг». Авторы этих концепций вынуждены отойти от стереотипов «общества потребления», сосредоточить внимание на анализе неблагоприятных последствий эксплуатации природной среды и начать просчитывать возможности развитых стран обеспечить те или иные массовые потребности. В этих условиях целый ряд исследователей обосновывают переход развитых стран от товаропроизводящих к сервисной экономике, формируемой на основе динамично-развивающихся наукоемких производств, эффективных технологий и процессов информатизации. Принципы ресурсобережения и установки бережного обращения с окружающей средой начинают проникать в массовое сознание потребителей. От принципа «чем больше, тем лучше», перешли к «компактный и экономный». В современном мире благополучию граждан разных стран угрожает ряд деструктивных тенденций, обретающих глобальный характер. К ним относятся: обострение экологического неблагополучия; высокая вероятность региональных военных конфликтов; углубление пропасти между богатыми и бедными странами и слоями; политический и религиозный экстремизм, нередко связанный с терроризмом; распространение криминала и наркотиков. Сложившаяся ситуация требует перехода от неуправляемых стихийных регуляторов мирового развития к управляемой социоприродной эволюции. В этой связи усиливается значение индустриально-сервисной экономической модели, где огромная роль принадлежит невещественным ресурсам. Под невещественными ресурсами общества подразумеваются конструктивные качества работников, населения в целом – высокий образовательный уровень граждан, информационно-познавательные потребности, здоровье и умение его сохранить, способность к постоянному повышению своего профессионального уровня и др. Новые представления об индустриально-сервисной экономике формируются под влиянием изменений, которые происходят в практике хозяйствования развитых стран. Таким образом значение невещественных ресурсов общества начинает рассматриваться как важнейщий фактор оптимизации общественного и экономического развития в 21 веке. Как раз сервисная деятельность через своеобразие своих типологических форм, объединенных группировкой «социокультурные услуги» является важнейшим фактором формирования невещественных ресурсов, «человеческого капитала».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.