Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В странах Южного Кавказа активно реализуются общеевропейские экологические ценности. 1 страница




10.

11. Районная планировка – теория и практика рациональной организации территории района (региона) на основе комплексного учета географических, социально-экономических, экологических, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий.

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИИ

Типы и элементы планировочной структуры. Районная планировка

Для формирования предложений по планировочной организации территории экономических или административных районов страны выполняется так называемая районная планировка.

Районная планировка – комплексное проектирование территориально-хозяйственного устройства крупных районов страны с формированием их планировочной структуры, обеспечивающей оптимальное развитие и рациональное размещение всех отраслей хозяйства, городов и сельских поселений, создание лучших условий для труда, быта и отдыха населения.

Объектами районной планировки являются:

• промышленность;

• сельское хозяйство;

• организация отдыха.

На решение планов городов оказывают влияние многие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учет перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города.

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассредоточенный.

Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.

Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.

Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение рассредоточенного типа обусловливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например, добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.

К основным планировочным элементам города относят жилые и промышленные районы, объекты, формирующие систему городского обслуживания (административно-общественные, культурно-просветительные, лечебно-оздоровительные, спортивные, торгово-бытовые и массового отдыха), и объединяющую их сеть улиц и площадей.

Решая проблемы градостроительства, человек должен постоянно заботиться о воспроизводстве основных ее компонентов: атмосферного воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, животного мира. Он должен стремиться к рациональному распределению нагрузок на природные факторы и созданию необходимых условий для возможности приспособления природной среды к этим нагрузкам.

4.1. Территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования выполняются на территорию зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, а также на особо охраняемые природные территории с особым режимом природопользования на основании решений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Территориальные комплексные схемы природы и природопользования разрабатываются в целях формирования благоприятной среды обитания человека, предупреждения и исключения загрязнения и деградации природной среды, оптимизации ее свойств, обеспечения рационального природопользования.

4.2. Осуществление природоохранных мероприятий, выработка концепций и определение основных условий устойчивого развития систем поселений, территориально - производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов, рекреационных, природоохранных и других территорий, отдельных поселений, природных комплексов, инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций должны осуществляться на основе рекомендаций территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования.

4.3. Основной задачей территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по: обеспечению экологически устойчивого развития территории Российской Федерации, ее отдельных регионов, городов и других поселений; зонированию территорий в целях предотвращения чрезмерной концентрации производства и населения, сохранения ценных природных ландшафтов; формированию инженерно - транспортной инфраструктуры; размещению промышленных, агропромышленных и коммунальных объектов с учетом рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий и установления ограничений в использовании территорий для любых видов хозяйственной деятельности.

4.4. Состав и содержание территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования в зависимости от конкретных особенностей объекта проектирования определяются заданием на проектирование.

4.5. Территориальная комплексная схема охраны природы и природопользования должна включать анализ и оценку современного экологического состояния природной среды, расселения населения и территориальной организации производительных сил, состояния инфраструктуры, условий жизнедеятельности, состояния природных и историко - культурных комплексов, других составляющих среды обитания, а также предложения по:

развитию и формированию функционально - планировочной структуры и зонированию территории с учетом региональных особенностей, наличия проблемных ареалов и ситуаций, крупномасштабных проблем охраны окружающей среды;

рациональному землепользованию, охране природы, ресурсосбережению, инженерной защите территории от опасных природных и техногенных процессов и явлений;

обеспечению устойчивого развития городов, других поселений и их систем с учетом рационального природопользования, расселения населения и территориальной организации производительных сил на проектируемой территории;

оздоровлению среды обитания;

формированию инженерно - транспортных, производственных и социальных инфраструктур с учетом ликвидации имеющихся нарушений окружающей среды.

сохранению историко - культурного наследия, ценных природных ландшафтов и других охраняемых территорий;

приоритетным мерам по оздоровлению окружающей среды, охране и рациональному использованию природных ресурсов, а также мерам по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

организационно - хозяйственному и правовому механизму реализации схемы.

12. Этапы развития отечественного ландшафтоведения (первый – формулировка концепции ландшафта, второй – о морфологическом строении ландшафта, третий – развитие геосистемной концепции, четвертый – внедрения новейших технологий и др.). Зарубежные школы ландшафтоведения (А.Гумбольдта-К.Риттера о целостности природы, хорологическая А.Геттнера, пейзажная З.Пассарге, экологическая К.Тролля, антропоцентрическая П.Видаля де ля Блаш, комплексная).

Краткая история развития ландшафтного планирования

Учитывать различные свойства ландшафта при строительстве, при размещении полей, дорог, садов и других рукотворных объектов люди стремились и умели с незапамятных времен. Профессия зем­лемера — одна из древнейших. Ландшафтные архитекторы созда­вали дворцы и виллы с парками и садами еще до начала новой эры.

Но началом истории ландшафтного планирования в том понима­нии, каким оно сложилось в настоящее время, принято считать XIX в., когда возникли понятия и практика «культуры земли» и «улучшения земли». Корин этих понятой и практики принято выводить из пла­нов организации полей и овечьих пастбищ в Англии, где они создава­лись на обширных территориях еще в XVII и XVIII вв. В XIX в. эти подходы были восприняты и развиты в Пруссии и Баварии. Там планы размещения сельскохозяйственных угодий включали уже и меры улучшения землепользования, например, защиты от эрозии.

Одной из наиболее полных и развитых современных систем лан­дшафтного планирования является германская система. История ее развития также одна из самых интересных. Ниже она излагает­ся в основном по книге К. Рунге и частично по «Русско-немецкому справочнику по охране природы», 2002.

 

Во всем мире и Германии развитие ландшафтного планирования тесно связано с развитием идей охраны природы. В эпоху феода­лизма природу охраняли в Германии преимущественно на основе экономических соображений, например, создавая «заповедные леса». Когда под влиянием просвещения и романтизма получило развитие новое отношение к родине и природе, возникло и природо­охранное движение. До 1900 г. оно руководствовалось преимуще­ственно эстетическими, этическими и социально-психологически­ми аргументами, основанными на человеческой потребности в кра­сивой и нетронутой природе. Оно не давало своим стремлениям экономического обоснования, хотя Имперский закон об охране птиц, принятый в 1888 г. проводил различия между полезными и беспо­лезными видами.

Многие деятели искусства периода романтизма, такие как ху­дожник Каспар Давид Фридрих, основное внимание больше не уде­ляли человеку, главное место в их творчестве заняла природа. И позднее такие деятели искусства как профессор музыки Эрнст Ру - дорфф, оказывали влияние на природоохранное движение на тех его ранних этапах, когда оно в конце XIX в. формировало понятия «ох­рана родного края» и «охрана природы» и выступало против мате­риализма своего времени.

Концепция Рудорффа охватывала оба аспекта, а именно охрану ландшафта от нарушений (скорее охрану окружающей среды) и со­хранение нетронутой природы. Вильгельм Ветекамп — первый по­литик, выступавший в защиту природы в прусском парламенте — требовал в 1898 г. создания «государственных парков» по североа­мериканскому образцу.

Целостный подход Рудорффа был реализован прусским государ­ством лишь частично, а именно путем организации охраняемых ре­зерватов согласно концепции Гуго Конвентца.

Однако инициатор создания первого природоохранного парка «Люнебургская пустошь» поэт Херманн Лёне уже тогда подвергал критике охрану природу в резерватах, называя это «детской заба­вой», сосредоточенной на деталях, в то время как в целом происхо­дит «обезображивание природы».

 

В период с 1900 по 1935 гг. формировалась государственная по­литика охраны природы. В 1902 г. в Пруссии был принят закон про­тив обезображивания местностей с выдающимися ландшафтами. К 1910 г. относится появление понятия «уход за ландшафтом» (этот термин предложил Градманн). В этот период развивается концеп­ция социально ориентированной охраны природы, одна из целей ко­торой — обеспечение возможностей для отдыха на природе, осо­бенно ввиду ухудшающегося состояния окружающей среды в го­родах. Появляется и понятие «зеленый план», задача которого сис­тематическое планирование зеленых городских насаждений.

Первый собственно природоохранный Имперский закон об ох­ране природы, подготовленный еще в Веймарской республике, был принят в 1935 г. Этим законом были сформулированы и три задачи, определившие важные направления ландшафтного планирования, а именно — создание особо охраняемых природных территорий, раз­витие ландшафтной архитектуры и строительство общегерманс­ких автострад. Кроме того, закон предусматривал создание госу­дарственных природоохранных учреждений, в обязанности которых входило рассмотрение мероприятий и проектов, способных суще­ственно изменить ландшафт.

В 1934 г. Генрих Випкинг ввел новую учебную дисциплину «орга­низация ландшафта», а также понятие «планирование ухода за лан­дшафтом» — позже в сокращенном виде именно оно превратилось в «ландшафтное планирование».

В это время под влиянием идей национал-социализма формиро­валась концепция облика природы и ландшафта, отражающего «германский народный дух». Специальный «Комиссариат по ук­реплению народного духа» имел в числе задач соответствующее преобразование ландшафтов на захваченных польских и русских землях. Однако этот же комиссариат требовал от планировщиков обеспечивать высокую продуктивность преобразуемых ландшаф­тов. Это привело к внедрению в общее территориальное планиро­вание экологических принципов, что можно поставить в заслугу той бесславной эпохе.

Послевоенное десятилетие, когда все усилия были сосредото­чены на восстановлении страны, выдвинуло на передний план две задачи. Во-первых, интенсивное развитие сельского хозяйства, и, во-вторых, озеленение разрушенных городов. Обе они определили тенденции развития ландшафтного планирования того времени.

 

Важными событиями ознаменовался период между 1955 и 1965 гг. В это время происходила энергичная интеграция планов ухода за ландшафтом в отраслевое и общее территориальное планирование. Примером может служить разработанный Г. Випкендом ландшаф­тный план, явившийся частью плана землепользования для всего округа и города Гёттинген.

В 1959 г. состоялся первый германский конгресс по охране при­роды, акцентировавший внимание на необходимости внедрения при­родоохранных принципов в общее территориальное планирование.

Особое значение для развития ландшафтного планирования имела так называемая «Зеленая хартия Майнау», принятая ландшафтны­ми архитекторами и садоводами, собравшимся в этом городе на свой конгресс в 1961 г. Хартия указывала на экологические угрозы будущему и определяла ландшафтное планирование как важней­ший инструмент экологического управления.

В это время совершенствовались научные и методические ос­новы ландшафтного планирования, особенно в аспектах учета функционирования ландшафта, экологизации планирования и методов оценки значения и чувствительности ландшафтных компонентов.

На рубеже 1970 гг. происходит осознание надвигающегося кри­зиса окружающей среды. Экологическая лексика становится оби­ходной в политических кругах. Некоторые федеральные земли Гер­мании принимают новые законы об охране природы и уходе за лан­дшафтом. Постепенно в стране развивается реформа природоох­ранного законодательства. Наконец в 1976 г. новый федеральный рамочный закон об охране природы закрепляет ландшафтное плани­рование как обязательный планировочный инструмент. Его задачи формулируются широко — ландшафтным планированием должны охватываться все незастроенные и все застроенные площади, то есть вся территория страны, в процессе ландшафтного планирова­ния должны учитываться как природные, так и социальные факторы, должны разрабатываться меры предупреждения и регулирова­ния воздействий на ландшафт.

Последующее десятилетие - это время повсеместного развития ландшафтного планирования, но развития неодинакового в разных федеральных землях, обладающих неодинаковыми правовыми си­стемами и традициями. Возникают некоторые сомнения в универ­сальности этого планировочного инструмента.

Развитие ландшафтного планирования в ГДР имело свои осо­бенности. Формально охрана природы и уход за ландшафтом при­знавались государственной задачей. Но на практике в территори­альном планировании осуществлялись не вполне эффективно. Лан­дшафтным планированием там удавалось заниматься преимуще­ственно на особо охраняемых территориях и на рекреационных зем­лях. Однако научные исследования, выполнявшиеся ландшафтны­ми экологами и географами ГДР, подпитывали в это время идеями и результатами западную школу ландшафтных планировщиков.

В последнее время, особенно после внесения в 2002 г. поправок в федеральный закон об охране природы 1976 г., качество и значе­ние ландшафтного планирования в Германии повышается. Его объектом становится уже не преимущественно живая природа, но вся окружающая среда. Кроме того, ландшафтное планирование получает дополнительный импульс развития в связи с законодатель­ным закреплением процедур стратегической экологической оцен­ки. Усиливается внимание к таким целям как устойчивое развитие и ресурсосбержение.

В пределах бывшего СССР разработки, близкие ландшафтному планированию, выполнялись преимущественно в прибалтийских республиках - в Литве (Экологическая..., 1987) и в Эстонии (Мандер, 1983). В Латвии определенные элементы ландшафтного подхода применялись при планировании системы охраняемых территорий (Меллума, 1988). Следует отметить, что объектами планирования там оказывались территории различного размера - от республики в целом до землевладений отдельных предприятий, что предопределяло различия в содержании и методах планирования, хотя в большинстве случаев проектировщики стремились сопрягать территориальную сетку планирования с природными комплексами ландшафтного уровня.

В Российской Федерации практического опыта аналогичной работы по сути дела нет. Вместе с тем именно в России идеология и ряд методов прикладных ландшафтных исследований были разработаны достаточно полно в трудах Д.Л. Арманда, А.Г. Исаченко и других известных исследователей. В ряде публикаций последних лет были охарактеризованы принципы геоэкологического проектирования (1987) и социофункционального анализа ландшафта (1988), развиваемые географами - ландшафтоведами. В 80-е же годы получила развитие и такая форма регионального экологического анализа как составление "Территориальных комплексных схем охраны природы".

Грузия, Азербайджан и Армения ратифицировали большинство природоохранных конвенций (см.

таблицу), приняли несколько десятков экологических законов и кодексов, активно создают сеть охраняемых территорий (в том числе трансграничных), совместно реализуют крупные хозяйственные и

экологические проекты и т. д. Вместе с тем используемый подход к региональной экономической

интеграции, не основанный на едином экологическом мышлении и единых принципах территориального планирования, не способен дать основные ориентиры ни для устойчивого развития, ни для

регионального сотрудничества и добрососедства.

Ландшафтное планирование как инструмент экологически ориентированного территориального

планирования может реально гармонизировать процессы природопользования стран Южного Кавказа

Аджария выбрана модельной территорией для Грузии на основании следующих принципов: актуальности (это быстро развивающийся регион, частично меняющий хозяйственный профиль и фор-

мы землепользования, после событий в Абхазии черноморские курорты Аджарии стали важнейшими

объектами летнего туризма и рекреации на Кавказе), уникальности (большое биологическое и ландшафтное разнообразие, наличие всех высотных природных зон, имеющихся на территории Грузии),

социально-экономической напряженности (рост рекреационной и демографической нагрузки на

прибрежные ландшафты, процессы экомиграции) и экологической ситуации (проблемы обусловлены

несколькими десятками конфликтов — природных, антропогенных и правовых). Аджария — горная

малоземельная территория, в хозяйстве которой наибольшую роль играют транспорт (Батуми — один

Модельные территории ЛП в Закавказье.

Природоохранные конвенции, ратифицированные в странах Южного Кавказа

Наименование Государства и годы ратификации

Азербайджан Армения Грузия

Конвенция по защите растений, 1952 г. 2000 2006 —

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение,

1971 г.

2001 1993 1996

Конвенция по СИТЕС, 1973 г. 1998 2008 1996

Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, 1972 г. 1993 1993 —

Европейская конвенция по охране дикой флоры, фауны и природных сред

обитания, 1979 г.

1999 2006 —

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния,

1979 г.

2002 2001 1999

Конвенция по охране озонового слоя, 1985 г. 1996 1999 1996

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. — 1999 1996

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных

отходов и их удалением, 1989 г.

2001 1999 1999

Лондонская поправка к Монреальскому протоколу, 1990 г. — 2003 —

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном

контексте, 1991 г.

1999 1993 —

Конвенция по биоразнообразию, 1992 г. 2000 1993 —

Европейская ландшафтная конвенция, 1992 г. — 2000 —

Конвенция ООН по изменению климата, 1992 г. 1995 1993 1994

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и

международных озер, 1992 г.

2000 1993 —

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, 1992 г. 2004 1993 —

Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу, 1992 г. — 2003 2000

Конвенция по борьбе с опустыниванием, 1994 г. 1998 1997 1999

Киотский протокол, 1997 г. — 2002 1999

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе

принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г.

1999 2001 1998

Конвенция о предварительно согласованных действиях с определенными

опасными химическими веществами и пестицидами в международной торговле, 1998 г.

— 2003 2006

Протокол по воде и здоровью, 1999 г. — 1999 —

Карфагенский протокол по биобезопасности, 2000 г. — 2004 —

Стокгольмская конвенция по стойким органическим загрязнителям, 2001 г. 2003 2003 2006

Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей, 2003 г. — 2003 —

из важнейших транспортных узлов Кавказа и Черноморского бассейна), сельское хозяйство (на красноземах предгорно-холмистых ландшафтов выращивают субтропические культуры и чай, субальпийские и альпийские ландшафты — основная база летнего скотоводства) и рекреация (хорошо развита туристическая инфраструктура Черноморского побережья).

Выбор бассейна оз. Севан в качестве модельной территории для Армении обусловлен следующими принципами: актуальности (стратегическая важность озера, аккумулирующего до 80 % водных

ресурсов Республики и имеющего общее значение для Южного Кавказа), уникальности (высокие

уровни биоразнобразия и биоресурсов, рекреационные возможности международного значения),

социально-экономической напряженности (нерегулируемое увеличение рекреационной и демографической нагрузки, хаотичное развитие отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства) и

экологической ситуации (водно-экологические, геодинамические, биологические проблемы, загрязнение окружающей среды, ставящие под вопрос существование Севана как резервуара питьевой

воды).

Севан является четвертым по величине высокогорным озером в мире, его бассейн по своим потенциальным возможностям занимает важное место в экономике Республики. Здесь развиты машиностроение, горнодобывающая, строительная, легкая и пищевая промышленность, одним из перспективных направлений становится рекреация. Ведущая роль в экономике принадлежит сельскому

хозяйству, и возможности стратегического развития территории связаны в первую очередь с агропромышленным комплексом. Потеря плодородия черноземов, неудовлетворительное проведение мелиоративных мероприятий, несоблюдение агротехнических требований определяют необходимость совершенствования системы рационального управления территорией и охраны природных ресурсов.

138 Выбор Ширванского национального парка (ШНП) в качестве опытного модельного участка для Азербайджана связан с особой природной спецификой его территории, необходимостью сохранения

животного мира (в первую очередь джейранов, а также перелетных птиц и т. д.) и с наличием природных и антропогенных конфликтов, решение которых возможно с применением инструментов ландшафтного планирования.

 

ЛАНДШАФТНАЯ ПРОГРАММА АДЖАРИИ (ГРУЗИЯ)

Аджарская автономная республика расположена на Черноморском побережье в юго-восточной части Грузии. Ее площадь — 2,9 тыс. км2, численность населения — 377 тыс. чел., из которых треть проживает в столице — г. Батуми. Большую часть территории (77,1 %) занимают горы и предгорья; сильно расчлененный рельеф затрудняет использование земельных ресурсов. В 1970–2000 гг. наблюдалось резкое сокращение площади пахотных земель, обусловленное частичной земельной реформой, эрозионно-денудационными и оползневыми процессами. В последние годы наметилась тенденция к увеличению площадей пашни, многолетних насаждений и пастбищ за счет уменьшения лесных территорий, причем для равнинных районов характерно расширение пахотных земель, а для горных — сенокосов и пастбищ.

Исходя из интегральных целей развития и характера современного землепользования с учетом конфликтов природопользования, для территории Аджарии рекомендованы соответствующие типы действий и мероприятий, способствующих реализации целей развития.

1. Сохранение видов растений и биотопов (объединение соседних ООПТ и формирование экологических коридоров для создания условий объединения близко расположенных ООПТ Грузии и Турции; стремление к максимальному сохранению естественной и вторичной растительности и ландшафтов в ареалах прибрежных курортов; регулирование горного животноводства и лесоводства,

рекреационного и приусадебного хозяйства; развитие экологического и научного туризма, планирование новых туристических маршрутов).

2. Развитие рекреационного хозяйства и перцепционного потенциала (определение перспективных направлений хозяйствования и зонирование территории по отдельным видам использования; интеграция туристической инфраструктуры внутренней и приморской Аджарии; реабилитация пляжей и

дюнной полосы с повышением доступности населения к морской акватории и т. д.).

3. Сохранение водных ресурсов (регулирование и ограничение использования лесных ресурсов в районах высокого влагонакопления; планирование лесовосстановительных мероприятий в высокогорных и субальпийских ландшафтах; создание инфраструктуры водоочистных сооружений на реках и побережье).

4. Сохранение и развитие земельных ресурсов (регулирование распашки пахотных земель в зонах распространения красноземов; восстановление деградированных чайных плантаций; регулирование использования пастбищ, склонов южной экспозиции и площадей, занятых зерновыми культурами во внутренней Аджарии).

ЛАНДШАФТНЫЙ РАМОЧНЫЙ ПЛАН БАССЕЙНА ОЗЕРА СЕВАН (АРМЕНИЯ)

Бассейн оз. Севан, расположенный на востоке Армении, представляет собой огромную тектоническую впадину площадью 4891 км2. Его границы большей частью совпадают с границами административной области Гегаркуник1.

Состояние оз. Севан является важнейшей экологической и социально-экономической проблемой Армении. Многочисленные конфликты в области природопользования делятся на три группы: природные (деградация лесных ландшафтов восточного побережья озера, активные геодинамические процессы и процессы засоления, снижение водности рек, запыленность воздуха в левобережье из-за большого распространения сильно эродированных складчатых гор со скудной растительностью), антропогенные (планируемое поднятие уровня озера до отметки 1903 м, разрушение ценных биотопов, загрязнение вод и атмосферного воздуха под воздействием туризма и активизация эрозионных процессов в результате антропогенной и сельхозяйственной нагрузки, неустойчивое развитие рекреации и туризма в пределах Национального парка «Севан»), правовые (нарушение режима вылова рыбы и раков, охраны лесов; выпас скота в местах распространения эндемичных и краснокнижных видов; перегрузка пастбищ и сенокосов).

13. (см 11, 12) Концепция и опыт ландшафтного планирования в Германии как модель сложившейся системы.

Ландшафтное планирование в Германии имеет давние корни. Его развитие восходит к "Улучшению земель" и "Украшению земель" - представлениям начала XIX века. Другим его истоком является движение в защиту природы и Родины. Оно возникло в конце XIX века как реакция на индустриализацию страны и разрушение природы. В федеральном законе 1976 г. ландшафтное планирование было впервые закреплено юридически как планировочный инструмент защиты ландшафта, ухода за ландшафтом и его развития.

Таким образом, первоначально ландшафтное планирование утвердилось в Германии в качестве планировочной дисциплины. Сформированные же в последнее время его принципы и методы превратили ландшафтное планирование в важный и признанный инструмент охраны природы.

Вместе с тем резкие общественные и хозяйственные изменения последних лет вновь вызвали в Германии острую дискуссию о правильных путях обеспечения экологически устойчивого развития. В этой дискуссии главным был вопрос о том, какие планировочные инструменты могут обеспечить реализацию идей об устойчивом развитии, выдвинутых на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. в "Повестке на 21 век". Ниже мы подробнее рассмотрим, что представляет собой ландшафтное планирование и каков его вклад в осуществление концепции устойчивого развития.

Разработка форм планирования и принятие решений, оказывающих существен ное влияние на состояние природы и ландшафта, осуществляются в Германии на различных уровнях. Ландшафтное планирование вносит свой вклад в экологически ориентированное планирование как на уровне федеральных земель, так и регионов. Далее рассмотрим, какие задачи и решения других специальных форм планирования могут облегчить и ускорить процесс ландшафтного планирования. При этом следует иметь в виду, что достижение новых целей развития возможно только в том случае, если этому содействует множество людей, что в полной мере относится и к ландшафтному планированию. Оно должно выполняться при участии населения - на этапе разработки, особенно на этапе исполнения планировочных предложений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.