- И ни для кого не является дозволенным война с правителем мусульман или выход против него. И тот, кто делает это, является приверженцем нововведений и противоречит Сунне и пути (праведных предшественников).[40]
[40] Выход против правителей мусульман является религией хариджитов. Имам аш-Шахристани сказал: «Любой, кто выступил против законного правителя мусульман, вокруг которого собрались мусульмане, является хариджитом. И нет разницы в том, выступали ли они против праведных халифов или праведных людей после них, а так же против иных руководителей мусульман, в любое время». См. «аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 105. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847. Имам Аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кого Аллах оберег от пути хауариджей и их идеологий, и тот, кто терпит несправедливость правителей и их произвол, тот на прямом пути ин ша-Аллах. И тот, кто просит у Аллаха избавить его и всех мусульман от зла правителей, и просит Аллаха сделать правителя праведным, тот на прямом пути ин ша-Аллах. И тот, кто делает с ним хадж и джихад против врагов мусульман, и совершает с ними пятничные и праздничные молитвы, и если они приказывают что-то, то выполняет по мере своих возможностей, а если это ему не под силу, то оправдывается перед ними, тот на прямом пути ин ша-Аллах. И тот, кому правители, приказывая запретное, не подчиняется им (в запретном), а когда начинаются смуты, запирается дома, держит язык за зубами, не пускает в ход свои руки, и не участвует в смуте, тот на прямом пути ин ша-Аллах». аль-Аджурри в “Аш-Шариа”, 1/157. Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Выходить против правителей мусульман из-за совершаемых ими грехов неправильно. Несмотря на то, что человека совершившего такие большие грехи как прелюбодеяние или подобное этому, требуется убить, то восставать против правителя совершающего подобные же грехи нельзя. Так как смута, которая возникнет по причине выхода против правителя, намного превосходит смуту, которая возникает по причине грехов правителя». См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/61. Также шейхуль-Ислам говорил: “Группа, выступающая против правителя должна знать, что в их выходе может быть больше вреда, чем тот, который они хотят устранить!” См. “Минхаджу-Ссунна” 3/391. Шейх Ибн Баз сказал: «Нет проблем в том, чтобы выступить против правителя, ставшего неверным, если есть для этого возможность. Однако если нет возможности, то нельзя выходить против него, или же если этот выход повлечет больший вред, то недозволенно выходить, ради общего блага, и на это указывает шариатское правило: «Недозволенно избавляться от зла, которое повлечет еще большее зло!» Наоборот, обязательно избавляться от зла тем, что избавляет или облегчает его. А что касается удаление зла, которое повлечет еще большее зло, то это запрещено иджма'ом мусульман!» Он также сказал: «Если после этого последует большее зло, нарушение безопасности, притеснение людей или неправомерное убийство и тому подобные великие нечестия, то это недозволенно!» См. «аль-Фатауа Ибн Баз» 8/203. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если мы в состоянии свергнуть его, то мы выходим, а если же мы не в состоянии этого сделать - то нет, потому что все обязанности (уаджибат) шариата обуславливаются наличием возможности (къудра). Далее, если мы выступим, то это может повлечь еще больший вред, чем тот который был при этом правителе. И если мы выступим против него, а он окажется сильнее нас, то после этого мы окажемся в еще более униженном положении, а он станет еще больше упорствовать в своем неверии и тирании. Эти вопросы нуждаются в разуме, который будет руководствоваться шариатом. И в подобных вопросах мы должны отстраняться от своих чувств. Нам нужны чувства для того, чтобы они воодушевляли нас, но мы нуждаемся в разуме и шариате для того, чтобы мы не последовали за чувствами, которые ведут к погибели!” См. “Бабуль-мафтух” 3/126. Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на вопросы об основах «ахлю ас-Сунна» сказал: «Одной из основ, которая отличает приверженцев нововведений от ахлю ас-Сунна, - выход против правителя мусульман. Ахлю ас-Сунна говорят: “Мы должны подчиняться правителям, какие бы смертные грехи или нечестие они не совершали, до тех пор, пока они не совершат явного неверия /куфр бауах/”. Т.к. пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам выступать против правителя, кроме как при наличии соответствующих условий. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если только вы увидите явное неверие /куфр бауах/ (со стороны правителя), на которое у вас есть довод от Аллаха». аль-Бухари, 7056; Муслим, 1709. 1 условие: «Если только вы увидите…», т.е. своими глазами или узнаете об этом истинным знанием. 2 условие: Чтобы его грех являлся “неверием” /куфр/, а не нечестием /фискъ/. Если он прелюбодействует, ворует, убивает, все это не выводит его из Ислама, однако он является одним из нечестивцев, и запрещено кому-либо выходить против него. 3 условие: Чтобы его неверие /куфр/ был “явным” /куфр бауах/, т.е. не было в нем истолковывания /та‘уиль/. Если же в его действиях допускается истолковывание, то его нельзя обвинять в неверии и выходить против него. 4 условие: «На которое у вас есть довод от Аллаха», т.е. чтобы его куфр не был из тех видов, которые являются куфром на основе аналогии /къияс/ и т.п. Т.е. чтобы это был действительно куфр, и должен быть явный довод от Аллаха, т.е. из Корана или Сунны. Это четыре условия. Есть еще и пятое условие, извлекаемое их других текстов (Корана и Сунны). А это то, что у нас должна быть сила для того, чтобы свергнуть этого неверного правителя, который совершает явный куфр. Если же у нас не будет силы, то за войной против него последует больше зла, чем до того, как мы выступили против него. В такой ситуации (т.е. если у нас нет достаточной силы) мы должны исправлять наше положение другими путями по мере наших возможностей». См. “Ликъа аль-баб аль-мафтух”, 108. Также шейх Ибн ‘Усаймин указал мусульманам на то, как им вести себя, если они проживают в таком государстве, главой которого является неверный, сказав: «Если мусульманин живет в стране куфра, а в стране куфра нет имама, т.к. правитель - кафир не может быть имамом для мусульман, однако (мусульманин) обязан подчиняться законам (этого государства), за исключением того, что является грехом. Т.к. он (т.е. мусульманин, живущий в этом государстве) находится под управлением. Поэтому он обязан подчиняться законам страны, в которой он живет, даже если это страна куфра, за исключением тех законов, которые противоречат законам Ислама». Шарх “Аль-Арба‘ин ”, 6 кассета, сторона Б, 17 минута. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил об этом не по той причине, что он желал угодить неверным, как это полагают невежды, однако он говорил это для того, чтобы мусульмане не совершали таких поступков, которые привели бы к притеснению и унижению их самих и других невинных мусульман, как мы часто видим подобное в наши дни. Посланник Аллаха говорил: «Не следует верующему унижать себя!» Его спросили: “А как же он может унизить себя?!” Он ответил: «Взваливать на себя такие трудности, которые он не вынесет». ат-Тирмизи 2254, Ибн Маджах 4016. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 613.
- И сражение с ворами и хариджитами является дозволенным, если они нападут на человека, посягая на его жизнь или имущество. И он (т.е. тот, на кого напали) может сражаться за свою жизнь и свое имущество, защищая их всеми доступными ему способами. А если они (т.е. воры или хауариджи) его оставили, то не следует гнаться за ними и преследовать их. Это может делать только имам или правитель мусульман. Тот, на кого напали, имеет право защищать себя (только) в том месте, где произошло нападение. И он должен постараться никого не убить. А если все-таки напавший умрет от рук того, на кого он напал, и тот защищал свою жизнь и свое имущество в сражении, то пусть Аллах унизить этого убитого. Если же в такой ситуации будет убит защищающийся, то есть когда он сражается за себя и за свое имущество, то надеюсь, что он умер мучеником на пути Аллаха /шахид/. И как пришло в хадисах и во всех сообщениях об этом: поистине, приказано сражаться с ними, однако не приказано убивать их или преследовать их. И не следует добивать его (т.е. вора или хауариджа), если он упал или ранен, и если защищавшийся взял его в плен, то нельзя его убивать или самому подвергать установленному для него по шариату наказанию, однако дело его предоставляется на рассмотрение правителя, и он уже решает, как с ним поступить. - И мы не свидетельствуем ни для кого из мусульман, судя по его делам, в Раю он или в Аду.[41] Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Аллах проявит ему милость.
[41] Вероубеждение ахлю-Сунна уаль-джама’а состоит в том, что они не свидетельствуют ни о ком из умерших, что он из числа обитателей Рая или Ада, кроме тех, о ком поведали нам Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И в этом вопросе среди праведных предшественников (ас-саляфу-ссалих) не было разногласий. Свидетельствовать Раем можно только за пророков и сподвижников нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), которым еще при жизни был обещан Рай. И свидетельствовать Адом можно только за тех, о ком сообщили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха), что они в Огне, как фараон, Хаман, ‘Умар ибн аль-Хай, Абу Талиб, Абу Ляхаб, его жена и прочие, о которых сказано что они обитатели Ада. То, куда попадет человек после смерти, относится к сокровенным вещам, о которых дозволено говорить только при наличии откровения от Аллаха. А что касается того, кто говорит о сокровенных вещах, не опираясь на текст Корана или Сунны, тот совершает великий грех и возводит ложь на Аллаха, поскольку только Он ведает о сокровенном!
- И тот, кто встретит Аллаха с грехами, за которые для него становится обязательным Огонь, кающимся и не упорствующим в своих грехах, то поистине, Всевышний Аллах простит ему. Аллах принимает покаяние от Своих рабов и прощает грехи.[42]
[42] Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (аш-Шура 42: 25). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если предстанешь ты предо Мной с таким количеством грехов, что заполнят они собой всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи!”» ат-Тирмизи 3540, ад-Дарими 2/322, Абу Ну'айм 2/231. Хадис достоверный.
- И тот, кто встретит Его, будучи наказанным, за свой грех в этой жизни, то это является искуплением для него. Как это пришло в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).[43]
[43] Передается со слов ‘Убады ибн Самита, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и тот из вас, кто совершит что-либо из этого (т.е. грехов, за которые установлено наказание на этом свете, как например, прелюбодеяние, воровство и т.п.) и будет наказан на этом свете, то это будет для него искуплением. А кто совершит что-нибудь из этого, и Всевышний скроет его грех, то его дело будет представлено Аллаху, если Он захочет, то простит, а если захочет, то накажет» аль-Бухари 3892.
- А тот, кто встретит Его грешником и не покаявшимся в своих грехах, за которые полагается наказание, то дело его на усмотрении Аллаха, если пожелает, накажет его, а если пожелает, простит ему.[44]
[44] Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса 4: 116).
- Тот же, кто встретит Его неверным, то Он накажет его и не простит ему никогда.[45]
[45] Как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Ад, и у злотворящих не будет помощников» (Аль-Маида 5: 72)
- И забивание камнями для того, кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, является заслуженным, если он признался в этом или было доказано, что он это совершил. И побивал камнями (за прелюбодеяние) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и побивали камнями праведные халифы. - И тот, кто порочит кого-либо из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или ненавидит их за что-то и говорит об их недостатках, является приверженцем нововведений до тех пор, пока не станет просить для всех них милости Аллаха, и не будет в его сердце неприязни к ним.[46]
[46] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На том, кто поносит моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» См. “Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха”, 2340 со слов Ибну ‘Аббаса. Хадис достоверный. Из тех, кто в наше время известен тем, что поносит сподвижников, - шииты-рафидиты (официальная религия в Иране). Имам аш-Шафи’и о рафидитах говорил: “Я некогда не видел среди людей еретиков более лживых, чем шииты - рафидиты”. См. “Минхаджу-Ссунна” 1/39. Имам Абу ‘Убайд говорил: «Я жил и встречался с разными людьми, и даже с философами. Однако я никогда не видел народа грязнее, сквернее, слабее доводом и дурнее, чем рафидиты». См. “Аш-шарх уа аль-ибана” 163.
- И лицемерие /нифакъ/ является неверием /куфр/, а это – не веровать в Аллаха и поклоняться другому, и внешне выявлять Ислам, подобно лицемерам, которые были во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). И слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «И тот, в ком соберутся три (признака), является лицемером» служат устрашением и угрозой. Мы передаем их так, как это пришло, и не истолковываем их.[47]
[47] Всевышний Аллах сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Ан-Ниса 4: 145). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяют; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 57. В этих хадисах речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах, а не в сердце. Имам ат-Тирмизи говорил: “Обладающие знанием говорят, что в хадисе речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то о таком было известно только во времена пророка (на основании откровении от Аллаха)”. См. “Джами’уль-усуль” 11/569. Имам ан-Науауи сказал: “Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но совершает что-либо из этих качеств, то о нем не говорят, что он впал в неверие или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235. Лицемерие бывает двух видов: большое и малое. Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек проявляет веру, оставаясь неверным, и о таком виде лицемерия мог знать только пророк r, ибо о положении сердец знает только Аллах, который ниспосылал откровения лишь Своим пророкам. Малое лицемерие – это лицемерие, указанное в хадисе. Это лицемерие являющееся большим грехом, но не делающее человека неверным. Поэтому мусульманину, в ком проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он из-за слабой веры мог еще не полностью избавиться от этих скверных качеств.
- И таким же образом слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не становитесь после меня неверными и заблудшими, которые будут рубить друг другу головы», а также: «Поносить мусульманина является нечестием, а убивать его – неверием». А также: «Тот, кто скажет своему брату, что тот неверный, то один из них таковым и становится». И подобно этому: «Отказываться от родословной является неверием, даже если (родословная) не знатная». И подобные этим хадисам из того, что дошло до нас и является достоверным, мы принимаем, даже если не знаем толкования (этих хадисов), и не разглагольствуем в этих вопросах, и не спорим относительно них, и не даем толкования этим хадисам, кроме того толкования, которое пришло (от праведных предшественников), и не отвергаем их кроме как тем, что является более достоверным.[48]
[48] Этими хадисами имам Ахмад указывает на то, что слово «куфр» в текстах Корана и Сунны делится на два вида – большой и малый. Имам аль-Бухари назвал одну из глав в своем достоверном сборнике «Раздел “Малое неверие”» /«Баб “Куфр дуна куфр”»/. Шейх Абу Батын говорил: “Удивительно то, что если ты спросишь кого-либо из тех, кто занимается обвинением в неверии, о вопросах очищения или торговли и тому подобном, то он не сможет тебе ответить, ибо не обладает знанием об этом. Он станет искать слова ученых относительно этих вопросов и ответит именно так, как отвечали они. А что можно сказать о таком великом и опасном вопросе как такфир?!” См. “Минхадж ахль аль-хакъ” 77. Шейх Уалид ибн Сайф ан-Наср, да хранит его Аллах, сказал: «Так пусть же побоятся те, кто день и ночь занимается обвинением людей в неверии (такфир). Они не различают между большим и малым неверием. Также они не знают о том, что есть разница между самим действием (т.е. совершением куфра) и действующим лицом, думая, что они обладают какими-то знаниями. У них те же сомнения /шубухат/, что и у их предков-хауариджей, которые обвиняют мусульман за грехи в куфре. Ведь эти люди не брали знание у тех, кто обладает им. Они гонятся за миражом, считая его доводом, а в понимании ученых, это далеко не является доводом». См. “Сабиль аль-Джанна би шарх Усуль ас-Сунна”, 525.
- Рай и Ад уже созданы (Всевышним Аллахом). Как пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Я зашел в Рай и увидел дворец…», «…и увидел каусар». А также: «Мне был показан Ад, и я увидел, что большинство обитателей его – женщины…» и «Мне был показан Ад, и я увидел… (то-то и то-то)». И тот, кто заявляет, что Рай и Ад не созданы, тот не верит в Коран и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и я не считаю, что он верит в Рай и Ад. - А тот из мусульман, кто умер единобожником, то над ним совершается погребальная молитва /саляту аль-джаназа/, и просится для него прощение.[77] И нельзя отказываться просить за него прощение, и мы не оставляем молитву за него из-за тех грехов, которые он совершил, будь то малые грехи или большие.[49] И дело его на усмотрении Аллаха, Благословен Он и Велик.
[49] Совершение погребальной молитвы /джаназа/ над умершим мусульманином является обязательным/фард аль-кифайя/, даже если он был грешником. И если никто не совершит эту молитву над ним, то на всех мусульман, кто был способен это сделать, но не сделал, ляжет грех. Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом». Абу Дауд, 2693; Ибн Маджах, 2/950; ан-Насаи, 4/64. Хадис достоверный. Имам ан-Науауи сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Встаньте и совершите молитву над вашим другом», - указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фард аль-кифайя по единогласному решению всех учёных /иджма'/”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.
Хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословения пророку Мухаммаду и его семье!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление