Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы с положительной обратной связью как универсальный механизм глобальных катастроф 4 страница




Мы можем пытаться учесть эти два фактора как некие коэффициенты от их максимального значения. Если предположить в качестве максимальной степени мотивации усилия страны в войне, а в качестве меры реальной мотивации – долю финансирования лиц и организаций в США, занимающихся предотвращением глобальных рисков в целом (порядка 10 млн. долларов в год в лучшем случае в 2007 г.[122]; при этом мы не рассматриваем узкоспециализированные программы, которые лучше финансируются, так как они не предполагают целостной защиты, учитывающей весь комплекс взаимосвязей в связи с глобальными рисками, например, антиастероидную программу), – то разница составит около 100 000 (предполагая, что США могли бы расходовать на войну около 1 триллиона долларов). При этом, однако, ситуация значительно улучшается: если в 2000 году не было ни одного человека, занимающегося исследованием и предотвращением глобальных рисков на постоянно оплачиваемой основе, то теперь такие должности есть в США и Великобритании. Всё же, несмотря на то, что ситуация улучшается, она выглядит чудовищно запущенной.

Осведомлённость следовало бы измерять как долю полной осведомлённости, какая могла бы быть только у некоей идеальной цивилизации. Под осведомлённостью я имею в виду наличие общепризнанного, строго доказанного и широко известного описания проблемы глобальных рисков. Поэтому, даже если бы эта книга содержала такое описание, всё равно она не обеспечивала бы полной осведомлённости, поскольку очевидно, что подавляющее большинство людей не читали её, а большинство тех, кто читали, имеют те или иные возражения. Итак, если мы скажем, что наша осведомлённость составляет тысячную долю от максимально возможной осведомлённости, это будет очень оптимистическая оценка. При этом я имею в виду максимально достижимую рациональную осведомлённость, а не абсолютную осведомлённость мага, который предвидит будущее.

Даже максимальная мотивация и абсолютная осведомлённость не дают абсолютных шансов выживания, поскольку возможны катастрофы, связанные с необоримыми природными силами или непредсказуемыми процессами в духе теории хаоса. Осведомлённость и мотивация не позволят людям жить вечно. Общую живучесть цивилизации можно было бы оценить как произведение осведомлённости на мотивацию, но в случае земной цивилизации мы бы получили досадную одну миллиардную от максимально возможной. Остается надеяться, что при появлении на горизонте неких чрезвычайных обстоятельств, мотивация может быстро возрасти.

Итак, мы должны рассматривать любые события, влияющие на мотивацию и на знание о глобальных рисках, как на факторы глобальных рисков второго рода.

Факторы, повышающие мотивацию:

1) Крупные катастрофы любого рода.

2) Публикации, влияющие на общественное мнение.

Факторы, ослабляющие мотивацию:

1) Долгие периоды покоя и благоденствия.

2) Публикации, успокаивающие людей.

3) Ошибочные несбывшиеся прогнозы.

Факторы, повышающие осведомлённость:

1) Количество людей, участвующих в дискуссии на данную тему, и их профессиональные качества.

2) Длительность истории дискуссии и информационная прозрачность.

3) Разработанность методологии.

4) Мотивация в развитии осведомлённости.

Факторы, снижающие осведомлённость:

1) Гибель учёных или разрыв традиции в случае некой катастрофы средней тяжести.

2) Распространение заблуждений и/или идеологический раскол.

Из сказанного можно сделать вывод, что наша неосведомлённость и немотивированность в предотвращении глобальных катастроф может быть гораздо более серьёзным фактором, чем риски, создаваемые любым физическим источником риска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.