КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сельского хозяйства
Предмет, задачи и методы исследования в экономике
Изучение курса любой науки невозможно без определения основных методологических подходов. Наиболее существенное значение при этом имеют предмет и метод любой науки. Но прежде чем перейти к характеристике данных основополагающих факторов образовательного процесса (применительно к экономике сельского хозяйства), следует определить место и роль данной науки в общей системе наук. Общепринятое определение науки формулируется следующим образом:
наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Система наук делится на:
- естественные науки; - общественные науки; - технические науки.
В свою очередь, составной частью общественных наук является группа, называемая «экономические науки». К их числу, в частности, относятся:
- политэкономия; - история народного хозяйства; - история экономической мысли; - планирование народного хозяйства (в настоящее время импульс к развитию данной науки существенно ослабел по сравнению с периодом плановой экономики); - управление производством (в последнее время используется и другое название — «производственный менеджмент»; причем разница не только в названиях, но и в методологических подходах к изучению); - экономическая статистика; - финансы и кредит; - экономика труда; - экономика отраслей народного хозяйства.
Таким образом, экономика отраслей АПК является экономической наукой, относимой к группе общественных наук. Одним из существенных факторов, определяющих как предмет, так и метод любой общественной науки (в отличие от естественных и технических), является господствующая в данном государстве идеология и, как следствие, проводимая этим государством внутренняя и внешняя политика. В настоящее время Россия находится в переходном периоде, длительность и окончание которого предсказать практически невозможно. Этот период характеризуется не только одновременным существованием различных форм собственности, взаимодействия производительных сил и производственных отношений, но и отсутствием четко сформулированных идеологических установок. Это обусловливает наличие в народном хозяйстве вообще и в сельском хозяйстве в частности наличие элементов плановой и рыночной экономики. Плановая экономика проявляется в виде весьма существенного государственного регулирования хозяйственных процессов, происходящих в сельском хозяйстве, рыночная - связана с изменением форм собственности и смещением приоритетов осуществления производственной и торговой деятельности с количественных показателей в сторону максимизации прибыли. Следовательно, понятие «предмет экономики сельского хозяйства» можно сформулировать в двух плоскостях: общее определение: предметом экономики отраслей АПК является исследование проявления общих экономических законов, изучение производительных сил и производственных отношений, их взаимодействия и взаимообусловленности в агропромышленном секторе народного хозяйства с целью выявления тенденций развития и повышения эффективности всех отраслей сельского хозяйства; предметом экономики отраслей АПК в части отношений, характерных для плановой экономики, кроме того, является изучение организации и планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий нерыночных форм собственности, а также установление некоторых плановых показателей, обеспечивающих взаимодействие хозяйствующих субъектов различных сфер АПК. Чаще всего эти показатели устанавливаются не прямо, а опосредованно - через установление нормативов бюджетных субсидий и трансфертов; предметом экономики отраслей АПК в части отношений, характерных для рыночной экономики, является изучение организации и планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий, образованных на основе частной собственности, а также выявление факторов, обусловливающих оптимальное соотношение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию.
Исходя из этого можно сформулировать и задачи курса.
Общие задачи:
- изучение основных экономических методов с целью обеспечения обоснованности экономических расчетов; - изучение методов оценки эффективности мероприятий, направленных на рационализацию технологии и организации сельскохозяйственного производства; - формирование, систематизация и подготовка экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений; - оптимизация использования ресурсов.
Задачи в области плановой экономики:
- изучение основных методов планирования производства; - изучение принципов формирования себестоимости и цены (по затратному методу); - оптимизация использования основных фондов и нормируемых оборотных средств; - определение наиболее эффективной системы снабжения и сбыта; выявление неиспользуемых внутренних резервов; - обоснование необходимости и объемов развития социальной сферы.
Задачи в области рыночной экономики:
- изучение функций спроса на сельскохозяйственную продукцию и предложения сельскохозяйственной продукции в условиях рынка; - изучение принципов формирования рыночной цены; - изучение основных принципов рыночного маркетинга и рыночного менеджмента; - изучение долгосрочных и краткосрочных тенденций спроса и предложения в области реализации сельскохозяйственной продукции.
Метод научного исследования — способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Основным методом науки «Экономика отраслей АПК» по-прежнему является диалектический метод. Использование данного метода исследования предполагает, что все события в производственной и антропогенной деятельности рассматриваются в развитии и в неразрывной связи между причинами этих событий и их следствиями. Нетрудно убедиться, что такой метод не противоречит ни принципам плановой, ни принципам рыночной экономики. Хотя следует заметить, что рыночная экономика более широко рассматривает случайные события, а оценка вероятности их возникновения и влияния на экономическое и финансовое состояние организации является основой теории рисков. Кроме основного общего метода при изучении любой науки используются и специальные методы. При изучении экономики сельского хозяйства широко применяются следующие специальные методы:
- экономико-математические - экономико-математическое моделирование, создание и изучение одномерных и многомерных совокупностей и т.д; - экономико-статистические - наиболее распространенными методами изучения являются статистическая выборка, экономическая группировка, расчет статистических показателей (средних величин, вариации, дисперсии и т.д.), корреляционный и регрессивный анализ, и т.п.; - анализ и синтез - обобщение данных о состоянии отдельных сторон деятельности сельскохозяйственных организаций, выявление общих закономерностей и выработка, на основе этого, рекомендаций по повышению эффективности производственной и торговой деятельности; - экономический анализ - сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления положительных тенденций; - экспериментальные - выработка экономических и управленческих решений на основе экспериментальных данных - то есть данных, полученных в искусственно заданных (а не естественных условиях); - абстрактно-логические - методы, которые связаны с созданием абстрактных моделей, для которых характерны наиболее существенные признаки изучаемого явления или объекта (а не все факторы, определяющие поведение объекта или явления в конкретной ситуации); - и др.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |