Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеологическая и этическая проблематика в философии И. Канта




Основные особенности и представители немецкой классической философии.

Учение об идолах и индуктивный метод Ф. Бэкона.

Метод Бэкона — индуктивный метод познания, представленный Ф. Бэконом в сочинении «Новый Органон» (1620).

Недовольный состоянием наук своего времени, Бэкон предпринял попытку обновить способ исследования природы, который бы не только сделал более надежными имеющиеся науки и искусства, но сверх того дал возможность открывать новые, еще неизвестные человечеству.

«Новый Органон» стал второй частью обширного труда «Великое восстановление наук», которое, по задумке Бэкона, должно состоять из шести частей. Однако, автор закончил лишь две первые части.

Многие исследователи отмечали смутность и незавершенность в изложении Бэкона своей индукции. Распространено заблуждение, что индукция «Нового Органона» есть просто путь познания от конкретного опыта к общезначимым основоположениям. Такая индукция широко использовалась в науке и до него, и Бэкон неоднократно отмечал ошибочность общепринятого опытного познания[1]:

 

Два пути могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них.

Бэкон выделил четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра — искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами».

 

Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии.

 

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

 

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

 

учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

 

немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

 

рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

 

Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант. Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом.

 

Фихте назвал свою философию наукоучением и хотел строгого вывода всех положений из основных. Фихте встает на позиции субъективного идеализма. Только такой идеализм, по Фихте, способен найти непосредственное абсолютно достоверное знание, не нуждающееся в подтверждении опытом, а содержащееся в самом субъекте, заключающее в себе само содержание познания вместе с его результатом. Фихте называл материализм «догматизмом», который за признание независимости субъекта не способен найти абсолютно чистое достоверное знание без обращения к внешнему опыту.

 

Шеллинг

Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерасторжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют - не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют - вечен. Он возможность всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на философию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом. Шеллигианство было распространено в России.

 

Гегель обобщил многие рациональные идеи немецкой классической философии в области диалектики и разработал свой диалектический метод, хотя и на идеалистической основе. Гегель выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и агностицизма Канта, заявив, что мир познаваем и не познаваемых «вещей в себе» не существует.

 

Фейербах –

выдающийся немецкий философ и единственный представитель материализма в немецкой классической философии. Фейербах выступил с критикой идеализма и религии, разработал материалистическое учение о природе познания и человеке. Он подверг критике Гегеля за отрыв мышления от человека и превращение его в безличный разум. Идеализм, по Фейербаху - это рационализированная религия. Философия должна расторгнуть союз с религией и заключить с естествознанием. Самым универсальным предметом философии является человек. Философия должна стать учением о человеке, антропологией.

 

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м. б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным) Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

 

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические убеждения.

Чувственное познание.

По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2. причинности и 3. взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т. е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума. Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.

 

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.” З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м. б. моральным только если он соверш из

уважения к нравст з-ну. К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия.

23. Специфика неклассической философии XIX – н. XX вв.

Иррационализм — обозначение неклассических, идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения. Неклассическую философию с ее понижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Если в самом общем смысле иррационалистические традиции прослеживаются на протяжении всей истории философии, то в более узком смысле термин «иррационализм» относят к тем течениям философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристическая концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической философии, в частности панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями иррационализма в середине XIX в. были Ф. Ницше, родоначальник философии жизни, и Э. Гартман с его «философией бессознательного». Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце XIX – XX вв. Особенно они проявляются в таких учениях, как философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной западной философии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма и др.). Другое название философского иррационализма — «Философия жизни» — комплекс философских течений XIX – начала XX вв., в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подобная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, т. е. отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь. С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни: биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.); исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).

 

 

Отличия от классической философии: 1. классическая философия рассматривает традиционную проблематику с универсалистских позиций, исходя из одного (нескольких) оснований. Новые проблемы и нет стремления создать систему. 2. Прикладное значение философских учений почти не имели, а современная – практическая приложинноть. 3. На изучение объектов, объектнов мира, человек как объект, а современная – на человека как субъекта, общество \ творчество тоже субъект. 4. Объективность, а современность – отказ от субъективности. 5. Характерен рационализм, культ разума, а современная – обращает внимание на то, что человек не столь рациональное существо, главное – не разум. Революции: оптимизм начинает теряться, общество развивалось непрогрессивно, поступки определяет не разум, научная революция, зависимость от науки. Классическая философия исчерпала себя, её вершиной стала концепция Гегеля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.