Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хартия экологических прав и обязанностей человека 19 страница




10. Устойчивый транспорт.

-Создание норм проектирования, поощряющих пешеходное движение и велотранспорт, общественный электротранспорт и транспорт «в трубе». Поощрение общественного транспорта, не загрязняющего среду или выбрасывающего малые загрязнения, преимущественно электротранспорта (в подземной трубе - типа метро).

-Разделение уровней автомобильных и пешеходных потоков с целью исключения их пересечения, сокращения несчастных случаев, локальной очистки выбросов.

-Поощрение пешеходного движения (устройство специальной сети дорожек, не пересекающихся с транспортными путями, с озеленением).

-Поощрение велотранспорта, устройство сети удобных велодорожек и пешеходных дорог, стоянок.

-Размещение стоянок личного транспорта на границах кварталов, без проезда внутри кварталов; устройство движущихся тротуаров на особо нагруженных участках.

11. Устойчивая система отходов

-Создание норм проектирования системы минимизации, дифференцированного сбора, утилизации и экологичного хранения отходов города. Создание системы минимизации, сбора и утилизации всех твердых бытовых отходов и их полного рециклинга.

-Разработка и осуществление проектов экологичных и архитектурно выразительных городских свалок, закрываемых почвенным слоем и озеленением после заполнения.

-Проектирование жилых и др. зданий с учетом системы разделения отходов при сборе на горючие, утилизируемые (бумага, стекло, металл, пластмассы и др.) и бросовые (только последние идут на свалку).

-Разработка устройств для компостирования органических отходов и их использования для получения биогумуса - удобрения для садов и парка в квартале (районе).

12. Очистка воздуха, почвы, воды; восстановление их свойств

-Создание норм проектирования зданий и сооружений с учетом очистки и восстановления природных свойств воздуха, воды и почвы.

-Разработка системы очистки (восстановления свойств) воздуха в городе с помощью комплекса мероприятий, в том числе архитектурно – строительных.

-Разработка системы очистки (восстановления свойств) воды в городе с помощью системы мероприятий, том числе архитектурно- строительных.

-Разработка системы очистки (восстановления свойств) почвенно-растительного слоя в городе с помощью системы мероприятий, том числе архитектурно- строительных.

13. Увеличение роли естественных технологий, возведение перспективных зданий

- Создание норм проектирования, позволяющих использовать естественные технологии в ряде функций: в вентиляции, в очистке воздуха и воды, и др.

-Проектирование системы обычных и перспективных экологичных зданий и сооружений и экологичных технологий, входящих в систему экологического воспитанияПроектирование отдельных полностью экологичных объектов внутри кварталов, входящих в систему экологического образования и воспитания.

-Выделение участков на территории города и эко - кварталов для возведения новых типов перспективных экологичных зданий: например, полностью энергетически автономный дом, энергоактивные здания, здания с пристроенными вертикальными теплицами с южной стороны, здания с полной утилизацией внутреннего тепла, надземно - подземные жилые дома (вся поверхность почвы не занята застройкой, кроме опор), активно - биопозитивные здания с очисткой воздуха и воды через все поверхности, контактирующие с воздухом и грунтовой водой,

-"Умные" здания с автоматическим слежением за состоянием здоровья жильцов и поддержанием нормального их состояния.

-Здания с естественными и не требующими энергозатрат технологиями (например, технологией вентиляции), и др. Здания с полностью замкнутыми и независимыми от городских сетей циклами жизнедеятельности.

14. Создание устойчивого, красивого и любимого всеми жителями города

-Создание целостного и гармоничного, экологичного и красивого города и его районов, воспитывающих своих жителей экологичной и красивой архитектурной средой.

Порядок выполнения положений по обеспечению устойчивого развития здорового города. Как следует из предыдущего материала, в настоящее время известно достаточно много способов устойчивого проектирования зданий и сооружений с биопозитивными свойствами - начиная с материалов и кончая сбором и утилизацией отходов. Поэтому нами предлагается подвергать проектируемые и реконструируемые микрорайоны, здания и инженерные сооружения следующему «устойчивому» анализу:

-способствуют ли архитектурно-планировочные и градостроительные решения поддержанию общения жителей, созданию образа красивого и миролюбивого района, города, выработке новых этических норм, дружбе, солидарности жителей?

-способствуют ли архитектурно-планировочные, ландшафтно-архитектурные и урбоэкологические решения экологическому воспитанию и образованию жителей?

-удовлетворены ли требования миниатюризации объекта, его соответствия размерам природных форм, визиоэкологии?

-в полной ли мере используются экологичные строительные материалы, можно ли полностью избежать использования пластмасс? Есть ли возможность использовать безвредные отходы для изготовления отдельных экологичных элементов зданий?

-все ли сделано для максимального освобождения почвенно-растительного слоя от застройки? Соблюдается ли требование проницаемости твердых покрытий грунта?

-в полной ли мере используется подземное пространство для размещения допустимых в нем объектов и частей зданий, сооружений?

-все ли возможные вертикальные и горизонтальные поверхности озеленены, можно ли устроить почвенный слой на поверхностях, достаточно ли учтены положения пермакультуры и фитомелиорации?

-есть ли возможность устроить укрытия для мелких птиц и животных?

-какие способы экономии энергии и утилизации внутреннего тепла использованы, и что еще можно сделать?

-какую возобновимую энергию можно использовать в районе строительства, и какие устройства для ее утилизации и накопления (аккумулирования) можно объединить с конструкциями здания, сооружения?

-в полной ли мере использованы возможности применения естественных технологий вместо энергозатратных искусственных?

-каковы в данном объекте реальные пределы полифункциональности зданий и сооружений, возможности снижения опасности катастрофических воздействий?

-все ли возможные способы архитектурно-строительной бионики использованы в проекте, учтены ли принципы природоподобия?

-можно ли придать «умные» свойства зданию, сооружению или его частям?

-все ли сделано для наиболее полного достижения автономности объекта (независимости или малой зависимости от внешних сетей водопровода, канализации, отопления, электроснабжения, газа)?

Таким образом, устойчивое проектирование и строительство – это исключительно актуальные направления прогрессивного развития, поэтому необходимо сосредоточить усилия научных работников и проектировщиков на разработке теоретических основ и детальных устойчивых решений здоровых городов, районов, зданий и инженерных сооружений.

В условиях резкого роста темпов техногенной эволюции, вытеснения природы, роста искусственности жизни и среды неизмеримо возрастает ценность естественной природы. Естественная природа, естественные ресурсы, естественная эволюция – это необходимые и безусловные аспекты сохранения жизни на Земле. Человек должен иметь экологическое право на жизнь в гармонии с естественной средой. Вместе с тем он должен иметь экологические обязанности для сохранения природы Земли и естественной эволюции.

Природа Земли – это сложноорганизованная система, единое целое, все ее части взаимосвязаны и равноценны. Человек – это часть природы, он существует и развивается в природной среде. Красота и целесообразность природы - это неиссякаемый источник радости, счастья, здоровья и красоты, формирования и подъема творческих сил человека. Все формы жизни имеют право на существование, независимо от их полезности для человека. Нельзя искусственно сокращать богатство и разнообразие форм жизни путем роста техноразнообразия и вытеснения природы. «Сложноорганизованным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути» (И. Пригожин). Приемлемы только «мягкие» формы взаимодействия с природой. «Жесткие», техногенные способы должны быть исключены. При жестком вмешательстве в сложную систему природы ее поведение может быть непредсказуемо и опасно для человека.

Все люди должны стремиться к сохранению природы Земли. Экологическая этика (эколого-этические нормы) должна распространяться на взаимодействие с миром природы и на общение между людьми. Утилитарный взгляд на природу (природа - объект исследований, потребления, генофонд, источник удовольствий и др.) неэкологичен и неэтичен. Человек – часть природы, у него одна судьба с природой. Что хорошо природе – то хорошо и человеку. Нужно заботиться не только о своей семье и о своем доме, но и о природе и жизни города, о самом процессе жизни на земле. Человек должен осознать свою ответственность за жизнь на земле. Нужно противодействовать искусственному, техногенному загрязнению и разрушению ландшафтов и их компонентов - воздуха и воды, почвы, флоры и фауны. Человечество должно научиться экологично реставрировать нарушенные ландшафты. Деятельность человека экологична и этична, если она не наносит вреда природе, не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

Большая часть людей живет в городах, поэтому здоровые, красивые, любимые жителями города, находящиеся в равновесии с природой, – это цель экологически этичной деятельности человечества. Активное участие жителей в создании здорового города связано с любовью к городу. Формированию экологической этики жителей способствует образ чистого и красивого, любимого жителями города. В этом процессе велика роль красивой архитектурной и ландшафтной среды города. Любовь к городу неотделима от участия каждого его жителя в поддержании статуса гармоничного и красивого города. Любовь к городу может проявляться только на фоне дружбы и солидарности жителей, поддержания их общения в процессе выработки новых этико-экологических норм и экологической этики (что требует нового подхода к архитектурно-строительным и градостроительным решениям).

Принципиально новыми условиями создания красивого и здорового города являются урбоэкологические и архитектурно-строительные мероприятия, обеспечивающие формирование новой экологической этики и экологическое воспитание жителей:

Все, что экологично - все, в конечном счете, экономично и пригодно для человека, города, планеты. Экологически этична деятельность человека, создающего экологически чистые «мягкие» и «умные» технологии во всех областях индустрии, транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Экологически этична деятельность человека, направленная на использование возобновляемых ресурсов, энергии. Экологически этична деятельность людей, создающих красивые и экологичные города, экологично реставрирующие старые города и здания. Экологически этична деятельность людей по предотвращению войн, по исключению из жизни Земли экологически необоснованных вооружений, по мирному решению конфликтов и их переводу в другие области деятельности.

Необходимо привести потребности жителей в соответствие с правилами экологической этики. Не выбрасывать отходы в природу, помнить, что они возвращаются в виде загрязнений и болезней. Нужно использовать очень простые приемы помощи природе (вплоть до постоянной экономии энергии и воды, снижения мощности домашних электроприборов, пользования душем вместо ванной, укрепления здоровья и сокращения потерь от болезней и др.). Каждый человек обязан вырастить несколько деревьев. Человек должен отказаться от ежедневного пользования автомобилем, не применять этилированный бензин, не мыть автомобиль в естественных водоемах, не сливать отработанное масло и не выбрасывать ветошь в природную среду. В личном хозяйстве нужно отказаться от химических удобрений при выращивании культур, использовать органическое сельское хозяйство, экологически чистые источники энергии, экотехнологии, альтернативную медицину и др., не сжигать опавшие листья.

Экологизация мышления людей, достигаемая системой экологического образования и воспитания, необходима для разумного использования экологической этики в их деятельности. В основе использования экологической этики должна лежать идея глобальной и локальной экологизации, создания здорового и любимого жителями места расселения, достижения экологического равновесия между городом и природой. Люди должны обеспечить устойчивое существование в городе и вокруг него экологически обоснованных территорий естественной («дикой») природы, соединенных зелеными коридорами и территориями. Архитектурно- ландшафтная среда города должна обеспечивать постоянные контакты жителей с разнообразной природной флорой и фауной, формирование экологичных понятий у жителей города средствами ландшафтной архитектуры, созданием территорий естественной природы.

Природа отступает под техногенными воздействиями, и для ее восстановления имеется только один способ: нужно возвратить значительную часть освоенных территорий в естественное состояние. Возврат земель невозможен при наблюдающемся росте урбанизированных территорий и возрастании численности человечества. Нам представляется возможной замена этого возврата экологизацией всей деятельности, экологизацией урбанизированных территорий, созданием и применением «мягких» технологий, что позволит создать принципиально новые биопозитивные объекты, родственные природе, не отторгаемые природой и включаемые в естественные экосистемы. Природа будет воспринимать биопозитивные объекты (города, технику, страны) как естественные природные объекты, что постепенно приведет к достижению устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия и исключению отступления природы под антропогенным давлением человека. Это принципиальное положение делает исключительно актуальной задачу глобальной экологизации: она связана с сохранением всей природной среды и, следовательно, жизни на Земле. Это будет самым крупным достижением человечества за его историю.

1. Экологические права человека.
- Право на здоровую, красивую, разнообразную естественную природу Земли; право на естественные ресурсы.
- Право на здоровую, красивую и безопасную окружающую среду города.
- Право на естественные, чистые и биоразнообразные компоненты ландшафта – воду, воздух, почву, флору, фауну.
- Право на естественное рождение, естественную семью, естественное и экологически этичное воспитание и образование.
- Право на мирную жизнь.
- Право на экологичный, красивый и здоровый район, дом, квартиру.
- Право на экологически обоснованное качество и размер жилья.
- Право на чистую пищу, на экологичное лечение.
- Право на экологичный и этичный труд на благо Земли.
- Право на занятия искусством и спортом.
- Право на полное развитие своих способностей в соответствии с естественной целью жизни.
- Право на отдых среди чистой и красивой природы.
- Право на доступ к экологической информации.
- Право на участие в принятии решений по созданию здоровых городов и здоровой планеты.
2. Экологические обязанности.
- Здоровая личная жизнь в гармонии с собой, с обществом и природой.
- Сохранение экологически обоснованной части природы Земли в естественном состоянии.
- Сохранение природы страны, города.
- Экологическое восстановление ранее загрязненных и разрушенных ландшафтов и всех компонентов.
- Поддержание биологического разнообразия.
- Поддержание экологического равновесия.
- Экологизация широкого круга потребностей (биологических, экономических, трудовых, этнических).
- Экологизация потребления ресурсов.
- Сохранение невозобновимых ресурсов для последующих поколений.
- Экологизация всех направлений деятельности, использование только «мягких» технологий (индустрия, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, строительство и пр.); стремление к исключению энтропийных технологий.
- Незагрязнение природной среды.
- Активное участие в создании красивых и здоровых городов.
- Активное участие в создании красивого, озелененного, здорового дома.
- Решение всех конфликтов путем переговоров, без войн. Перенос конфликтов в другие области (спорт и др.)
- Недопущение жесткого вмешательства в природу.
- Исключение всех негативных аспектов искусственности жизни и среды.

 

Выводы

Программа устойчивого развития города – это комплексный документ, базирующийся на идее достижения устойчивого развития, с подчинением этой идее всех направлений жизни и деятельности человека, с безусловным ростом качества городской среды и жизни в городе.

Выполнение программы устойчивого развития зависит в первую очередь от способности и возможности объединения действий всех жителей города в достижении состояния устойчивого развития, в создании красивого и любимого его жителями устойчивого города, предоставляющего его жителям широкие возможности по удовлетворению нужд и по развитию, по самореализации. Этому может способствовать принятие Хартии экологических прав и обязанностей жителя города.

Важнейшими направлениями деятельности по достижению устойчивого развития являются экологичная реставрация городских ландшафтов и их компонентов, экологизация деятельности человека в городе, экологизация потребностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.