Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чинопоследование Таинства Священства




Скажу теперь кратко о том, как совершается само Рукоположение, причем ограничусь описанием диаконской и священнической Хиротонии, не касаясь при этом обширного чина поставления епископа (чина, состоящего из трех частей – наречения, исповедания и собственно Хиротонии).

Готовящийся к рукоположению во диаконы – «ставленник» – с момента Великого входа находится на солее перед иконой Спасителя. Затем, после диаконских возгласов «Повели», «Повелите», «Повели, Преосвященнейший Владыко» его вводят в алтарь: к Царским вратам его подводят иподиаконы, а в алтарь вводят диаконы. Здесь он кланяется сидящему возле престола архиерею, после чего ставленника трижды (в честь Пресвятой Троицы) обводят вокруг «святой трапезы» с пением известных нам по Таинству Брака тропарей «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» и «Исаие, ликуй…». Ставленник обходит престол в знак того, что он готов посвятить служению Богу всю свою жизнь. При каждом обхождении вокруг престола ставленник целует его с четырех сторон, а также лобызает руку и колено (палицу) архиерея. Подобным целованием он выражает покорность и почтение владыке, через которого на него скоро снизойдет благодать Духа Святого.

Вернемся ненадолго к пению тропарей – тех самых, что звучат и при совершении Венчания. Здесь, при принятии благодати священства, рукополагаемый как бы вступает в мистический Брак с Церковью, венчается с нею. Близко к этому по своему духовному смыслу и обязательное в русской богослужебной традиции для ставленника снятие с его пальца обручального кольца, которое кладется на престол. Отныне его семья – Церковь, с которой он обручился до конца своих дней.

После обхождения престола ставленник опускается у его правого угла на одно колено. Если человека рукополагают во священники, то он уже должен будет опуститься на оба колена. Рукополагаемый же в диаконы опускается лишь на одно колено потому, что он получает не полную возможность священнослужения, а лишь его часть, не будучи способен совершать церковные службы самостоятельно, без участия в них пресвитера.

Епископ возлагает на главу ставленника омофор, трижды благословляет рукополагаемого, а затем кладет ему руку на голову. Далее читается молитва рукоположения: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (то есть избирает. – П. М.) (такого-то) благоговейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». То есть здесь содержится мысль о том, что на этого человека, такого же грешного, слабого и немощного, как и все другие люди, сейчас снизойдет благодать Святого Духа, способная восполнить все его недостатки и несовершенства и соделать его подлинным священнослужителем Божиим, диаконом. При этом в молитве подчеркивается, что христианина рукополагает в священный сан Сам Господь.

Затем архиерей читает две тайные молитвы, во время которых стоящие в храме слышат «мирную» ектению. Далее на плечо новопоставленного диакона возлагается орарь (знак права служить у престола, образ ангельского крыла), он облачается в поручи (знамение силы Божией, руки Христовой, действующей через посредство рук священнослужителя), и ему вручается рипида (образ херувимов, осенявших ветхозаветный ковчег). При этом хор – от лица молящихся – всякий раз поет «аксиос, аксиос, аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин».

Взяв рипиду, диакон целует руку и плечо архиерея – в знак благодарности за дарованную ему через посредство епископа благодать священства, а затем становится у левой стороны престола, повевая рипидой над дискосом со Святыми Дарами до литургийного возгласа «Святая святым».

По традиции именно новорукоположенный диакон произносит ектению после причащения «Прости, приимше…».

Священническая Хиротония очень похожа на диаконскую. Важнейшие отличия здесь лишь таковы: совершается она после Великого входа; ставленник принимается при вхождении в алтарь не диаконами, а пресвитерами – как вступающий в их достоинство; при рукоположении он опускается не на одно, а на оба колена; новорукоположенный облачается в епитрахиль, пояс и фелонь, ему вручается Служебник. Кроме того, в руки только что рукоположенному священнику после преложения Святых Даров подается (на какое-то время, до момента Причащения) лежащая на дискосе часть Агнца со словами «Приими Залог сей…». При этом вручающий ему Тело Христово епископ говорит о том, что священнику надлежит сохранить этот залог до конца своих дней, и что он будет вопрошен о нем Христом на Страшном Суде. Тем самым архиерей свидетельствует о том, что на священника при рукоположении возлагается особая, предельно серьезная ответственность перед Богом за Церковь и за совершаемое пресвитером важнейшее из ее Таинств – Евхаристию.

 

Вопросы экзаменационных билетов.

1.Крещение

1.1 Духовный смысл Таинства Крещения.1.2. Проблема Крещения младенцев.

1.3. История и чинопоследование оглашения и Таинства Крещения

2. Миропомазание

 

3. Покаяние

 

4. ЕВХАРИСТИЯ

4.1. Место тропаря третьего часа, история и причины его появления в составе Евхаристического канона.

4.2. Лобзание мира: совершение его в древности и наше время.

4.3. Место и значение литургии Слова.

4.4. Происхождение и значение священнодействий Малого и Великого входов.

4.5. Историческое развитие священнодействий приготовления и принесения даров.

4.6. Основные отличия литургии преждеосвященных Даров от полной литургии.

5. О Браке

5.1. Смысл и значение Таинства брака.

5.2. Как понимали брак древние иудеи, римляне? Каковы различия в понимании значения брака в Православии и католичестве?

5.3. Установление института брака. Брак в Ветхом и Новом Завете. Брак как Таинство.

5.4. Подготовка к Таинству брака. Условия совершения Таинства.

5.5. Совершение таинства брака и евхаристическая связь между ними.

5.6. Историческое чинопоследование таинства брака.

5.7. На какие части разделяется чин таинства брака. Выявите смысл каждой части.

5.8. Евангельское и апостольское чтение в чинопоследовании таинства брака, их толклвание.

5.9. Сформулируйте отношение церкви к повторным бракам; разводам.

5.10. Смешанные браки.

6. Елеосвящение

6.1. Смысл и значение Таинства Елеосвящения.

6.2. Отличие Православного учения о Елеосвящении от Католического и Протестантского

6.3. Установление Таинства Елеосвящения.

6.4. Условия совершения Таинства Елеосвящения. Как и над кем оно может быть совершено?

6.5. Лампада для елея.

6.6. Возжение светильника.

6.7. Употребление вина и воды.

6.8. Лица, воспринимающие силу Таинства Святого елея.

6.9. Как понималось соотношение Таинства Елеосвящения и Таинства Покаяния и Евхаристии в древности и в настоящее время.

6.10. Апостольское и Евангельские чтения Таинства Елеосвящения; связь их содержания с содержанием Таинства.

7. СВЯЩЕНСТВО

7.1. Смысл и значение Таинства Священства

7.2. Отличие Православного учения о Таинстве Священства от католического; протестантского

7.3. Установление Таинства Священства

7.4. Кто может совершать Таинство Священства; и над кем оно может быть совершено?

7.5. Связь Таинства Священства с другими Таинствами

7.6. Священство в Ветхом и Новом Заветах

7.7. Таинство Священства и священническое служение

7.8. Разница между хиротонией и хиротесией. На какие служения в Церкви поставляются через хиротесию, а на какие — через хиротонию?

7.9. В какие моменты Литургии совершается рукоположение во диакона, пресвитера, епископа и почему?

7.10. Объясните буквальный смысл греческого слова «хиротония». Что означает возглас при начале хиротонии «Повели…, повелите…, повели, Преосвященнейший Владыко»?

7.11. Что преподаётся новопреставленному пресвитеру при окончании Анафоры? Что это символизирует?

7.12. Какие дополнительные последования предваряют хиротонию епископа, их смысл?

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.