Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доктринальная трактовка процесса возникновения государства в различных политико-правовых учениях




 

Загадка возникновения государства относится к числу извечных проблем теории государства и права, так как ее разрешение наталкивается на множество идеологических и конкретно-практических трудностей.

Во-первых, момент зарождения государственности отделен от наших дней толщей веков, а у отдельных народов даже тысячелетий (как у древних египтян, шумер, аккадцев, индийцев и т.д.).

Во-вторых, любая теоретическая конструкция происхождения государства подвержена субъективно-историческим искажениям, возникающим под воздействием господствующих в конкретном обществе идей и мировоззренческих установок.

В-третьих, ни одна официальная доктрина, раскрывающая природу становления государственности у отдельно взятого народа, не может быть лишена политико-правового заказа, правящего в стране социального слоя.

Поэтому, совершенно очевидно, что учение о генезисе государства не только всегда будет пересматриваться мыслителями различных исторических эпох и держав, но и никогда не приобретет неоспоримого аксиоматического значения, как таблица умножения в математике.

Исходя из выше сказанного, знания о возникновении государства целесообразно исследовать сквозь призму доктринальной эволюции идеалистических представлений о первопричинах государственной власти на Земле.

Так, теологическая теория (одна из древнейших, известных человечеству), базируется на том, что государство есть творение рук божьих.

Ещё жители Древнего Египта считали, что боги создали государственность цветущего Нила. В «мемфисском богословском трактате» - творении жрецов Птаха – говориться: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец» (См. об этом подробнее: Суверов Е.В. Государство и право Древнего Египта: Учебное пособие. Барнаул, 2007. С. 24).

По свидетельству Древних Шумеров, государственность, т.е. царственность на землю принесли с небес боги и опустили его в город Эреду. (С уфологичекой точки зрения это могли быть и представители внеземных цивилизаций).

По мнению, А. Августина (354 – 430 гг. н.э.), - представителя ранней патристики в христианстве, - Бог создал государство в качестве орудия для наказания грешников, поэтому нет власти ни от Бога, существующие же власти от Бога установлены.

Основатель томизма, признанного в 1879 году единственно верным учением Римской Католической Церкви – Фома Аквинский (1226 – 1274 гг. н.э.), считал, что государство, ведомое властителем, предназначено Богом, для спасения душ человеческих, ищущих дорогу в Царство Небесное.

Православный богослов Иоанн Златоуст отмечает, что существование властей – все это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодать Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии».

В Суре 2 Корана под названием «Корова» тоже упоминается о создании публичной власти, так в стихе 28 говориться: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника»».

Все выше перечисленные теологические концепции возникновения государства основаны на вере и опровергнуть их с точки зрения науки еще никому не удалось, ибо пока никто не доказал наличие Бога (Богов) или Его (Их) небытие. Вместе с тем, по логике данной теории Бог должен был создать мир совершенным и справедливым. Но вопросов здесь больше чем ответов. Ведь, если Бог создал мир, то кто создал Бога? И, если Бог создал мир совершенным, то почему в христианстве существует эсхатологическая проблема.

С точки зрения представителей патриархальной теории Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.), Филмера (1588 – 1653 гг. н.э.) и др., процесс создания государства пошел по отцовскому типу, т.е. по пути разрастания кровнородственной семьи, в которой отец становился царем (патриархом) всего народа.

Сторонники договорная теория Г. Гроций (1583 – 1645 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Дж. Локк (1632 – 1704 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778 гг .) и др.считают, что государство является продуктом общественного договора.

Так, по Т. Гоббсу люди отказались от суверенной свободы каждого в пользу политической власти с одной единственной целью, чтобы не уничтожить друг друга, ибо по природе человек существо эгоистичное, беспощадное, стремящееся к наживе и самоудовлетворению. Поэтому в естественном состоянии нет цивилизации, а царит «состояние войны всех против всех».

В несколько ином ключе об общественном договоре писал Дж. Локк, для которого сущность человека состояла в разумности и желании общаться. Таким образом, осознавая всеобщую выгоду совместного подчинения единому началу, люди заключили союз между собой и образовали правительства, призванные вести народы к благоденствию и процветанию.

Д. Дидро, соглашаясь с Дж. Локком отмечал: «Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем, если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех воль и всех сил».

Автор ирригационной теории К. Виттфогель, утверждает, что на создание государство в Древнем Египте (дельта Нила) и Передней Азии (междуречье Тигра и Евфрата) повлияла необходимость перманентного строительства оросительных систем, требовавших, иерархически систематизированного, централизованного управления, охраны и взимания налогов.

Апологеты теории завоевания и насилия К. Каутский (1854 – 1938 гг.) и Л. Гумплович (1838 – 1909 гг.) полагают, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

1) покорение одного народа другим;

2) возникновение каст (классов);

3) постепенное смягчение их неравенства;

4) замена военного господства господством права;

5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

6) соединение людей в однородный народ;

7) рождение и развитие чувства патриотизма, и образование нации.

«Племя победителей, - пишет К. Каутский, - подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на разные подразделения, но вследствие соединения в одну двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство» (См об этом подробнее: Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II. М., 1931. С. 77).

Расовая теория Ж.П. Гобино (1816 – 1882 гг.) основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и разделяются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях на высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над низшими, поэтому государство является орудием покорения и управления более культурных народов менее цивилизованными.

Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, К. Леви-Стросс обосновал идею о том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства, в качестве механизма надзирающего за половым отбором людей. Эта концепция в науке получила название инцестной (половой) теорией.

Довольно экзотическую доктрину возникновения государства в Древней Греции обосновал Ортега-И.-Гасет (1883-1955 гг.), назвавший ее спортивной теорией. По его мнению, рождение государства в архаической Элладе напрямую было связано с организацией Олимпийских игр и физических упражнений, для проведения которых требовался постоянно действующий специализированный аппарат управления.

Основатель патримониальной теории Галлер (1768 – 1854 гг.) считает, что государство произошло из поземельной собственности на землю первого титульного владельца, установившего свою власть над сущей и водой в рамках определенной территории.

Идеологи классовой (материалистической) теории возникновения государства К. Маркс (1818 – 1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820 – 1895 гг.) объясняют становление государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами:

а) разделением труда (на земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю),

б) постепенное становление частной собственности,

в) развитие средств производства,

г) появление излишков продуктов питания необходимых для выживания,

д) расслоение общества на антагонистические классы: богатых и бедных.

С точки зрения, материалистического подхода, государство появляется в качестве аппарата насилия для поддержания экономического и политического господство одного класса над другими.

Самый типичный способ возникновения государства, по мнению Ф.Энгельса, можно проследить в древних Афинах, пришедших к рабовладельческой демократии под воздействием внутренних социально-экономических конфликтов.

Так, к началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали что недовольный демос может не только уничтожить их политческое господство, но и уничтожить физически.

Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классовый компромис, но и создать фактически Афинскую государственность.

Во-первых, он объявил «сисахфию» (от греч. стряхивание бремени) – полную отмену всех существовавших долговых обязательств.

Во-вторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.

В-третьих, легендарный реформатор запретил растовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.

В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:

- пентакосиомедимов (пятисотмерников), владеющих имуществом стоимостью 500 и более медимов зерна (1 медим равнялся 52 литрам зерна, за которые давали одну драхму);

- всадников, владеющих имуществом стоимостью от 300 до 500 медимов зерна;

- зевгитов, владеющих имуществом от 200 до 300 медимов зерна,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.