Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое учение о государстве и его признаках 1 страница




Вследствие этого, можно сделать вывод, что в условиях монархической формы правления не только впервые в мире были легализованы профсоюзы, но и объединения рабочих приобрели политическую силу, влияющую на деятельность партий, парламентов и исполнительных органов своих государств.

Значительное воздействие на политическую систему государства оказывает церковь и ее институты. В переводе с греческого церковь - это божий дом. В настоящее время под «церковью» понимают тип религиозной организации или христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения. Политологическое, правовое и социологическое содержание имеет лишь первое значение данного термина.

В организационной структуре церкви существуют две социальные группы - духовенство (клир) и миряне (рядовые верующие).

Следует помнить, что религиозные общины и объединения, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии - христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее распространенные - иудаизм, синтоизм и др. - на протяжении последних тысячелетий истории человечества оказывали огромное влияние на политические процессы, происходившие в обществе, на формирование правосознания граждан и функционирование публичного аппарата государственной власти. Такое воздействие продолжается и ныне - в начале XXI века. По данным статистики, к середине 90-х гг. XX столетия из всего населения Земли лишь 831 млн. человек заявляли о себе, как об атеистах; 1млрд. 665млн - причисляли себя к последователям Христа; остальные 2млрд 604 млн. - исповедовали иные теологические учения.

В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими. Однако чисто национальных вероисповеданий осталось немного, например, синтоизм у японцев, сикхизм у пенджабцев, иудаизм у евреев и т.д. Как правило, национальное самосознание превалирует над конфессиональным, хотя бывает, что религиозная общность осознает себя этнонациональной. Так, в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иордания и т.д.) в число национальных меньшинств, включаются группы, не исповедующие ислам, подчас и мусульмане, не принадлежащие к доминирующему религиозному течению в государстве.

Державы мира используют различные модели взаимодействия церкви и политических органов управления обществом.

В исламских королевствах религиозные и государственные учреждения сосуществуют в неразрывном единстве. Так, мусульмане суниты считают, что халиф как глава государства является и верховным руководителем всех правоверных. Поэтому монарху наряду со светскими прерогативами вручаются и духовные. Например, хотя Король Саудовской Аравии и не носит титула Халифа - он обладает религиозной властью, а монарх Марокко, как эмир правоверных обязан следить за соблюдением норм ислама.

Вместе с тем, сунитская концепция кладет в основу организации и деятельности исламского государства принцип совещательности (ашшура): при главе государства создается коллегиальный орган из знатоков мусульманского права, консультирующий его при принятии им законов, указов и распоряжений. Такой порядок принятия решений Эмиром действует в Катаре.

Шиитская политическая теория иммамата стоит на том, что властные полномочия должны сосредотачиваться в руках непогрешимого духовного руководителя мусульманских общин. Преимущественно она используется исламскими республиками, которые мало чем отличаются от монархий. Связано это с тем, что Магомет запрещает правоверным ставить над собой коллективное управление, ибо Сура 3 «Семейство Имрана» стих 95 (100) Корана отмечает: «Если вы будите повиноваться партии тех, кому даровано писание, они обратят вас, после того как вы уверовали, опять в неверных». Так, в Исламской Республике Иран учрежден институт Руководителя (Факиха) государства, вождя нации и гаранта соблюдения норм шариата, стоящего выше Президента. Он назначает адильфакихов - членов Попечительного совета, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, высших военачальников, утверждает и смещает Президента республики в случае принятия Исламским консультативным собранием (парламентом) решения о его политической некомпетентности, объявляет амнистию и смягчает наказания в соответствии с нормами мусульманского права. Судебные органы руководствуются не только законами принятыми Исламским консультативным собранием, но и фетами (посланиями) Руководителя, которые обладают высшей юридической силой, нежели акты парламента. Упомянутый Попечительный совет дает заключения о соответствии принятых парламентом законов предписаниям Корана и Конституции; в случае противоречия акты законодателей возвращаются им на доработку. Подобные органы действуют в исламских монархиях, например в Саудовской Аравии, с тем лишь отличием, что роль Духовного Руководителя - Вождя нации принадлежит королю.

Основатель и лидер партии «Джамаат-и-ислами» в Пакистане Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди (1903 – 1979 гг.) является признанным автором разработки в современных условиях концепции «исламского государства». Именно он выдвинул четыре принципа организации и функционирования такого государства, среди которых основополагающим является принадлежность верховной власти Аллаху, который передаёт её земному правителю (халифу), избираемому народом (уммой), и тот осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с шариатом.

Наряду с этим, исламская концепция миропорядка исходит из делимости мира, как минимум, на две группы: умма (мусульманская община) и весь остальной мир. Коран подтверждает это. Например, в аяте 20 суры «Йунус» говориться: «И были люди только единым народом, но разошлись. А если бы не слово, которое было прежде от твоего Господа, то было бы решено между ними то, в чем они разногласят». А также в аяте 120 суры «Худ»: «А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разногласить».

В основе исламской доктрины международных отношений лежит деление мира на различные группы:

1. Дар аль-Ислам («Мир Ислама») – страны с исламской формой правления с точки зрения как права, так и практики. Эта территория считается родиной каждого мусульманина независимо от его национальности и места рождения.

2. Дар аль-Харб («Мир войны») – территория, откуда исходит реальная угроза мусульманам.

3. Дар аль-Агд («Мир Договора») – территория, над которой мусульмане не установили своего контроля. Причём эта территория расположена в самом исламском государстве, и правители заключают с проживающими на ней немусульманскими сообществами соглашениями в отношении земельного налога, исчисляемого на основе подушной подати (джизии), поскольку они не входят в «Мир Ислама».

Немусульмане обязуются выполнять положения этих договоров, а мусульмане обязуются защищать их и покровительствовать им.

Отношение мусульман к договорам с немусульманами можно проиллюстрировать высказыванием авторитетного арабского богослова, профессора религиозных наук Абдуррахмана Бин Хаммада Аль-Умара: «Всевышний разрешил мусульманам заключать при необходимости договоры с иноверцами в рамках шариата и запретил расторгать заключённый договор, если только сами иноверцы не нарушат его». Однако многочисленные исторические примеры подтверждают, что, если интересы мусульманской общины требуют нарушения договора, заключённого с иновецами (гяурами), мусульмане вероломно нарушают его, обосновывая факт нарушения с помощью толкования подходящих в этом случае сур Корана. Так, в 1604 г. царь Борис Годунов отправил на Терек два полка из Казани и Астрахани во главе с воеводами Бутурлиным и Плещеевым. Овладев крепостью Тарки, Бутурлин с частью войска остался там зимовать. Однако в скором времени русские оказались в осаде. При этом несмотря на неоднократные штурмы отбить крепость горцам не удалось ввиду героического и ожесточённого сопротивления осаждённых. Тогда воевода Бутурлин и шамхал Султан-Мут пошли на заключение договора о том, «чтобы шамхалова рать дала свободное отступление за сулак, не поднимая оружия; чтобы шамхал принял на своё попечение тяжелобольных и раненых, которых придётся покинуть в Тарках, а по выздоровлении отпустил бы их и чтобы в обеспечении договора он дал воеводе в аманаты своего сына». После заключения договора русские выступили из Тарков. Имам тарков посчитал возможным в честь религиозного праздника освободить шамхала от клятвы, данной неверным, и горцы бросились вслед за отступающим русским войском. «Почти все московское войско и его воеводы полегли в этой адской свалке … Бутурлин, видя неминуемую гибель русской рати, собственноручно изрубил шамхалова аманата в куски, но то был подставной аманат, совсем не шамхалов сын, а преступник, приговорённый к висилице и только этим подлогом купивший себе помилование. Бесполезно прибавлять, что покинутые в шамхальской столице больные и раненые русские погибли мучительной смертью и терзаемые по улицам не только мужчинами, но даже малыми детьми и старыми женщинами». В 1717 г. во время Хивинского похода князя Бековича-Черкасского после трёх дней боёв хивинский хан вступил в мирные переговоры и «клялся на Короне», чтобы против русских не поднимать оружия. Но, как только Бекович, поверивший этой клятве, принял предложение хана посетить Хиву, хивинцы воспользовавшись теснотой улиц города, напали на русских и по частям перебили весь отряд. А самого Бековича-Черкасского предали мучительной смерти.

Некоторые юристы-теологи считают, что нет «Мира Договора», а есть только «Мир Ислама» и «Мир Войны», потому что люди, находящиеся под Договором, заключив его, становятся «зимми» (исторически – иудеи и христиане, находящиеся под защитой мусульман) и тем самым входят в «Мир Ислама». Другая группа специалистов считает, что «Мир Договора» существует при условии, что власть в нем находится в руках враждебных лиц.

В связи с этим можно привести такой пример из истории России. После исламизации Золотой Орды в управлении страной стали использоваться положения Ясы Чингтсхана и Корана, из которых первый предписывал веротерпимости, а второй – признание и уважение религий «откровения» - христианства и иудаизма.

Таким образом, источники власти, религии и права требовали от золотоордынских ханов политики мирного сосуществования с покорёнными народами. По-иному можно сказать, что ханы-мусульмане придерживались формулы: «Мир Договора» существует в «Мире Ислама», и «Мир Ислама» признаёт «Мир Договора». В дальнейшем ситуация изминилась. После вхождения ряда исламских народов в состав России (XVI – XIX вв.) мирное развитие ислама здесь определялось обратной формулой: «Мир Ислама» существует в «Мире Договора» и признаёт его.

Стоит сказать, что ислам в современном мире не только самая активная в политическом плане религия, но и весьма динамично вербующая своих новых последователей. Так, в 60-х гг. XX в. – каждый пятый житель планеты был мусульманином; в 2001 г. – каждый четвертый; а по прогнозам ученых к 2030 г. – каждый третий житель Земли будет последователем пророка Мухаммеда. Более того, государства Европейского Союза стремительно исламизируются: во Франции уже более 3 тыс. мечетей и 5 млн. мусульман (около 10 % населения); в Англии соответственно более 2 тыс. мечетей и 3 млн. мусульман; в ФРГ – не менее 2 тыс. мечетей и более 4 млн. мусульман, причем ежегодно до 2 тыс. этнических немцев принимает ислам; в Италии – около 700 тыс. мусульман. В России за последние 10 лет около 30 тыс. русских приняли ислам. Саудовская Аравия активно финансирует и поддерживает идею создания мирового халифата. На этом пути предполагается создание промежуточных форм – локальных халифатов, вроде Центрально-азиатского.

Западноевропейские государства также не знают единого шаблона взаимодействия церкви и религиозных объединений. Так, в Великобритании признаются государственными англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии. Возглавляются они британским королем (или королевой), который назначает на должности высших духовных сановников. Более того, в Палате лордов британского Парламента имеется определенная квота для церковных иерархов, занимающих свои места пожизненно.

Шведская церковь, в отличие, от британской, непосредственно управляется парламентом - Риксдагом, принимающим законы, касающиеся ее теологического учения, которые в последующем должны быть одобрены священнослужителями евангелического вероисповедания. Высший церковный клир шведского королевства назначается правительством из числа кандидатур, предложенных церковным съездом.

Испанская монархия отвергает выше приведенные подходы к различным вероисповеданиям и исходит из того, что никакая религия не может быть государственной. Хотя все публичные органы власти королевства обязаны принимать во внимание религиозные верования населения страны и поддерживать отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями.

В датском королевстве Евангелистическая Лютеранская Церковь является официальной Церковью Дании, которая пользуется поддержкой государственной власти. Устав этой религиозной организации устанавливается законом.

Особая связь церкви и государства констатируется Основным законом Греции 1975 года. Так, в эпиграфе к Конституции греческой республики отмечается, что она принята «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы».

Кроме того, в ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции Греции 1975 года закреплена норма, в соответствии с которой «господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемые ими Постоянным Священным Синодом, который издается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года. … Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой либо другой язык без разрешения автокефальной Церкви Греции и Великой Константинопольской Церкви Христовой запрещается».

США демонстрируют сложное взаимодействие с одной стороны, религиозной терпимости, свободы и многообразия, а с другой – сохранения значительного влияния церкви на государственную политику, социальную среду и систему образования. По данным 2006 г., Соединнных Штатах действует 723 института высшего образования религиозной направленности. Безусловное лидерство принадлежит католической церкви (208 институтов), далее следуют объединённые методисты (86 институтов), пресвитерианская церковь (51), баптисты (50), Евангелистическая лютеранская церковь в Америке (34), южные баптисты (32).

Результаты проведённого в 2005 г. опроса 764 президентов и канцлеров высших учебных заведений показали, что 55,2% из них являлись протестантами, 25,5% католиками, 5,1% иудеями и лишь 10,6% не заявили о принадлежности к какому-либо вероисповеданию.

Несмотря на общую тенденцию секуляризации социальной жизни и системы высшего образования, и во второй половине XX в. влияние церкви является значительным и особенно усиливается в периоды правления консервативных республиканцев. Так, Президент Р. Рейган неоднократно указывал на то, что, по его мнению, утренняя молитва необходима в государственных школах, и он поддержал бы конституционную поправку, отменяющую решения Верховного суда в 1960-е годы. Во время номинации Джоржа Буша в качестве кандидата на пост Президента в 1992 г. на республиканском национальном конвенте именно представителям консервативных республиканцев и представителей, так называемого «Религиозного права» была предоставлена возможность обратиться к конвенту. В частности, Патрик Бьюкенен, бывший спичрайтер Президента Никсона, провозгласил «надвигающуюся религиозную войну», такую же решающуюся для будущего Америки, как холодная война, «войну за душу Америки». И в начале XXI в., в период правления администрации Дж. Буша-младшего, взаимоотношения государства и религии остаются весьма тесными и динамично развивающимися, что вызывает противоречивые оценки вплоть до признания существования в современных США «новой теократии». Одним из первых актов Президента США Джорджа Буша-младшего стало провозглашение 21 января в 2001 г. национальным днём молитвы.

Светский характер ФРГ не помешал установлению в ст. 7 Основного закона 1949 г. обязательности религиозного обучения в государственных школах, которое производится в соответствии с принципами религиозных конфессий. Более того, государство оказывает поддержку церковным корпорациям, взимая с верующих налоги в пользу соответствующего прихода.

Русская православная церковь, также старается влиять на политические процессы в рамках своей канонической территории. Примечательно, что во время инаугураций, вновь избранный президент Российской Федерации отправляется к Патриарху за благословлением. Эта процедура была воспринята и Киевом. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2010 г. благословил нового президента Украины В.Ф. Януковича на выполнение полномочий главы государства, санкционировав его власть именем Господа бога.

Специфическим субъектом воздействия на публичные учреждения власти в обществе являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение и т.д. Главная задача СМИ состоит в информировании населения обо всем, что представляет или может представлять интерес для каждого гражданина. Этот фактор определяет силу современных теле- радио, печатных и др. вещателей происходящих событий, так как они вносят в сознание читателей, зрителей и слушателей различные идеи, побуждающие к определенной деятельности. Поэтому государство, политические партии, церковь и профсоюзы часто выступают учредителями СМИ, которые доводят до всеобщего сведения свои политические платформы, программы и установки.

В зависимости от политико-идеологических пристрастий отдельные СМИ пытаются формировать необходимое их хозяевам общественное мнение. Например, они концентрируют свое внимание только на положительных или отрицательных моментах программ и деятельности государственных органов, должностных лиц и т.д.; преувеличивают или преуменьшают выгоды от реформ проводимых в экономике страны, порой сводя поставленные задачи к абсурду; активно обсуждают личности глав государств и премьер-министров, их публичные высказывания и семейные отношения. На базе этой информации, у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, депутатах, монархах, органах государственной власти и т.д., что во многом определяет исход голосования за те или иные кандидатуры и решения.

Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей, слушателей, многие из которых предпочитают получать информацию, не сдобренную политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в действительности самостоятельными они не являются, так как у них есть свои учредители и финансисты.

Учитывая воздействие СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возможность и опасность злоупотребления таким влиянием, государство стремиться оградить себя от данных негативных последствий, в частности, посредством законодательных запретов. Так, имеющий конституционный характер шведский Акт о свободе печати 1949 г.: 105 (с изменениями, 1994г: 1475) в § 2 главы 6 запрещает демонстрацию порнографических изображений в публичных местах, а также рассылку либо иное распространение изобразительных и печатных произведений, создающих опасность нравственному воспитанию граждан. Для достижения аналогичных целей ч. 3 ст. 20 Конституции Испании 1978 года предусматривает парламентский контроль за СМИ, учрежденными государством.

Следует заметить, что монархическая форма правления никоим образом не стесняет развитие всевозможных информационных систем. В Японии, например, ежедневно выходит 104 газетных издания, 72 еженедельных (общим тиражом - 33,8 млн. экз.) и 2822 ежемесячных журнала. По общему тиражу ежедневных газет (68,3 млн.) «страна восходящего» солнца занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по количеству газет на душу населения – первое. Самыми влиятельными информационными концернами Японии являются «Асахи симбунся», «Майнити синбунся», «Иомиури симбунся». Политические партии и профсоюзы также имеют свои издания тиражом от 100 тыс. до 600 тыс. экземпляров. В Японии действуют три крупных информационных агентства: «Киодо цусин», «Дзидзи цусин», «Джапан Прес Сервис».

Британская корона лояльно относится к многообразию взглядов излагаемых многочисленными СМИ страны. Так, помимо еженедельных и ежеквартальных периодических изданий, в Соединенном королевстве выходит 11 ежедневных газет. В Великобритании действуют три информационных агентства. Самое крупное из них - Рейтор - специализируется на распространении иностранной информации. Оно контролируется Ассоциацией газетных издателей и агентством Пресс Ассошиэйшин, занимающимся аккумулированием внутренней информации.

Вместе с тем, монархиям, как и республикам, приходиться ограничивать свободу слова, и печати, чтобы защитить собственный суверенитет. В Швеции, например, преступлениями считаются деяния по распространению информации составляющей государственную тайну, подстрекающие к войне, мятежу, панике и т.д.

Следующим институтом политической системы является референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения особо важного политического вопроса касающегося изменения формы государства, принятия конституции или поправок к Основному закону страны и т.д. В Княжестве Лихтенштейн с 1921 года посредством народного голосования определяется доверие и недоверие к правительству.

Референдум, связанный с опросом населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству называется плебисцит (от лат. plebiscitum; plebs - простой народ, scitum - решение).

Государства мира используют различные виды референдумов. Так, в Швеции и Норвегии применяется консультативный опрос граждан по ключевым проблемам внутренней и внешней политики государства. Его результаты не обязывают правительство страны действовать в соответствии с волей народа, хотя власти обычно не рискуют принимать противоположные решения. Например, в 1972 году в Норвегии был проведен консультативный референдум по вопросу о вступлении в Общеевропейский рынок: более половины участвовавших в голосовании избирателей высказались против, и кабинет министров, несмотря на свое положительное отношение к экономической интеграции в Европе, отказался от таких планов. В Испании консультативные референдумы являются факультативными, т.е. не обязательными, так как их проведение зависит от воли Конгресса, Председателя Правительства и Короля. Вместе с тем, это королевство знает и обязательный референдум, который проводится в провинциях и автономиях для утверждения их статутов (уставов). Императорская Япония также предусматривает необходимость общенационального голосования в процесс принятия поправок к конституции страны.

Современные политические системы различных государств мира также испытывают на себе влияние лоббистских групп, организованной преступности и тайных обществ.

Лобби – (англ. lobby - кулуары) это представители фирм, организаций или учреждений проталкивающие нужные им законопроекты. Во Франции лоббистская деятельность признается незаконной, в Индии приравнена к коррупции, т.е. считается формой взятки должностным лицом органа государственной власти; в США и Канаде она регулируется законом.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии влиятельной лоббистской организацией, представляющей интересы крупного бизнеса в парламенте и правительстве, является Конфедерация британской промышленности. Наиболее могущественные компании Англии – такие как автомобильные концерны, обычно имеют своих официальных представителей при министерствах торговли, образовании и занятости. У банков и финансовых организаций лондонского Сити также есть собственные каналы, через Английский банк и Центральный банк, выводящие их непосредственно на министерство финансов и премьер-министра страны.

Под организованной преступностью понимают структурированную, сплоченную криминальную организацию, имеющую широкие связи с коррумпированными государственными чиновниками либо достигшую вершин государственной власти, которая имеет денежный фонд, постоянно пополняющийся от криминальной или полулегальной деятельности.

По мнению И.А. Иванникова, организованная преступность характеризуется следующими признаками:

1. Наличие сплоченной структурированной организации;

2. Получение максимальной прибыли от криминальной деятельности;

3. Наличие и постоянное пополнение денежного фонда – «общака»;

4. Обращение преступного капитала в сфере экономических и социальных отношений;

5. Иерархичность;

6. Взаимопомощь;

7. Планирование преступной деятельности;

8. Наличие мер защиты от разоблачения (контрразведка);

9. Наличие внешней разведки (наводчиков, информаторов, других лиц не участвующих в конкретных преступлениях, но обеспечивающих успешный результат преступной деятельности);

10. Противодействие правоохранительным органам для обеспечения безопасности преступной организации (подкуп и компетенция должностных лиц, давление на их родственников и т.д.).

Стоит сказать, что организованные преступные организации имеют черты государства: есть люди, властные институты, территория, на которую они оспаривают свою власть, система безопасности, воровские нормы поведения (понятия) и др. Главари преступных организаций пытаются создать эффективную мощную властную структуру и поэтому имитируют государственный механизм. В силу этого соотношение государства и организованной преступности может иметь модели с частичной криминализацией госаппарата; организованная преступность элемент политической жизни общества и др.

Связь организованной преступности с представителями политической власти замечена во многих странах с развитыми рыночными отношениями. Например, считается, что бывшие премьер-министры Японии – Накасоне, Такешита – находились под влиянием организованной преступности. Японская организованная преступность, возникшая в XVIII в., уже в конце XIX – начале XX вв. стала проявлять политическую активность. В годы американской оккупации Японии новая власть использовала «якудзу» (организованную преступность Японии) в борьбе с коммунистами. В результате этого были возобновлены связи с государственной властью, которые сохраняются до сих пор. В современной Японии «якудза» имеет около 4 тыс. официальных бюро. «Якудза, - пишет М. Куршев, - более связана с политикой, чем мафия. Она сражается и убивает также и за рыночную экономику и японские традиции. Ее лидеры не позволяют никому превзойти себя в своей преданности императору и капитализму. Многочисленные японские правоэкстремистские группы (более 350) – это прямые отростки банд и синдикатов. Униформированные члены этих воинствующих организаций принадлежат в своем большинстве к якудза, а их главари – это лидеры организованной преступности.

Легально действующие политические фирмы ганстерских синдикатов, однако, не борются за голоса избирателей и не стремятся к прямой власти. Они не ставят под вопрос существующую систему, они ее поддерживают. Ее лидеры считают сами себя «охранниками» порядка, который политически в течение десятилетий гарантируется правительственной партией ЛДПР (либерально-демократической партией). Путем убийств, угроз и коррупции якудза добивается того, чтобы либеральная, социал-демократическая или даже социалистическая оппозиция не стали серьезной политической опасностью для правящей консервативной партии. Синдикаты сыграли решающую роль в японской послевоенной истории. Они помогали прийти к власти премьер-министрам и снова их убирали. Как экономический фактор, они также важны, как корпорации «Сони» или «Мицубиси». Однако якудза не стремиться к рекламе». С 1968 по 1992 гг. с лидерами «Коза ностры» - сицилийской мафии – были связаны бывший премьер министр Италии Джулио Андреотти. Что касается участия организованной преступности Германии в политической жизни страны, то там она сводится к минимуму, да и то лишь на уровне земель.

Иногда для завоевания власти оппозиционные политические элиты создают тайные общества – хорошо законспирированные организации, с помощью которых они негласно пытаются как легальными, так и незаконными способами влиять на развитие политической системы страны. Яркий пример этому демонстрируют итальянские карбонарии, добившиеся не только становление конституционных монархий в Пьемонте (Сардинском королевстве) и Неаполе в 1820-1821 гг., но и способствовавшие объединению всех итальянских земель под скипетром савойской династии в 1861 г.; российские «декабристы», пытавшиеся совершить государственный переворот в России в 1825 г.; масоны-думцы организовавшие заговор против Николая II в феврале 1917 г.; члены оккультной организации «Туле» в Веймарской Германии, поддерживающие тесные связи с А. Гитлером и Национал-социалистической рабочей партией Германии, во многом способствовали приходу к власти нацистов в 1933 г. и др.

Таким образом, подводя итоги выше проведенному исследованию можно сделать вывод, что в современных государствах успешно развиваются различные институциональные компоненты политической системы, такие как политические партии, профессиональные союзы, религиозные объединения, средства массовой информации и референдумы. Причем, некоторые из них возникли и конституировались впервые в державах с династическим правлением (например, тред-юнионы в Великобритании).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.