Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Встреча Слыша и Буковки




Одним прекраснымутром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.

Слыш подошел к незнакомке и спросил:

— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

— Нет,— ответила она.— Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.

— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.

Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:

— Это случайно не твой карандаш?

— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?

А меня Слыш.

И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.

Звук и буква «А»

— Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? — спросила Буковка.

Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?

— Потому что я очень люблю читать и писать буквы. А помогает мне мой волшебный карандаш.

— Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается интересный звук. (Горлышко гудит, воздух легко проходитчерез рот. Воздуху ничто не мешает. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь, тянуть, его легко говорить.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [а] правильно, в соответствии с описанной вышеартикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу так понравился этот звук, что он решил описать его.

Задание «Опиши звук». Попросите ребенка помочь Слышу описать звук. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [а], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» - (Воздух не встречает никакой преграды.) Объяснитеребенку, что, если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [а] какой?» - (Гласный.)

Игра - «Поймай звук [а]». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем: хлопнуть в ладоши только тогда, когдаон услышит звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а малыш «ловит» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее, затем добавьте согласные звуки.

А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли: «а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.

Игра «Кто дольше протянет звук [а]». Попробуйте и вы с ребенком долго потянуть звук [а]. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.

Тогда Буковка сказала:

— А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву «А».

Она достала лист бумаги и написала большую букву «А», а рядом — маленькую:

— А еще я знаю стихотворение про букву «А»,— заметила Буковка.— Вот послушай:

А — шалашик, и смотри:

Есть скамеечка внутри.

(В.Савичев)

Игра «Напиши букву». Возьмите любимый альбом малыша или тетрадь в клеточку и красивый карандаш (можно взять красный). Скажите, что теперь вы будете учиться писать гласные буквы вместе с Буковкой. Сначала напишите большую печатную букву «А», сопровождая письмо чтением стихотворения. Затем предложите ребенку самому написать такую же букву. Пусть ребенок напишет букву и вспомнит стихотворение про нее. Если малыш уже хорошо научился писать большую печатную букву, можно предложить ему написать маленькую букву «а». Это задание можно выполнять не только карандашом: проведите пальчиком в воздухе, как будто вы пишите букву «А», «напишите» букву на столе пальчиком. Насыпьте в неглубокую коробочку манку или песок. Напишите букву на манке (песке) пальчиком.

— Здорово, — обрадовался Слыш. — Давай я буду слушать и произносить разные звуки, а ты будешь писать и читать буквы!

Буковка радостно согласилась. А потом друзья решили нарисовать вкусное ванильное мороженое.

Ванильное мороженое. Ваш ребенок уже ориентируется на листе бумаги в клеточку, умеет находить саму клеточку на листе бумаги, нужный угол клеточки (левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний), различает стороны клеточки (левую сторону, правую сторону, верхнюю сторону, нижнюю сторону). Вы уже потренировались проводить вертикальные и горизонтальные линии по сторонам клеточки, обводить клеточку, две клеточки и больше, проводить наклонные линии из угла в угол клеточки.

А теперь попробуйте выполнять более сложные рисунки вместе со Слышем и Буковкой. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Предложите ребенку рассмотреть «Ванильное мороженое», которое ели Слыш и Буковка (см. рис. 2).

Предложите ребенку отступить на 2 клеточки сверху и две клеточки слева, поставить точку в правом нижнем углу второй клеточки. В 3-й клеточке ребенок рисует кружок. Отступив на одну клеточку вправо, он рисует два кружочка рядом — это два шарика ванильного мороженого для Слыша и Буковки. А потом, отступив еще на клеточку вправо, рисует два кружочка рядом, а третий — сверху (ребенок смотрит на рисунок и перерисовывает третий кружок по образцу). Эти три шарика мороженого – для Слыша, Буковки и малыша.

А потом Слыш предложил Буковке нарисовать ее волшебный карандаш.

Задание «Рисунок по клеточкам «Карандаш Буковки» Предложите ребенку отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края (см. рис. 3)

листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками».

Звук и буква «У»

Однажды друзья гуляли и подошли к лесу. Вдруг Слыш расправил свои большие уши и прислушался.

— Ты ничего не слышишь? — спросил он у Буковки.

— Нет, — ответила та.

— Кто-то воет в лесу, вот так: «у-у-у».

— Да это же мой друг волчонок гуляет с мамой по лесу, догадалась Буковка.

Мама-волчица выла громко, вот так: «У-У-У». А маленький волчонок тихонечко подвывал: «у-у-у».

Игра «Громко — тихо». Предложите ребенку произнести звук [у] сначала громко, как мама-волчица, а потом — тихо, как волчонок. Предложите узнать, кто так говорит: произносите звук [у] сначала громко, а потом — тихо. Ребенок должен угадывать, чей голос он услышал. Затем поменяйтесь ролями: ребенок говорит, а вы — слушаете.

Слышу понравилась песенка волчонка, и он повторил: «у-у-у». (Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы Слыша даже сделали воротца для воздуха, они стали похожи на маленький кружок. Слышу было легко петь, тянуть и говорить новый звук.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [у] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу очень понравилась песенка волчонка, и он решил описать новый звук,

Задание «Опиши звук». Попросите ребенка помочь Слышу описать этот звук. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [у], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» (Воздух не встречает никакой преграды.)

Напомните ребенку, что если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, то такой звук называется гласным. Спросите ребенка еще раз: «Звук [у] какой?» (Гласный.)

Друзья решили поиграть с новым звуком: Буковка стала называть разные слова, а Слыш хлопал в ладоши, когда слышал звук [у] в начале слова.

Игра «Поймай звук в начале слова». Предложите ребенку присоединиться к игре друзей. Медленно называйте предложенные ниже слова, а малыша попросите внимательно вслушиваться в первый звук в каждом слове. Если это звук [у], ему надо хлопнуть в ладоши, «поймать» звук. Рекомендуемые слова: уши, улица, аист, осы, умник, иглы, утро, астра, ослик, игры, урна.

Слыш попросил Буковку написать букву «У». Она взяла волшебный карандаш и листочек бумаги, который носила всегда с собой, и написала сначала большую букву «У», а рядом — маленькую:

А потом она прочитала стишок:

Буква У как будто ушки

У зайчонка на макушке.

(В. Савичев)

Игра «Напиши букву». Попросите ребенка написать еще одну букву в его красивом альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «У», читая стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву, рассказывает про нее стихотворение. Когда большая буква «У» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «у».

— Давай найдем волчонка и покажем ему букву «У», чтобы и он умел писать свою «песенку», — обрадовался Слыш. И друзья пошли в сказочный лес.

Буковка захватила с собой портрет волчонка, который она нарисовала дома, чтобы подарить его своему маленькому другу.

Задание «Рисунок по клеточкам "Волчонок"». Предложите ребенку тоже нарисовать волчонка, который выл в лесу. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками» (см. рис. 4).

Сочетание «АУ»

В лесу Слыш побежал по своей любимой дорожке из камешков. Камни весело стучали под его ногами. А Буковка пошла по другой тропинке, которая была покрыта травой. Сначала они видели друг друга среди деревьев, но потом дорожки разошлись в разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида. Слыш не растерялся, он крикнул что есть силы: «АУ»! И в ответ он услышал тихое «ау». Это Буковка отвечала ему издалека. Они начали кричать друг другу: «АУ» — «ау», пока не встретились на красивой лесной полянке.

Игра «Эхо». Пригласите ребенка «погулять» в воображаемом лесу вместе с нашими друзьями, «пособирайте» цветы и ягодки, «поищите» грибочки. Представьте, что вы заблудились в лесу, что вы ищете друг друга. Вы кричите громко «АУ», а ребенок отвечает вам тихо: «ау». Затем поменяйтесь ролями: ребенок кричит громко, а вы отвечаете ему тихо, как эхо.

— Как я рада, что мы снова встретились. Я ведь почти заблудилась в лесу, — воскликнула Буковка при встрече.

— Хорошо, что я стал тебе кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук [а-а-а], а потом звук [у-у-у]. Получилась песенка - «искалочка»: «ау» из двух звуков.

Задание - «Произнеси сочетание звуков». Попросите ребенка повторить вместе со Слышем песенку-искалочку»: а-а-у-у-у. Следите за слитным произнесением звуков — между ними не должно быть паузы.

— Давай я запишу себе эту песенку, чтобы не забыть ее, если мы опять потеряемся. — И Буковка написала волшебным карандашом: А потом еще раз прочитала песенку - «искалочку».

Задание - «Рисунок по клеточкам "Лес"», Предложите ребенку нарисовать густой лес, в котором заблудились Слыш и Буковка (см. рис. 5). Возьмите тетрадь в крупную

клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.

Игра «Напиши и прочитай». Откройте блокнот для письма или тетрадь на новой странице. Предложите ребенку написать песенку - «искалочку». Сначала вы сами напишите сочетание больших печатных букв «АУ», а потом попросите малыша написать так же. Прочитайте слитно сочетание этих букв: А-А-У-У, предложите ребенку прочитать так же. Следите за тем, чтобы ребенок не делал паузы между буквами «А» и «У».

Сочетание «УА»

Вскоре на лесную полянку прибежал волчонок.

— Здравствуйте. Я слышал, кто-то кричал: «АУ». Это не вы заблудились? — взволнованно проговорил он.

— Да, — ответили друзья, — только мы уже нашлись. Хорошо, что ты откликнулся на зов. Мы хотели показать тебе букву «У», ведь она обозначает твою песенку.

Волчонок присел и стал разглядывать букву. Вдруг послышался чей-то жалобный голосок: «УА-УА». Голосок доносился из травы. Волчонок раздвинул лапой траву и удивленно сказал:

— Я вижу чьи-то длинные уши, которые очень похожи на мою букву «У»! Эй, кто здесь плачет?

Друзья наклонились и увидели маленькие заячьи ушки под листочком. Это малыш-зайчонок потерял свою маму и жалобно плакал. Слыш взял зайчонка на руки и спел ему колыбельную: «а-а-а». Зайчонок успокоился и уснул.

Буковка уже знала, что надо делать. Она громко позвала:

— АУ, мама-зайчиха.

— АУ, — раздался голос зайчихи. Она выпрыгнула из-за дерева и направилась к компании друзей. Слыш отдал ей зайчонка. Мама-зайчиха поблагодарила его и ускакала вместе с малюткой.

Слыш повторил, как плакал Малыш-зайчонок: «УА». Он заметил, что если поменять звуки местами, то получится «АУ».

Задание - «Произнеси сочетание звуков». Попросите ребенка повторить вместе со Слышем, как плакал зайчонок: у-у-у-а-а-а. А затем попросите повторить песенку - «искалочку»: а-а-у-у-у. Следите за слитным произнесением звуков — между ними не должно быть паузы.

Буковка записала:

Задание «Рисунок по клеточкам "Зайчонок"». Предложите ребенку вместе с Буковкой нарисовать зайчонка. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами (см. рис. 6).

Игра «Напиши и прочитай» В альбоме или в тетраде на чистой странице напишите новое сочетание больших печатных букв «УА», а затем попросите ребенка написать также. Потом слитно прочитайте это сочетание: У-У-А-А, предложите ребенку прочитать «песенку» - зайчонка. Следите за тем, чтобы ребенок не делал паузы между звуками [у] и [а].

А волчонок заметил, что буква «У» похожа на ушки зайчонка.

Слыш и Буковка попрощались с волчонком и отправились домой. А дома Буковка еще раз прочитала песенку - «искалочку» и песенку зайчонка:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.