Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые формы осуществления государственной власти




Тема 25. Функционирование государства

 

 

Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее одно­родные группы. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях полу­чило наименование форм осуществления государственной власти.

Выделяются правовые и неправовые формы реализации функ­ций государства. Правовые формы представляют собой деятель­ность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются при­родой субъекта государственной власти и его компетенцией в об­ласти осуществления государственно-властных полномочий. Су­ществуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространено деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой дея­тельность субъектов государственной власти по созданию право­вых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации пред­писаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на пе­редний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о со­вершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отноше­ний. В основе современной демократической политической систе­мы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, при­знании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государствен­ном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договор­ными формами взаимоотношений.

Имеются серьезные аргументы в пользу более широкого ис­пользования административных договоров. Во-первых, примене­ние договора упрощает отношения между его сторонами, дает им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопро­сам его исполнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, - непосредственно приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность осо­бенно точного регулирования договором отношений между сторо­нами и установления точной регламентации тех вопросов, в ко­торых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей одно­сторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не дает достаточных гарантий точного и полного учета интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенси­фикации соответствующей деятельности. В-четвертых, договор­ная форма может внести существенный вклад в расширение глас­ности, демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, не­традиционными по своей природе формами деятельности государ­ства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его организующем, координирующем и ре­гулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосред­ственными сторонами в целях координации их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с помощью админи­стративного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявля­ется управленческая компетенция органов государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) - это ответст­венность по инстанциям: для государственных органов - перед вышестоящими органами; когда договор заключается между го­сударственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит зна­чительно сложнее. В последнем случае ответственность не носит государственно-правового характера, но и не является чисто ад­министративно-правовой в традиционном смысле. Природа ее двойственна и определяется неоднородностью участвующих в до­говоре сторон. Государственный орган может нести ответствен­ность перед вышестоящей инстанцией - общественная организа­ция вправе потребовать у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выпол­нению обязательств со стороны подчиненного ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных лиц.

Другая сторона договорных отношений - общественная орга­низация; государственный орган, конечно, не может побудить ее к выполнению взятых обязательств. Но, поскольку договор (со­глашение) от имени общественной организации заключает, как правило, ее постоянно действующий выборный орган, значит, он ответствен перед ней в лице ее общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осущест­вить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в от­ношении их ответственность негосударственного характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.