Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Актуальность темы исследования




Актуальность темы исследования. Актуальность исследования различных аспектов нормативного регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации в современной юридической науке в определенной степени обусловлена произошедшим выделением СК из структуры прокуратуры и наделением его статусом самостоятельного федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Ныне действующий Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» устанавливает, что СК является федеральным государственным органом, наделенным полномочиями в уголовном судопроизводстве и рядом иных полномочий, установленных федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации. В настоящее время перед следственными органами России стоит задача определения новых, наиболее оптимальных моделей как международного, так и межведомственного взаимодействия. В ряде документов, составляющих правовую основу деятельности СК, законодательно определены основные направления развития сотрудничества и взаимодействия комитета с органами власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и т. д. Исходя из того, что «сотрудничество» представляет собой частный случай «взаимодействия», эти термины могут рассматриваться как категории одного порядка и с высокой долей условности считаться синонимичными. Анализ содержания Закона о Следственном комитете и Положения о Следственном комитете позволяет сделать вывод о том, что субъектами сотрудничества со СК могут являться: – компетентные органы иностранных государств и международные организации (ст. 3 Закона о Следственном комитете; ст. 7 п. 6 Положения о Следственном комитете); – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации (ст. 6 Закона о Следственном комитете; ст. 6 Положения о Следственном комитете); – правоохранительные органы, органы предварительного расследования и органы дознания (ст. 9 п. 2 Закона о Следственном комитете); – средства массовой информации (ст. 7 п. 8 Положения о Следственном комитете). Правовое сопровождение организации международного сотрудничества СК осуществляется Управлением международно-правового сотрудничества при СК РФ. Одним из первых значимых результатов деятельности названного управления стало подписание в 2011 г. председателем СК РФ А.И. Бастрыкиным и директором Германского Фонда международного правового сотрудничества Д. Миро «Меморандума о взаимопонимании между Следственным комитетом России и Германским Фондом международного правового сотрудничества». В этом документе, положившем начало международной деятельности СК, определяются основные пути взаимодействия сторон в борьбе с преступностью: обмен информацией о предпринимаемых мерах по противодействию преступности и иной незаконной деятельности, а также обмен практическим опытом и теоретическими знаниями в области уголовного и уголовно-процессуального права. Достижение поставленных задач планируется сторонами посредством проведения рабочих встреч, консультаций и ряда других совместных мероприятий. Деятельность СК РФ по развитию взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в целом можно оценивать как достаточно активную. Уже к началу 2012 г. СК были установлены тесные контакты с Верховным комиссаром Совета Европы по правам человека, Европейским судом по правам человека, Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, специальными представителями ООН по вопросу о насилии в отношении детей, Интерполом, Международной организацией миграции, Международным Комитетом Красного Креста и рядом других организаций и дипломатических органов. Итогом организованных и проведенных за первый год существования СК в статусе самостоятельного федерального государственного органа пятидесяти семи встреч с представителями компетентных органов иностранных государств и международных организаций стало подписание: – Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Национальным институтом высших исследований в области безопасности и юстиции Французской Республики; – Соглашения с Министерством внутренних дел Республики Финляндии; – Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и Германским Фондом международного правового сотрудничества [6]. К числу достигнутых результатов деятельности СК по развитию международного сотрудничества относится положительная динамика взаимодействия СК с комиссаром Совета Европы по правам человека, со специальным представителем ООН по вопросу о насилии в отношении детей, представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. Кроме того, СК РФ осуществляет деятельность по организации двустороннего сотрудничества с компетентными органами различных государств в рамках расследования преступлений в соответствии с подследственностью, установленной законодательством Российской Федерации и правовыми нормами других стран. Примером такого сотрудничества может служить исполнение российской стороной запроса Министерства юстиции и общественного порядка Республики Кипр о возможности приезда в РФ представителей компетентных органов Республики Кипр с целью проведения следственных мероприятий в рамках уголовного дела, возбужденного по факту смерти О.Н. Ранцевой (гражданки России, убитой на территории Республики Кипр). Мероприятия схожего характера (организация работы на территории различных государств, обмен информацией и т. д.) предпринимаются и в процессе расследования ряда резонансных уголовных дел: – по факту катастрофы самолета «Ту-154М», совершавшего воздушный перелет с польской делегацией во главе с Президентом Польши Л. Качиньским на борту; – по факту незаконной трансплантации человеческих органов, изъятых у российских граждан в компании «Медикус» (г. Приштина, Косово); – по факту гибели А.В. Литвиненко, произошедшей на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; – по факту преступлений в отношении несовершеннолетних российских детей, усыновленных гражданами США, и многих других дел. В настоящее время развитие и укрепление международных связей при осуществлении уголовного преследования, обеспечение правопорядка и защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляются СК на основе ряда заключенных международных правовых актов: – Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и Службой иммиграционных и таможенных расследований Министерства внутренней безопасности Соединенных Штатов Америки; – Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Министерством внутренних дел Республики Куба; – Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и полицией Государства Израиль; – Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Национальным директоратом полиции Королевства Норвегия; – Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики и других. Практическая деятельность сотрудников профильных подразделений СК в рамках международного взаимодействия осуществлялась также и в процессе обсуждения проекта соглашения между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол) о стратегическом оперативном сотрудничестве, проекта соглашения о порядке создания и деятельности, совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников СНГ, а также при рассмотрении основных вопросов на заседаниях целевой группы по борьбе с торговлей людьми Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Анализ деятельности СК РФ по организации взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, профильными международными институтами и международными организациями позволяет выявить положительные результаты в процессе укрепления сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи, координации совместных усилий в борьбе с международной преступностью, защиты интересов государства, а также прав и свобод человека и гражданина.

Цель исследования. Целью данной работы является изучение структуры и деятельности Следственного комитета Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, ее задачами являются:

· выяснение основных задач и полномочий СК РФ;

· определение следственного комитета Российской Федерации в осуществлении полномочий;

· изучение структуры следственного комитета Российской Федерации.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Следственного комитета Российской Федерации.

Предмет исследования - принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации.

 

Степень научной разработанности темы. Анализ правоприменительной практики и состояния законности в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие единой концепции противодействия прокуратуры и Следственного комитета сложившемуся негативному положению, что в условиях комплексного характера и многогранности законодательства о правах и свободах человека и гражданина приводит к снижению результатов правозащитной деятельности.

Данное исследование вопросов правозащитной деятельности Следственного комитета ориентировано на поиск внутренних и внешних мобилизационных резервов повышения ее эффективности. Через определение новых концептуальных положений, относящихся к специфике задач по защите прав и свобод человека и гражданина, стоящих в рамках деятельности Следственного комитета, посредством усовершенствования организационно- методических и тактических элементов деятельности Следственного комитета и внесения научно обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства в рассматриваемой области.

 

В силу высокой значимости проблем контроля и надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, возникающих в работе Следственного комитета Российской Федерации, связанные с ними вопросы явились предметом изучения многих ученых-специалистов, таких как Ю.А. Цветков, З.В. Макарова, М.И. Петров, В. Горюнов, В.А. Медведев. Их труды составили теоретическую базу настоящего исследования.

 

В плане разработки проблематики касающейся темы исследования следует отметить работы Л. Г. Берлявского, А. Верещагиной, Б.В. Доржиева, Ю.В. Егорова, Л.В. Мехтиханова, Т.К. Рябининой и ряда других авторов.

Нормативная база исследования опираются на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 25 декабря 2012 года № 254-ФЗ) // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757; 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7579. Указ Президента РФ от N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"

Методология и методы исследования. Методологической основной исследования выступили принципы диалектической противоречивости, объективности, системности и историзма. Они реализовались через формально-логический метод, предусматривающий применение приемов индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предопределяющий толкование норм права и правовое моделирование; сравнительно-правовой метод, при котором сопоставлялись положения различных нормативных актов, доктринальных воззрений, методических рекомендаций; историко-правовой метод, предполагающий анализ становления и развития правового явления во времени и пространстве. В целях устранения пороков, изъянов и иных недостатков юридико-теоретических категорий и конструкций некоторых правовых норм использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов исследования.

Применение указанных методов познания позволило обеспечить комплексность подхода к исследованию вопроса о правовом статусе Следственного комитета.

 

Структура работы. В соответствии с поставленной задачей и целями исследования строилась структура дипломной работы.

 

В первой главе рассматривается структура и формирование Следственного комитета Российской Федерации. Как федерального государственного органа, здесь мы раскрываем историю возникновения Следственного комитета и его структуру. А так же цели, задачи и полномочия Следственного комитета.

 

Вторая глава деятельности и задачам Следственного комитета Российской Федерации. В этой же главе рассматривается полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации, также должностные лица в Следственном комитете Российской Федерации.

Заключения, список источников и литературы.

 

 

Глава 1. Структура и формирование Следственного комитета

Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.