Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений детей

Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалированна. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объ­ективно и корректно.

Экспериментатор фиксирует в заготовленном социометричес­кой таблице (матрице) выборы детей (табл. 6).

 

Таблица б

 

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала маль­чиков, затем девочек), ''присваиваются" им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесооб­разно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таб­лицы наносятся порядковые номера детей, Следует '.заштриховать клетки на пересечении одинаковы?; номеров. Принцип ее исполь­зования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, по­казывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. а первую очередь выбрал Сергея П.: во вторую - Олю Л.; в третью - Костю Т. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (I). Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице круж­ком, затем подсчитываются и записываются.

Обработка и анализ социометрических исследований. Пер­вичная информация каждого социометрического исследования -социометрический выбор - фиксируется в процессе самого иссле­дования (см. табл. 7). Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: "число полученных выборов", "число взаимных выборов", "число ожидаемых выборов", "число оправдавшихся выборов" (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии).

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференци­ации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружнос­ти, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности – дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1-2 выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора ус­ловные номерные знаки детей, можно выделить характер связен, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаим­ность (рис. 10).

Следующий этап работы - определение диагностических пока­зателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (КВ); г) ко­эффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) ин­декс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных лич­ностных отношений и социометрического статуса детей; ж) моти­вация социометрических выборов; з) половая дифференциация взаимоотношений; и) "цветовая палитра'" социометрических вы­боров (в варианте "Краски в подарок на день рождения").

 

Условные обозначения:

 

Мальчики – круги

Девочки – треугольники

Устойчивая взаимная симпатия - линия

Устойчивая невзаимная симпатия - стрела

устойчивая симпатия с периодической взаимностью – прерывистая стрела (двухсторонняя)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мероприятия по технике безопасности и охране труда | Общая характеристика предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.