Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геополитические амбиции России в Арктическом регионе




 

«Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный», — заявил президент в 2014 году президент РФ Владимир Путин [30].

Такое отношение главы государства к арктическому региону не случайно. Ведь Арктика действительно с начала XXI века стала регионом геостратегических интересов России с особыми требованиями к обеспечению всех сфер жизни и экономической деятельности.

Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктическом регионе. Ни одна актуальная проблема современной Арктики не может быть решена без российского деятельного участия и поддержки.

На нашу страну приходится почти 1 / 2 территории и акватории, ограниченной Северным полярным кругом, что более чем вдвое превышает крупнейший зарубежный Канадский сектор. К российскому арктическому побережью прилегает самая обширная в Мировом океане шельфовая зона, обладающая уникальными ресурсами. На российские моря приходится не менее 80 % площади шельфа, опоясывающего Арктический сектор [28].

Для России XXI века Арктика является резервом географического пространства, потенциальным источником важнейших природных ресурсов, ареной приложения сил для молодого поколения.

Освоение арктических углеводородов – самый «лакомый кусок» в геополитической стратегии РФ. По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

России принадлежит более 52 % арктических запасов углеводородов. США, идущему на втором месте, принадлежит к примеру около 20 %.

Конечно, нужно учитывать, что недра российской Арктики освоены лишь на 2%, и чтобы освоить этот громадный минерально-сырьевой ресурс, необходимы действительно существенные инвестиции. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать до 30 % всей российской нефте- и газодобычи [22].

Нефтегазовые проекты, реализуемые сегодня Российской Федерацией в Арктике, являются достижениями мировой технологической мысли. Шельфовые проекты, разворачивающиеся сейчас в западной части российской Арктики, у берегов НАО, не только дают мощный толчок развитию науки, машиностроения, нефтехимии и т.д., но и комплексно преображают северные территории.

Помимо ресурсного растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие — подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа [28].

 

Рисунок 17 - Хозяйственное освоение и районы основных запасов мин. ресурсов [37]

Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.

Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново. «После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно. Военные городки и техника были брошены» [31].

Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России. «Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения».

Ресурсы и торговые маршруты делают Арктику привлекательной для других стран, то есть превращают ее в плацдарм для политических баталий. Регион остается предметом возможных территориальных споров, и интерес, который проявляют к нему другие страны, усиливает желание России сделаться ключевой арктической нацией любыми средствами, в том числе с помощью военного давления [31].

Судя по словам начальника Генштаба Валерия Герасимова, в 2015 году (а возможно, и в дальнейшем) Арктика будет входить в число главных приоритетов для Минобороны наравне с Крымом и Калининградом. Под Мурманском уже появилась первая арктическая мотострелковая бригада, планируется реанимация старых советских арктических баз и аэродромов, обещают создание прочей инфраструктуры и поставку военной техники, в том числе истребителей МиГ-31.

В свежей редакции военной доктрины РФ впервые появился пункт о защите российских интересов в Арктике [34].

Все эти «движения» заставляют нервничать другие арктические страны, и особенно Норвегию, даже несмотря на то, что Москва не хочет вооруженной конфронтации с Западом [40].

Что касается позиции России по поводу Арктики, то первые лица государства успокаивают другие государства, подчёркивая, что ее военная деятельность в регионе не направлена против интересов других государств и осуществляется абсолютно транспарентно. По поводу этого высказался в частности глава государства: «Вновь подчеркну: мы не собираемся заниматься милитаризацией Арктики. Наши действия в этом регионе носят сдержанный и разумный по масштабам характер, но абсолютно необходимый для обеспечения обороноспособности России» [30].

У России есть множество проблем в плане арктических амбиций и в комплексном освоении этого региона.

Дело заключается не только в активном информационном и политическом противодействии со стороны других арктических государств, сколько в технической и технологической неготовности России. Недостаточная техническая оснащенность морских организаций, отсутствие новых судов и технологий, необходимых для бурения в сложных арктических условиях, служит серьезным препятствием для отстаивания Россией своих интересов.

Добыча углеводородных ресурсов в Арктике требует длительных исследований и создание инфраструктуры. Это сопряжено со значительными капиталовложениями, отдачу от которых можно ожидать спустя многие годы.

На данный момент, немаловажную роль сыграли экономические санкции против России, из-за которых добыча арктических углеводородов может замедлить своё развитие. Ведь дорогостоящее и наукоёмкое нефтегазодобывающее оборудование, ранее РФ закупала в основном за рубежом, в частности в ЕС, Норвегии и США.

Сдерживающим фактором в осуществлении планов России в Арктике выступает отсутствие единой государственной политики, в которой политические задачи учитывали бы вопросы технического и технологического развития, наличия финансовых ресурсов, необходимых для реализации положений, заложенных в основополагающих внешнеполитических документах [34].

Не случайно острые споры вызывают подписанные между СССР и США в 1990 году и между Россией и Норвегией в 2010 году документы, связанные с разграничением морских пространств. Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что подобные разграничения создали прецедент, который уже сегодня некоторые страны пытаются использовать против России.

С высокой долей уверенности можно говорить о том, что ближайшие десятилетия станут подготовительным периодом к освоению Арктики. Промышленная добыча на арктических месторождениях начнется к середине XXI столетия. Исходя из этого, России необходимо уже сегодня готовиться к усилению конкуренции с различными государствами мира за право разработки углеводородных ресурсов.

Для России серьезную проблему представляют вопросы, связанные с развитием береговой инфраструктуры (к примеру, сооружение новых глубоководных портов) и строительство новых буровых платформ [34].

Реализация геополитических амбиций, связанных с отстаиванием своих интересов в Арктике, потребует концентрации значительных финансовых ресурсов. Затраты на освоение Арктики вполне сопоставимы с программами освоения космоса. Средства необходимы для дальнейшего проведения научно-исследовательских работ, технологическое перевооружение и строительства новой техники. Без этого заявленные цели российской политики в Арктике будет невозможно реализовать на практике.

Защита российских интересов в Арктике требует разработки долгосрочной государственной политики, способной в комплексе учитывать разноплановые факторы. Точное соизмерение стоящих задач с финансовыми ресурсами, наличия технической базы и находящихся в распоряжении технологий позволит избежать провалов и не допустить ослаблений российских позиций в регионе.

Россия сталкивается с усилением международного давления. Геополитические теории, обосновывавшие естественность борьбы с Россией и уже не раз послужившие западным странам, вновь получили «путевку» в жизнь. Это неизбежно влечет за собой усиление антироссийской риторики, которая будет направлена на ограниченное участие России в решении ключевых проблем Арктического региона [39].

Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности.

«Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На севере сохраняется и воспроизводится уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических и техногенных катастроф. Кроме того, не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной, — Канады — проживает между широтами Киева и Сочи» [3].

Остаётся лишь надеяться, что в ближайшие несколько лет Россия будет вплотную заниматься развитием Арктической зоны России. Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.

Большие затраты и инвестиции имеют смысл при комплексном освоении региона, учитывая различные аспекты региональных особенностей, начиная от природных ресурсов, заканчивая решением проблем коренного населения Арктики.

В целом, необходимо признать, что современные вызовы в сфере безопасности в Арктике вызваны во многом климатическими изменениями и имеют, в этой связи, по большой части невоенный характер. Обсуждаемые на международных конференциях и в кулуарах разговоры об очередном витке гонки вооружений в Арктике, вряд ли имеют перспективы вырастания в «арктическую войну».

При этом, в отличие от другого «ледяного» края Земли, Антарктиды, где территориальным претензиям и эксплуатации полезных ископаемых пока не был дан ход, прибрежные государства Арктики надеются распространить свой суверенитет не только на сушу, но и на море. Договариваться и соблюдать международное право – в общих интересах. Это кажется, осознают северные государства.

Налаживание полноценного и разностороннего сотрудничества между арктическими государствами является залогом нахождения адекватных ответов на эти новые вызовы и ответы.

Однако давление с целью добиться разрешения добычи месторождений полезных ископаемых, в том числе в природоохранных зонах, будет оказываться и далее, отрицать это трудно.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования, можно сделать следующие выводы.

Сегодня в мире наблюдается всплеск интереса к Арктике. Основная причина состоит в том, что многие страны готовы инвестировать в освоение богатых природных ресурсов макрорегиона. Причем Арктика — это одно из немногих мест на планете, которым еще предстоит национальное присвоение, ведь изначально ресурсы Заполярья не были поделены между странами.

На арктические зоны претендуют как минимум пять государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и Соединенные Штаты. Все эти страны имеют выход к побережью Северного Ледовитого океана. Национальные претензии могут в будущем подкрепляться разными аргументами, но понятно, что главный из них — практический, то есть реальная готовность страны активно осваивать Север.

Из-за тающих льдов использование Арктики в качестве нового транспортного пути и источника энергоресурсов становится все более перспективным.

Сегодня Арктика стала территорией, где сталкиваются политические и экономические интересы многих развитых и развивающихся стран. Противоречия преследуемых целей различными (в первую очередь приарктическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом, и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов, в частности.

Причин обострения в настоящее время геополитической борьбы в Арктике несколько, однако главные из них – существующий в настоящее время юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, богатство находящихся в его недрах ресурсов, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона.

Необходимо отметить, что освоение и добыча арктических ресурсов являются крайне сложными и экономически затратными процессами.

Здесь следует учитывать суровые климатические условия и экологические риски их извлечения, не достаточный уровень технологий, развития прибрежной и морской инфраструктуры, общее слабое развитие территорий Крайнего Севера государств т.н. «Арктической пятерки». Именно по этим причинам маловероятно, что добыча арктических ресурсов в ближайшее время пойдет по интенсивному пути, а также будет с экономической точки зрения востребована мировым рынком.

Наиболее вероятными и обоснованными с международной правовой и экономической точек зрения являются прогнозы экспертов в области пространственного развития Арктики, указывающие, что будущее арктических территорий, связанное с добычей ресурсов, находится в сфере многостороннего сотрудничества региональных и внеарктических государств.

Другими словами, разработка арктических углеводородов и т.п., будет проходить в рамках совместной экономической деятельности зарубежных компаний, на основе как международного, так и законодательства арктических государств. Все это позволит сократить риски (экологические, техногенные и т.п.) при разработке арктического сырья, повысит экономическую привлекательность добываемых ресурсов, упрочит многостороннее международное сотрудничество в этом «ледяном регионе».

Исход геополитической борьбы за Арктику и ее ресурсы определят не геополитические концепции, скорректированные под складывающиеся в регионе условия, и даже не военный фактор, с которым ряд стран связывают свои надежды на упрочение своих позиций. Победу одержат страны, которые окажутся лучше подготовленными в техническом плане.

Наличие современных технологий, способных обеспечить надежный доступ к природным ресурсам Арктики, инфраструктуры, которая бы позволила транспортировку этих ресурсов на мировой рынок, станет решающим фактором, который обеспечит преимущества в геополитическом соперничестве.

В нынешнем столетии Арктика может стать ключевым регионом мира, вокруг которого развернется борьба как арктических, так и неарктических государств. Сегодня сложно предсказать исход этого соперничества, которое будет развиваться под влиянием многочисленных факторов. Однако нет никакого сомнения, что геополитические идеи, выдвинутые и дополненные в начале прошлого века относительно неизбежности и естественности соперничества Запада с Россией, будут вновь востребованы. Углеводородные ресурсы являются слишком ценным и дорогим призом, который и определит ситуацию в Арктике в XXI веке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.