Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия. Вторичные диспозиции (Secondary dispositions).Индивидуальные черты, менее заметные и менее пригодные для характеристики личности




Вторичные диспозиции (Secondary dispositions). Индивидуальные черты, менее заметные и менее пригодные для характеристики личности, чем центральные диспозиции. Каждый имеет множество вторичных диспозиций,не слишком важных для описания данной личности, но проявляющихся тем не менее с некоторой регулярностью и ответственных за многие специфичные моменты в поведении человека.

Индивидуальные черты (Individual traits). См. Личная диспозиция.

Кардинальная диспозиция (Cardinal disposition). Наиболее мощный по мотивации (и редко встречающийся) тип персональной диспозиции. О кардинальной диспозиции можно говорить, когда человек обладает выделяющейся характеристикой, или главной страстью, столь преобладающей, что она доминирует над всей его жизнью.

Личность (Person). Динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление.

Морфогеничные процедуры (Morphogenic procedures). Предназначены для исследования свойств отдельной личности, имеют дело со структурированными возможностями организма как целого и допускают сравнение свойств одной и той же личности. Примерами морфогеничных процедур может служить обработка словесных записей, в том числе бесед, снов и признаний, дневников и писем, персонализированных вопросников и личностных шкал, а также экспрессивных и проективных документов.

Мотивационные диспозиции (Motivational dispositions). Наиболее интенсивно ощущаемые диспозиции, берущие свою мотивацию от основных потребностей (needs) и побуждений (drives). Мотивационные диспозиции инициируют действия.

Образ себя (Self-image). Четвертая стадия формирования проприума,происходящая у ребенка в возрасте от четырех до семи лет. В образе себя выражается видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, сюда также входят стремления или будущие цели. Изначально образ себя состоит в основном из представлений ребенка о себе как о «хорошем» или «плохом».

Общие черты (Common traits). Те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов в пределах данной культуры.

Ощущение своего тела (Bodily sense). Самый ранний из центральных аспектов личности, первая составляющая проприума,которая возникает у младенца.

Личная диспозиция (Personal disposition). Генерализованная нейропсихическая структура (специфическая для каждого индивидуума), способная отвечать на многие стимулы функционально одинаково, а также формировать последовательные (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения и руководить этим поведением. Оллпорт различает кардинальные, центральные и вторичные личные диспозиции, а также по степени воздействия на поведение — мотивационные и стилистические диспозиции.

Персеверативная функциональная автономия (Perseverative functional autonomy). Более элементарный из двух уровней функциональной автономии,относящийся к привычкам и действиям, которые не являются частью проприума. Персеверативная функциональная автономия свойственна как людям, так и животным и основана на простых неврологических принципах.

Проприативная функциональная автономия (Propriate functional autonomy). Руководящая система мотивации, придающая личности единство. Термин проприативная функциональная автономия применяется Оллпортом к самодостаточным мотивам, входящим в проприум.

Проприум (Proprium). Понятие, используемое Оллпортом для обозначения типов поведения и характеристик, которые мы воспринимаем как близкие, центральные и важные для нашей жизни. В понятие проприума входят ценности человека, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека. Оллпорт выделяет семь аспектов проприума,проявляющихся на последовательных стадиях формирования личности: ощущение своего тела, чувство постоянной самоидентификации, самоуважение, расширение своей личности, образ себя, рациональная личность и собственные стремления.

Расширение своей личности (Extension of self). Пятая стадия формирования проприума,происходящая в возрасте от четырех до семи лет. Ребенок расширяет свое понимание себя, включая в него все, что ему принадлежит (одежду, игрушки и домашних животных) и родственников: мать, отца, сестер и братьев.

Рациональная личность (Rational self). Шестой аспект проприума,формирующийся в школьные годы. Рациональная личность ответственна за абстрактное и рефлективное мышление и за умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира, включает способность рационально объяснять и отрицать, а также способность корректно рассуждать и находить решения жизненных проблем.

Самоидентификации (Self-identity). Второй ранний аспект развивающегося проприума. Самоидентификация включает мои мысли и чувства, а также мои воспоминания о них и мое восприятие всего этого как своего.

Самоуважение (Self-esteem) или самовозвышение (Self-enhancement). Один из трех ранних аспектов проприума,порождающий гордость, эгоизм, нарциссизм и другие действия или чувства, связанные с возвеличиванием собственного «я».

Собственные стремления (Propriate strivings). Седьмой, и последний, аспект проприума,возникающий в подростковом возрасте. Собственные стремления — это стремления, близкие человеку, то есть те, которые воспринимаются им как «именно его». Они основаны на воспоминаниях о прошлом опыте, но включают и мысли о будущем в форме реалистического планирования и намерений, являясь причиной определенной последовательности в действиях и размышлениях.

Стилистические диспозиции (Stylistic dispositions). Имеющие некоторую мотивационную силу, но сравнительно слабо ощущаемые личные диспозиции. Стилистические диспозиции руководят действиями, дают им окраску.

Функциональная автономия (Functional autonomy). Выдвинутая Оллпортом концепция, согласно которой большинство человеческих побуждений функционально независимы от изначальных мотивов, ответственных за поведение. Оллпорт рассматривает двухуровневую систему функциональной автономии, включающую функциональную автономию продленного действия и собственную функциональную автономию.

Центральные диспозиции (Central dispositions). Наиболее выдающиеся характеристики, вокруг которых концентрируется жизнь человека. Обычно каждый индивид имеет от пяти до десяти центральных диспозиций.

Черта личности (Trait). Нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Оллпорт различает общие черты и личные диспозиции.

Библиография.

Allport G. W., (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Henry Holt.

Allport G. W., (1955). Becoming: Basic consideration for a psychology of personality. New Heaven, CT: Yale University Press.

Allport G. W., (1961). Pattern and grouth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Allport G. W., (1962). The general and the unique in psychological science. Journal of Personality, 30.

Allport G. W., (1965). Letters from Jenny. New York: Harcourt, Brace & World.

Allport G. W, (1966). Traits revisited. American Psychologist, 21.

Allport G. W, (1967). An autobiography. In G. E. Boring & G. Lindzey (Eds.) A history of psychology in autobiography (Vol. 5) New York: Appleton-Century-Crofts.

Allport G. W., (1968). The person in psychology. Boston: Beacon Press.

Baldwin A. F., (1942). Personal structure analysis: A statistical method for investigating the single personality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 37.

Elmes A. C., (1994). Uncovering lives. New York: Oxford Press.

Feist J., Feist G., (1998). Theories of Personality, McGraw-Hill.

Paige J. M., (1966). Letters from Jenny: An approach to the clinical analysis of personality structure by computer. Cambridge, MA: M.I.T. Press.

Глава 29. Ролло Мэй: экзистенциальная психология.

РоллоМэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в 1994 году он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. За последние полвека это направление, чьи корни уходят в философию Серена Кьеркегора (Seren Kierkegaard), Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche), Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), Жана Поля Сартра (Jean-Paul Sartre) и других крупных европейских мыслителей второй половины XIX и первой половины XX века, широко распространилось по всему миру. Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

За годы работы в качестве психотерапевта Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, нежели на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас. В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится. Проницательные догадки о природе человеческого существования, получающие убедительное подтверждение в ходе дальнейшего анализа, способствовали популярности Мэя не только среди профессиональных психологов, но и среди широкой публики. И дело не только в этом. Работы Мэя отличаются простотой и глубиной основных положений, культивирующих здоровый прагматизм и рациональность в поведении конкретного индивида.

Задумываясь о коренных отличиях между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам. Многим людям, полагал он, недостает храбрости встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что они жертвуют большей частью своей свободы и пытаются уйти от ответственности, заявляя об изначальной несвободе своих действий. Не желая делать выбор, они теряют способность видеть себя такими, какие они есть на самом деле, и проникаются чувством собственной незначительности и отчужденности от мира. Здоровые же люди, напротив, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегают свою свободу и живут подлинной жизнью, честной по отношению к себе и другим. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.