В настоящем разделе мы рассмотрим некоторые динамические методы достижения расслабления. Они в значительно большей степени используют движения глаз и других органов тела. Отсю- да и их название.
3.4.1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ
Сетчатка человеческого глаза состоит из нескольких сло- ев. В одном месте все эти слои практически полностью исчезают и остается один светочувствительный слой. В этом месте нахо- дится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представ- ляющая собой маленькое круглое возвышение, которое называется МАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшое углубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ (см.рис.1). Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрение человека. Не случайно, когда человек хочет четко увидеть ка- кой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направ- лении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего вни- мания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органа зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем ос- тальные. Таким образом, ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется спо- собность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов. Как видите, в данном случае сравнение глаза с фотокаме- рой невозможно. Светочувствительная пленка в фотоаппарате, выступающая часто в подобных сравнениях в качестве аналога сетчатки, имеет равную чувствительность к свету во всех своих частях. Глаз же имеет точку максимальной чувствительности - центральную ямку. Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся види- мыми хорошо одновременно. На самом деле это не так. Просто глаз, обладая колоссальной скоростью движения и совершая мно- жество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успева- ет "обежать" все детали объектов центральной ямкой и передать в мозг за это время множество нервных импульсов. Мозг, также обладая высокой скоростью обработки информации, интерпретиру- ет эти сигналы, и у человека создается ощущение одновременно- го видения множества объектов четкими. Если, например, мы смотрим на какую-нибудь букву на про- верочной таблице, мы должны видеть ее лучше, чем любую другую букву на ней. Если мы рассматриваем какую-либо маленькую бук- ву на проверочной таблице и смотрим на ее верх, мы должны ви- деть низ и другие части этой буквы хуже, чем прямо рассматри- ваемый верх. При этом степень черноты верха должна быть выше, чем остальных частей. В то же время, чем четче видна буква, тем выше степень ее черноты и тем белее непокрытые краской места. Глаз при смотрении центральной фиксацией на объекты не должен испытывать никакого чувства напряжения. Когда глаз ов- ладевает центральной фиксацией, он находится в идеальном сос- тоянии покоя и может смотреть на объекты неопределенно долго без каких-либо признаков утомления. Если центральная фиксация идеальна, то и зрение, согласно Бэйтсу, идеально. Бэйтс утверждает, что "неизменным симптомом всех ано- мальных состояний глаз, как функциональных, так и органичес- ких, является то, что...центральная фиксация теряется. Эти обстоятельства связаны с тем, что когда зрение нор- мально, чувствительность ямки нормальна, но когда зрение ухудшается (по любой причине), чувствительность ямки снижает- ся до такой степени, что глаз видит точно так же и даже еще лучше другими частями сетчатки" [16, р.59]. Далее Бэйтс про- должает свою мысль: "Причиной такой потери функции центра зрения является психическое напряжение. Поскольку все ано- мальные состояния глаз (как органические, так и функциональ- ные) сопровождаются психическим напряжением, всем им необхо- димо должна сопутствовать потеря центральной фиксации. Когда мозг находится под напряжением, глаза обычно в большей или меньшей степени слепнут. В первую очередь слепнет центр зре- ния - частично или полностью, в зависимости от степени напря- жения. Если напряжение достаточно велико, в этот процесс мо- жет быть вовлечена вся или большая часть сетчатки. Когда фун- кция центра зрения частично или полностью подавлена, человек не может более видеть лучше всего точку, на которую он смот- рит. В таком случае объекты, на которые он не смотрит прямо, видны так же хорошо или даже лучше, поскольку чувствитель- ность сетчатки теперь становится приблизительно равной в каж- дой своей части или даже лучшей в части вне центра. Следова- тельно, во всех случаях нарушенного зрения человек неспособен видеть лучше всего то, на что он смотрит" [16, р.60]. Человек начинает пытаться увидеть все поле зрения одина- ково хорошо одновременно. Такое состояние, когда центральная фиксация теряется частично или полностью, называется ЭКСЦЕНТ- РИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ. При этом буквы или слова выглядят менее четкими, чем если бы глаз смотрел способом центральной фикса- ции. Края букв (их контуры) кажутся менее четкими, менее обозначенными и выглядят расплывчатыми. Могут быть искажены как форма букв (объектов), так и их размеры. Другими симпто- мами эксцентрической фиксации являются плавающие перед глаза- ми частички, множественные изображения объектов (их двоение, троение и т.д.), боль в глазах, их быстрое утомление, чувство напряжения в них и другие неприятные ощущения. Чтобы видеть какой-либо объект хуже, когда он смотрит в сторону, человек при эксцентрической фиксации вынужден отво- дить свой взгляд далеко в сторону от этого объекта. Иногда это расстояние измеряется метрами. Когда эксцентрическая фиксация становится делом привыч- ным, постоянное напряжение глаза, пытающегося увидеть все по- ле зрения одинаково хорошо одновременно, приводит к различно- го рода нарушениям зрения. Нередко оказывается, что эксцент- рическая фиксация - единственная причина ухудшения зрения. Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глаз с плохим зрением сознательно подражает свойствам нормального глаза, зрение первого всегда улучшается. Так, для восстанов- ления способности глаза к центральной фиксации нужна созна- тельная ее тренировка. Осуществляется это путем представления видения одной части поля зрения более четкой, чем все осталь- ные части. Человеку надо показать, что он не видит так же четко объекты в периферическом поле зрения (а таким полем фактически является все поле зрения за исключением точки, фиксируемой центральной ямкой), как прямо рассматриваемую точку. Для этой цели Бэйтсом разработаны специальные упражне- ния. С некоторыми из них вы уже встречались, с другими - вст- ретитесь. Так, вы можете делать шесть предложенных Бэйтсом упражнений из раздела 3.4.2. (упражнения NN 21-26). При их выполнении обращайте особое внимание на то, что точка, куда устремлен ваш взгляд в настоящий момент, видна лучше всего по сравнению с остальными объектами. На первых порах этой "точкой" у вас будет буква или, может быть, даже зона большего размера. Со временем, по мере овладения мастер- ством центральной фиксации, вы сможете видеть лучше всего зо- ну размером с маленькую точку, такую, какая стоит в конце этого предложения. Чтобы удерживать эту точку постоянно в своем представлении, вам надо будет непрерывно перемещаться по ней, видя прямо рассматриваемую зону лучше всего (как ви- дите, центральная фиксация тесно связана с перемещениями гла- за (см.раздел 3.4.2.)). Вам надо стремиться к максимальному сокращению размеров зоны, видимой лучше всего. Бэйтс утверж- дает, что чем ближе точка максимального зрения приближается к математической точке, не имеющей никакой площади, тем лучше зрение [16, р.59-60]. Ряд упражнений на развитие центральной фиксации был предложен Р.С.Агарвалом. Он довольно удачно соединил упражне- ния из древнеиндийских методов лечения с собственными разра- ботками. Последние представляют собой модификацию некоторых упражнений Бэйтса. Упражнения на развитие центральной фиксации использова- лись в древней Индии. Наиболее известно упражнение, которое называется Тратак, на так называемой Ом-карте. Слово "тратак" использовалось в санскрите для обозначения центральной фикса- ции. Тратак способствует сохранению хорошего зрения и улучше- нию плохого. Изображение Ом-карты вы найдете в книге (см.рис.5). В центре рисунка вы видите слово "ОМ", которое написано в традиционной манере, символизирующей высшую жизненную силу в созидательном действии. Подробное описание тренировки на Ом-карте приводится в изложении индийского профессора Р.С.Агарвала, который внимательно ознакомился с древними ме- тодами лечения, используемыми у него на родине, прежде чем слил их с системой Бэйтса [8, р.60-61].
УПРАЖНЕНИЕ N 11 (УПРАЖНЕНИЕ ТРАТАК НА ОМ-КАРТЕ)
Приведенные ниже варианты упражнений с Ом-картой способ- ствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, росту остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз.
ВАРИАНТ 1. Направьте свой взгляд на исходную точку знака в центре Ом-карты и заметьте, что часть, на которую вы смот- рите, кажется самой четкой. Затем начните медленно переме- щайть свой взгляд по знаку. Все время обращайте внимание на то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажет- ся чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза. За- метьте, что весь знак кажется теперь приобретшим более темный оттенок. Этот вариант упражнения можно делать на расстоянии от 30 сантиметров до 3 метров от Ом-карты.
ВАРИАНТ 2. Вокруг знака, как вы видите, имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите сейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные. Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову ("смотрите" на отрезки носом). Взгляд и голова должны дви- гаться вместе. Во время выполнения упражнения делайте мягкие моргания на каждом изломе. Упражнение можно делать, стоя от Ом-карты на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.
УПРАЖНЕНИЕ N 12
Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взг- ляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Де- лайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и предс- тавляя себе окружность. Это упражнение, если оно делается правильно, очень полезно, когда глаза более или менее обезд- виживаются, как это бывает в случаях глаукомы или заболеваний сетчатки.
Очень полезным для развития центральной фиксации являет- ся чтение текстов, написанных или напечатанных мелким шриф- том. Р.С.Агарвал обращает внимание на то, что многие древние манускрипты и религиозные тексты в Индии (например, Гита и Махабхарата) были написаны очень мелким шрифтом и предназна- чались для ежедневного чтения. (В настоящее время вместо этих текстов Р.С.Агарвал, М.Д.Корбетт и другие авторы рекомендуют для тренировки центральной фиксации пользоваться уменьшенной фотокопией текста из любой книги.) Большая часть людей, как отмечает в своей книге Р.С.Агарвал, занимающаяся традиционными индийскими ремеслами, где техника исполнения требует длительной работы с мелкими деталями - рисование, мелкая скульптура, вышивание и другие виды искусств - сохраняют прекрасное зрение до глубокой ста- рости [8, р.63]. Причину этого Агарвал видит в том, что эти виды тонких работ требовали от них великолепно развитой цент- ральной фиксации. Для развития центральной фиксации Бэйтсом и большинством его последователей - Агарвалом, Корбетт и другими - рекомен- дуется ежедневное чтение мелкого шрифта или шрифта диамант. Если вы не сможете достать такой мелкий шрифт, то воспользуй- тесь уменьшенной фотокопией любого текста. Многим людям, жа- ловавшимся на головные боли во время чтения, а также на неп- рерывный рост силы линз в очках для чтения, это упражнение принесло большую пользу. Если вы не можете читать его без оч- ков, то можете воспользоваться очками при чтении такого шриф- та некоторое время, но когда зрение улучшится, вам обязатель- но надо будет снимать их во время чтения. Помните: чтение мелкого шрифта должно происходить без какого-либо дискомфорта. Если вы испытываете неприятные ощу- щения, то немедленно прекратите чтение. Дискомфорт свидетель- ствует о наличии напряжения, т.е. о неправильном использова- нии вами своих глаз. Если чтение мелкого шрифта осуществляет- ся правильно, ничего подобного замечать вы не должны. Чтение мелкого шрифта не только не требует больших усилий, но и го- раздо легче, чем чтение крупного шрифта, конечно, если это делается в правильной, расслабленной манере.
Бэйтсом было обнаружено, что некоторым людям очень труд- но добиться видения объектов, не зафиксированных взглядом, хуже, чем прямо рассматриваемого объекта. "Большинству лю- дей,-пишет он,- без труда удается смотреть на низ большой буквы "С" на проверочной таблице и видеть ее верх хуже. Но в некоторых случаях не только не удается этого сделать, но даже не удается отделаться от крупных букв, если дистанция позво- ляет их увидеть. Такие крайние случаи иногда требуют значи- тельной изобретательности: во-первых, чтобы показать челове- ку, что он не видит лучше всего то, на что смотрит прямо, а во-вторых, чтобы помочь ему увидеть какой-нибудь объект при взгляде в сторону от него хуже, чем при взгляде прямо на не- го. Полезным было найдено использование в качестве одной из точек фиксации сильного источника света (или двух источников света в 5-10 футах (ПРИМ.АВТ.: фут равен приблизительно 30,5 см.) друг от друга). Человеку, когда он смотрит в сторону от источника света, легче увидеть его менее ярким, чем увидеть хуже какую-нибудь черную букву при взгляде в сторону от нее. Тогда в последующем сделать то же самое с буквой будет много проще" [16, р.64]. Далее он описывает один случай, который наглядно иллюстрирует практическое приложение сказанного им. Описание способа, каким Бэйтс восстановил зрение пациентки, вполне может служить в качестве самостоятельного упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ N 14
На прием к Бэйтсу пришла женщина со зрением 3/200 (ПРИМ.АВТ.: это означает, что зрение женщины было настолько плохим, что она лишь с 3 футов была способна увидеть то, что человек с нормальным зрением видел с 200 футов. Подробнее о том, как записывается состояние зрения, рассказано в главе 5), которая утверждала, что она лучше видит большую букву "С" (самая большая буква в проверочной таблице Снеллена. Располо- жена на самом верху таблицы), когда смотрит на какую-нибудь точку несколькими футами в стороне от нее, нежели при взгляде прямо на нее. Бэйтс обратил внимание пациентки на тот факт, что ее глаза быстро устают, а зрение ослабевает, когда она рассматривает объекты подобным образом. Затем он попросил ее посмотреть на яркий объект приблизительно в 3-х футах в сто- роне от проверочной таблицы. Это так сильно приковало ее вни- мание, что она смогла увидеть большую букву на проверочной таблице хуже. После этого при повторном взгляде на букву ей удалось увидеть ее лучше. Таким образом, пациентке было показано, что она может делать одно из двух: либо смотреть в сторону и видеть букву лучше, чем она видела ее до этого, либо смотреть в сторону и видеть ее хуже. Позже ей удалось научиться видеть букву хуже все время, пока она смотрела тремя футами в сторону от нее. Постепенно, с постоянным улучшением в зрении, ей удалось сократить это расстояние - сначала до двух футов, потом до одного фута и, наконец, до шести дюймов. В конце концов, пациентка смогла смотреть на низ буквы и видеть ее верх хуже или смотреть на верх буквы и видеть ее низ хуже. По мере тренировки она нау- чилась смотреть подобным образом и на более мелкие буквы. На- конец, она прочитала строку десять (стороку, которая обычно должна читаться с 10-ти футов) с расстояния 20 футов. Этим же методом она научилась читать шрифт диамант сперва с 12-ти дюймов, а затем и с 3-х дюймов. В итоге, благодаря одним лишь этим простым методам, она научилась видеть лучше всего то, на что был направлен ее взгляд. "Зрение ее,-пишет Бэйтс,- восс- тановилось полностью" [16, р.64].
Логическим продолжение использованного Бэйтсом метода является упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом [8, р.111]. Он использует яркий источник света, чтобы показать пациенту то, что при центральной фиксации он должен видеть лучше всего объект, на который непосредственно направлен взгляд.
УПРАЖНЕНИЕ N 15
Разместите источник света, например, лампочку в шести или больше метрах от себя. Посмотрите на нее, а потом отвели- те взгляд в сторону на какой-либо объект в 30 или больше сан- тиметрах от лампочки так, чтобы она показалась менее яркой. Путем тренировки и изменения дистанции до фиксируемой в сто- роне от источника света точки пациент на собственном опыте должен убедиться в том, что источник света виден лучше всего тогда, когда взгляд направлен прямо на него. Чтобы улучшить центральную фиксацию, необходимо восполь- зоваться проверочной таблицей. Возьмите ее в свои руки. Пос- мотрите на белый фон непосредственно под буквой "Б" (В табли- це Сивцева используется самая большая буква "Б", которая рас- положена на первой строке сверху). При этом вы будете видеть букву "Б" целиком, но нижняя ее часть будет казаться более четкой, чем верхняя. Теперь переместите свой взгляд на белое поле прямо над буквой "Б" и заметьте, что верхняя ее часть стала более четкой, чем ее низ. Переместите таким способом свой взгляд с верха буквы вниз и обратно три раза. Проделайте аналогичные упражнения с буквами на следующих строках проверочной таблицы вплоть до шестой или седьмой строки. Если часть буквы, рассматриваемая прямо, не видна лучше всего, то закройте глаза на полминуты и вспоминайте черный или белый цвета. Затем откройте глаза и вновь поработайте с буквой. "Чем меньше рассматриваемая таким способом буква,- пи- шет Бэйтс,_ или чем короче расстояние, на которое пациент вы- нужден смотреть в сторону от какой-либо буквы, чтобы увидеть противоположную ее часть неясно, тем больше степень расслаб- ления и лучше зрение. Когда станет возможным смотреть на низ какой-либо буквы и видеть верх ее хуже, или смотреть на верх буквы и видеть низ хуже, станет возможным и видение этой бук- вы совершенно черной и четкой. Сперва такое зрение может прийти только проблесками - буква четко выявится на какой-то момент, а потом исчезнет. Но постепенно, если тренировки бу- дут продолжаться, центральная фиксация станет привычной" [16, р.63]. .............................................................
Обычно крайние степени эксцентрической фиксации встреча- ются при высокой степени миопии. Таким людям практиковать ви- дение хуже не рассматриваемой прямо точки надо на близком расстоянии, где у них еще сохранилось хорошее зрение. Посте- пенно расстояние надо увеличивать. Во всех случаях тренировки центральной фиксации Бэйтс рекомендует думать не столько о точке, рассматриваемой прямо, как видимой лучше всего, сколько о точке, не рассматривамой прямо, как видимой хуже. "Объясняется это тем,- пишет Бэйтс,- что тренировка на буквах в большинстве случаев имеет тенден- цию усиливать напряжение, под которым уже работает глаз. Одна часть какого-либо объекта видна лучше всего только тогда, когда мозг удовлетворяется видением большей его части неяс- ным. Когда степень расслабления увеличивается, площадь части, видимой хуже, начинает расти, пока часть, видимая лучше все- го, не станет просто точкой" [16, р.65-66]. Бэйтс отмечал в своей работе, что пределы зрительных возможностей человека зависят от степени достигаемой им цент- ральной фиксации. Чем выше степень центральной фиксации, тем более мелкие детали он способен разглядеть. Центральная фик- сация, практикуемая даже человеком с нормальным зрением, су- щественно повышает остроту его зрения. В принципе, можно даже добиться видения невооруженным взглядом спутников Юпитера. Центральная фиксация оказывает благотворное влияние не только на зрение, но и на другие функции организма. Посколь- ку, как объясняет Бэйтс, центральная фиксация невозможна без совершенного психического контроля, то центральная фиксация глаз означает и центральную фиксацию мозга (психики). Это значит, что при использовании центральной фиксации в своей деятельности человек может существенно развить свои психичес- кие способности - укрепить память, развить наблюдательность и т.д. Таким образом, вы ознакомились с основами центральной фиксации. В системе Бэйтса она применяется, как правило, вместе с упражнениями на перемещение и раскачивание. В жизни же эти два свойства нормального глаза неразделимы. О том, что представляют собой перемещения и раскачивания, вы узнаете из следующего раздела.
3.4.2. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕ
Первейший закон зрения - это движение. Глаз видит только тогда, когда он находится в непрерывном движении. Для того, чтобы зарегистрировать изображение объекта на сетчатке, глазу достаточно всего 1/150 секунды. Поэтому нормальный глаз осу- ществляет колоссальное количество перемещений в единицу вре- мени, обеспечивая иллюзию непрерывного видения достаточно большого объекта. Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольные движения глаз - это движения, осуществляемые при перемещении взгляда с одной точки на дру- гую. Непроизвольные движения глаз непрерывны, осуществляются автоматически, имеют очень маленькую амплитуду и незаметны при внешнем осмотре глаз. Если произвольные перемещения осуществляются легко и часто, то непроизвольные движения носят нормальный характер. Но если появляется напряжение (из-за пристального смотрения и по другим причинам), нарушающее произвольные движения, непро- извольные перемещения глаз становятся аномальными, что еще больше увеличивает существующее напряжение [73, р.34]. Чтобы нормализовать как произвольные, так и непроизволь- ные перемещения глаз, в системе Бэйтса предлагаются специаль- ные упражнения. Основанием для их использования послужил вы- явленный Бэйтсом факт положительного воздействия на зрение сознательного подражания глазом с плохим зрением свойству нормального глаза непрерывно перемещаться. Как мы уже отмечали выше, нормальный глаз имеет нормаль- ное зрение лишь в случае, когда он находится в расслабленном состоянии. Такое состояние возможно только тогда, когда чело- век не прилагает усилий увидеть объект. Нормальный глаз, ког- да он не может разглядеть какого-либо объекта, тут же переме- щается на другой. При этом человек с нормальным зрением всег- да может наблюдать интересную иллюзию, заключающуюся в том, что все рассматриваемые объекты кажутся движущимися. Если, например, рассматривается какая-нибудь буква в отдалении, то она кажется совершающей легкие движения в различных направле- ниях. При ходьбе тротуар кажется движущимся в противоположном направлении, а дома по обе стороны улицы, особенно, если они находятся близко, кажутся уходящими назад. При чтении страни- ца кажется уходящей в сторону, противоположную движению ваше- го взгляда. Если мы посмотрим на правый бок какой-либо буквы, она окажется слева от направления нашего взгляда и, таким об- разом, появится иллюзия, что она сдвинулась влево. При взгля- де на левый бок буквы она окажется справа от направления на- шего взгляда, и появится иллюзия качка буквы вправо. Анало- гично, при взгляде на верх буквы или на ее низ она нам пока- жется качнувшейся, соотвественно, вниз или вверх. Если же мы будем непрерывно перемещать свой взгляд, например, с левого бока буквы на правый и обратно, то при нормальном зрении дол- жна появиться иллюзия раскачивания буквы (маятникообразное качание). Как и любую вещь, перемещение взгляда можно делать пра- вильно и неправильно. НЕПРАВИЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда будет такое движение глаз, которое осуществляется в направлении ином, нежели дви- жение головы. И наоборот, нельзя перемещать голову в направ- лении отличном от направления движения глаз, если вы хотите сохранить при этом идеальное зрение. Движение головы должно осуществляться в том же направлении, что и движение глаз, т.е. их движения должны быть согласованными. Неправильным бу- дет, если вы будете поворачивать свои глаза, а голову будете держать неподвижной. Другим случаем неправильного перемещения взгляда является ситуация, когда глаза остаются неподвижными, а голова движется. Чтобы приучить себя к правильным скоорди- нированным движениям глаз и головы проделайте следующие прос- тейшие упражнения [8, р.135].
УПРАЖНЕНИЕ N 16
Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз голо- вой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемеще- ния глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в гла- зах появилось напряжение.
УПРАЖНЕНИЕ N 17
Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Гла- за при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.
УПРАЖНЕНИЕ N 18
Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза вправо, и наоборот.
УПРАЖНЕНИЕ N 19
Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего, читайте ее, перемещая одновременно глаза и голову из стороны в сторону.
В результате правильно осуществляемых перемещений глаз появляется иллюзия движения объектов (их раскачивания, коле- бания). Если перемещения делать правильно, свидетельством че- го является такое кажущееся движение, то они окажут большую помощь в восстановлении зрения. Такие перемещения предотвра- щают попытки глаз пристально смотреть на объекты и, таким об- разом, снимая напряжение глаз, способствуют улучшению зрения. Многим людям довольно трудно объяснить, как это могут двигаться неподвижные объекты. Они твердо вбили себе в голову то, что это просто невозможно. Делая упражнения на перемеще- ние и раскачивание, они "цепляются" за эти объекты глазами, которые тут же начинают напрягаться. Естественно, что в этом случае объекты остаются неподвижными. Как побочный результат такой неправильной техники исполнения упражнений могут поя- виться неприятные ощущения в глазах, головокружение, иногда чувство легкой тошноты. Таким людям и особенно людям с плохим зрением обязатель- но надо добиться представления, что неподвижные объекты дви- жутся. Успешным в обучении этой категории пациентов представ- лению движения неподвижных объектов показал метод, предлагае- мый Р.С.Агарвалом [8, р.114]. Поступите следующим образом.
УПРАЖНЕНИЕ N 20
Повесьте проверочную таблицу на расстоянии около 4,5 метров от пациента. Пусть он посмотрит на какую-либо точку одним метром правее таблицы. Тогда она окажется слева от рас- сматриваемой точки и будет сдвигаться дальше влево, если вы будете перемещать свой взгляд правее. Затем пусть пациент посмотрит левее от проверочной таблицы. Таблица сдвинется вправо по отношению к рассматриваемой точке. Чем шире будет перемещение взгляда от одной точки к дру- гой, тем больше будет качок (колебание) таблицы. Путем повто- ра пациент должен осознать, что всякий раз, когда рассматри- ваемая точка смещается вправо от проверочной таблицы, таблица и все другие объекты должны сместиться влево, и наоборот. Когда это будет твердо усвоено, производить иллюзию раскачи- вания станет все легче и легче. Пациент, как бы твердо он ни уверовал в то, что неподвижные объекты не могут двигаться, вынужден будет признать, что когда его взгляд смещается в од- ну сторону, таблица сдвигается в противоположную. Существова- ние этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто не сможет не представлять неподвижные объекты движущимися всякий раз, когда глаза перемещаются справа налево, слева направо или в любых других направлениях. Добиться этого обыч- но удается за довольно короткое время.
Это свойсто нормального зрения - видеть объекты движущи- мися при перемещении глаза, как правило, теряется при его ухудшении. Для восстановления нормальной работы глаз Бэйтсом были разработаны специальные упражнения на перемещение и раскачи- вание [16, р.108-112]. Они приводятся ниже. При исполнении этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерс- твом центральной фиксации. Поэтому до того, как вы приступите к ним, было бы хорошо ознакомиться с содержанием раздела 3.4.1.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление